Слайд 1 «Новая технология управления качеством обучения в общеобразовательной школе - «Биоинформатика и
синергетика- БиС»
(Вассерман Ф.Я.)
г. Семей - 2016
КГУ «СОШ – лицей №7»
учитель начальных классов : Серикпаева Ж.М.
Слайд 2
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом
случае он обретает право учить.
Лизинский В.М.
Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей
М.Барбер
Слайд 4 Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений
и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций.
Научить всему невозможно. Куда важнее научить учащихся добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на
Слайд 5организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств,
компетенций. Это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное
достижение результата педагогической деятельности в сфере образования и воспитания. Поэтому невозможно представить современный процесс обучения без использования инновационных технологий. Одной из таких технологий является БиС –технология Ф. Я. Вассермана.
Познакомившись со структурой технологического процесса теории и практики, назначением технологических карт, можно сказать, что их цели, а именно: развитие речи, внимания, скорости мышления, памяти и увеличения КПД усвоения предмета на уроке во многом решают поставленные учителем задачи.
Слайд 6 Это лучшая система по управлению качеством на территории СНГ.
Прежде всего она дает конкретный и ощутимый результат в обычной массовой школе без предварительного отбора учащихся. Технология разработана для учителя, ученика и школы. Требуется только доска, мел, тряпка и желание учителя. Главный секрет технологии - забота об учителе. Решить это проблему непросто, но возможно, работая по технологии «БиС».
Во первых: значительно облегчается поурочное планирование.
Во вторых: учитель и не должен ничего разрабатывать, никаких дополнительных материалов. Более того – это запрещено по требованиям технологии.
В третьих: подготовлены стандарты содержания для учителей по всем предметам на базе ГОСО РК.
Слайд 7 Применение технологии позволяет повысить качество обучения в два и
более раза, качество развития учащихся в несколько раз. Норматив качества обучения не ниже 63% на каждом уроке. Участие на уроке каждого ученика. Измерение и оценка качества независимы от учителя.
Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, при обучении по данной методике меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Суть БиС -технологии состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют
Слайд 8возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и
думают. Так на традиционном уроке мы можем опросить и поставить оценку 5-7 учащимся. При работе же по технологическим картам, в классе работает каждый ученик, на каждом уроке. Наполняемость оценок решается просто. И оценка не может быть случайной, потому что её нужно зарабатывать и подтверждать каждый урок.
Биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды.
Синергетический подход связан с исследованными
П.К.Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения.
Слайд 9 Основным вкладом технологии “БиС” в развитие образования Казахстана является
разработка объективных критериев показателей и параметров измерения качества обучения, а также создание эффективных педагогических условий для формирования операциональной системой управления качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации.
Управление качеством обучения - это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средства и форм управления обучением разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения.
Слайд 10 ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ КАЧЕСТВА ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ «БИС».
Правило№1
Качество-это производительность работающих на уроке детей.
Правило№2 Качество- это объективные измерители.
Правило№3 Качество- зависит от объяснения.
Правило№4 Качество – это содержание учебных предметов.
Правило№5 Качество – зависит от учителя и его квалификации.
Правило№6 Качество- зависит от ученика.
Слайд 11 В технологии разработаны способы подсчета скорости мышления, памяти и
словарного запаса. Организована и реализуется на практике специализированная система управления качеством
Управление качеством обучения – это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средств и форм управления обучением, разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения. Достижение качества в школе невозможно без измерения достижений учащихся. В традиционных устаревших методиках каждый учитель определяет сложность и источник заданий по- своему. В связи с этим невозможно точно определить, насколько качественно подготовлены учащиеся.
Слайд 12В технологии эта проблема также успешно решена. Разработаны стандарты содержания для
передачи знаний – ОСУДы (обобщенные способы учебной деятельности) и стандарты для отработки умений и навыков - тренажеры.
Тренажеры – это стандартизированные задания трех уровней по различным предметам: НПС – нижний; ППС-промежуточный; ВПС-высокий. Механизм измерения, контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися учебного материала состоит из трех единиц измерения - НПС, ППС, ВПС.
НПС - нижний порог сложности. Соответствует уровню актуального развития ребенка . Предполагает подачу минимального количества единиц УЭ (учебные элементы, представляют собой информационные единицы конкретного
Слайд 13предмета, составляющие количественные данных пригодных к измерению. Учебные элементы заложены в
шкалу возрастания:
-минимальные единицы (цифры, числа, буквы, слова, словосочетания);
-максимальные единицы (числовые выражения, предложения, формулы, правила, понятия и законы).учебного элемента) в зависимости от синергетических измерителей обратной связи;
ППС - промежуточный порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную величину;
ВПС - верхний порог сложности. Соответствует уровню ближайшего развития учащихся соответствует в два раза большей сложности содержания единиц Учебных элементов
Слайд 14(УЭ) в учебном материале относительно ППС и в три раза большему
уровню единиц (УЭ) по сравнению с ППС. В основу механизма измерения, контроля дифференциации по уровню содержания учебного материала заложена оперативная и практическая применимость для преподавателей-практиков.
Слайд 15 Технологические карты позволят учителю проводить уроки с высоким качеством.
Перечень карт:
алгоритм,
биоинтернет,
тренажер,
устный урок-1,2, 3,
логика,
лидер,
СРВ,
ИСН.
Всего-11.
Одним из измерителей является проверка ТСЗ (тематического словарного запаса).
Слайд 16 К главным инструментам управления качеством автор относит:
1. МПМ
– матрицу посадочных мест.
Слайд 17 Она разработана для увеличения уровня охвата учителем учащихся в классе
на уроке .Если на обычном уроке качество управления составляет не более 20-25%, то на уроке с применением МПМ качество управления, по мнению автора, стремится к 100%.
Она отражает порядок, в котором ученики сидят за партами в классе. У каждого ученика своя ячейка, куда заносятся все отметки о его достижениях в ходе урока.
Работа по МПМ напоминает игру в морской бой и идет строго с использованием символов. Учитель указывает ячейку, но не называет имени и фамилии, например: можно сказать А1 и ученик, сидящий за первой партой первого ряда у окна должен встать и ответить на поставленный вопрос. Время на начало ответа не более 3 секунд. Ставится плюс
Слайд 18или минус, запрещается использовать другие символы. После урока по количеству отметок
ставится оценка в журнал. Опрос происходит произвольно и не по порядку.
2. 5+30.
Управление качеством невозможно без точных измерений во времени. Для этого разработан норматив времени выполнения задания «5+30».
Работает следующим образом: перед началом выполнения задания учитель предупреждает, учащихся о том, что после того, как первые 5 учеников выполнят задание, всему классу останется всего 30 секунд для окончания работы. Это позволяет ориентироваться на лучших учащихся и стандартизировать время выполнения заданий. При этом время выполнения заданий в разных классах может быть разным в зависимости от подготовки учащихся.
Слайд 19 3. Словарный запас:
ОСЗ (общий словарный запас)
ТСЗ (тематический словарный запас
ССЗ
(специальный словарный запас)
ОСЗ включает в себя написание за определенное время нормативного количества слов. Применяется в начале учебной четверти как входящий контроль для определения готовности учащихся к словарной работе. Каждый ученик должен сдать норматив ОСЗ и получить допуск к ТСЗ и ССЗ. ТСЗ включает в себя написание за определенное время нормативного количества предметных терминов, понятий по изучаемой теме.
ССЗ включает в себя написание за определенное время нормативного количества усвоенных на момент измерения терминов, понятий и правил, относящихся к определенному предмету. Применяется как итоговый контроль.
Слайд 22 Структура технологической карты «Устный
урок 1»
1. Организационный момент. Постановка цели.
- Правила работы по карте.
- Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Введение в тему урока.
- Раскрытие ключевых слов на доске по теме.
- Работа по МПМ (матрица посадочных мест).
2. Организация восприятия
- Развитие внимания и памяти. (на доске написаны 7 слов (НПС — нижний порог сложности)
3. Запись по памяти
- Ввести в МПМ первые отметки (6-7 слов = отметка «+»)
4. Организация осмысления
- Работа с текстом на основе ключевых слов (время работы 3 минуты на лист учебника)
Слайд 23Стр
щ
5. Перекрестный опрос (первичная проверка понимания) — вопросы репродуктивного типа
-
указать ячейку, задать вопрос — 3 сек. на ответ. (если есть ответ - отметка «+»)
- Внести данные в МПМ.
6. Анализ и рефлексия перекрестного опроса
- Оценить уровень усвоения, если нет нормы — провести обсуждение и
дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему.
- Внести данные в МПМ — вторая отметка.
7. Критический опрос (первичное закрепление)- вопросы проблемного типа
- указать ячейку, задать вопрос — 3 сек. на ответ. (если есть ответ - отметка «+»)
- Внести данные в МПМ.
8. Анализ и рефлексия критического опроса.
Слайд 24- Оценить уровень усвоения, если нет нормы — провести обсуждение и
дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему.
- Внести данные в МПМ — третья отметка.
9. Тематический словарный запас
- Письменный рассказ по теме урока (время — 5 минут, норма для учащихся 7-11 классов — от 63 слов и выше)
- Внести данные в МПМ — четвертая отметка.
10. Анализ урока
- Обобщение темы, заключительные выводы, подведение итогов.
- Оценивание учащихся. (4 “+”- оценка 5 (отлично), 3 “+”- оценка 4 (хорошо), 2 “+”- оценка 3 (удовлетв), 1 “+”- оценка 2 (неудовл)