Слайд 1ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»
Научный проект
«Значение обрядовых
кукол»
Руководитель проекта: учитель
начальных классов Садвакасова Л.А
Автор проекта: ученица 3 класса
Бугаева Лилия
Слайд 2Актуальность темы исследования: У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные
русские. Но я, почему-то, не очень люблю в них играть. Но выбрасывать мне их не хочется. В прошлом году у нас в классе проводилось мероприятие «Музей в чемодане»: мы делали тряпичные куклы своими руками. Вот такие игрушки мне пришлись по душе. Потом я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые куклы. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование.
Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла
Слайд 3Цель: изучение истории возникновения традиционных обрядовых кукол.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме
исследования;
Изучить историю возникновения обрядовых кукол;
Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников;
Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол;
Привлечь внимание современников к старинному искусству создания
Слайд 4Гипотеза: если изучить обрядовые куклы, то можно узнать их значение для
людей.
Методы исследования:
Анкетирование (2-4 классы СОШ № 30)
Выбор и анализ информации из печатных и медийных источников
Определение технологии изготовления обрядовых кукол.
Слайд 5Что я узнала нового о куклах: из нескольких источников я нашла
разные определения понятия «кукла».
Кукла:
1. Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочее подобие человека, а иногда и животного.
2. Детская игрушка в виде фигурки человека.
3. Бездушное, безжизненное существо.
Связывает эти определения одно: кукла - это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире.
У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца.
Слайд 6.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов
бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.
В славянских (русских, белорусских, украинских, польских и др.) крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы:
свернутые (скрутки), т.е. сделанные без шитья иголкой и шитые.
Куклы по своему назначению довольно четко разделялись на: игровые, обереговые, обрядовые.
Куклы, наделенные продуцирующей магией, помогали достичь благополучия в повседневной жизни, справляться с большими объемами любой работы, упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Слайд 7Защитная кукла берегла семью от ссор, болезней и невзгод, служила оберегом
от порчи и сглаза.
Очистительная куколка помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. После «использования» её выбрасывали, сжигали или бросали в реку. Яркий пример этому - дошедший до нас обычай мастерить и сжигать куклу Масленицу на проводы зимы. Сгорая, кукла заодно превращает в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.
Куклы-заместители представляли какого-то конкретного человека. Их мастерили, когда кто-то покидал семью (уходил на войну или заработки). Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего больного).
Слайд 8Анализ анкеты младших школьников
«Что мы знаем о обрядовых куклах»
В опросе принимали участие 20 учащихся 2 класса, 23 школьника 4 класса СОШ № 30 г.Павлодара.
В результате проведенного опроса выяснилось, что большинство учеников 2-х классов (70%) знают что такое обрядовая кукла. У четвероклассников представление более чёткое: 65% опрошенных утверждают, что знают, что такое обрядовая кукла.
Слайд 9Из второклассников 14 % – не смогли выбрать определение обрядовой куклы,
1/4 часть думает, что обрядовая кукла – это современная популярная кукла. Половина опрошенных считает обрядовой куклу, сделанную своими руками, большинство ребят логично предположили, что она создаётся для праздников и обрядов. И только 28 % считают такую куклу древней и народной. Четвероклассники выбирают определение – «кукла для проведения праздников и обрядов». 17% добавляют, что это древняя народная кукла, 18% - кукла, сделанная своими руками
своими руками
Слайд 10Умеют делать обрядовую куклу - 36% второклассников и 43% четвероклассников.
Хотят научиться
делать обрядовую куклу - 44% второклассников, четвероклассников -20% .
Практическая работа
Изучение технологии изготовления обрядовых кукол .
Изучая обрядовые куклы, я поняла, что если хочешь сделать хороший подарок, нужно сделать куклу. Ведь лучший дар – это вещь, сделанная своими руками от души и для добра. Познакомившись со многими текстильными куклами, я научилась делать некоторые из них. Изготовляя куклы, я получила огромное удовольствие, а когда мои одноклассники увидели результаты моего труда, многие захотели сделать такие куклы сами.
.
Слайд 13
Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая
плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.
Слайд 14 Зерновушка – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной
страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.
Слайд 15День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов
(черная и белая, позже – синяя и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
Слайд 16 Пеленашка - когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала
в люльку, что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.
Слайд 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша гипотеза подтвердилась. Древнее искусство создания обрядовых народных кукол
живёт до сих пор.
В традиционной славянской обрядовой кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь.
Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это оберег человеческой души и судьбы, символ предков. Это символ Большой Матери, которая сотворила всё сущее и бережёт до сих пор рождённые ею души.
Играя, дети воспроизводят жизненные ситуации (свадьба, прием гостей, рождение младенца), это приобщает их к традициям, культуре народа, доброте и красоте. Тем самым куклы вводят ребенка в большой мир.
Слайд 18
Сегодня среди разнообразия современных кукол народные
куклы из ткани являются особым видом с необъятной энергетикой, благотворно влияющие на психику и здоровое развитие ребёнка. Именно поэтому в наши дни они становятся всё более и более популярными.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Традиционная тряпичная кукла сегодня переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Слайд 19Литература
Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка.- М, 2009.
Ожегов С.И.
Толковый словарь русского языка.- М, 1996.
Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.
Фасмер М. Этимологический словарь.2008
Котова И.Н., Котова А.С."Русские обряды и традиции. Народная кукла" - СПб.,2006;
Забылин М. «Русский народ», М, 1992;
Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
Интернет ресурсы
http://stranamasterov.ru Страна мастеров
http://www.treeland.ru История народной куклы
http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
http://www.rukukla.ru Народные куклы.