Презентация, доклад на тему НОУ Значение обрядовых кукол

Актуальность темы исследования: У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные русские. Но я, почему-то, не очень люблю в них играть. Но выбрасывать мне их не хочется. В прошлом году у нас в классе проводилось мероприятие

Слайд 1ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»


Научный проект
«Значение обрядовых

кукол»
 
 
Руководитель проекта: учитель
начальных классов Садвакасова Л.А

Автор проекта: ученица 3 класса
Бугаева Лилия

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» Научный проект   «Значение обрядовых кукол»  Руководитель проекта: учитель начальных классов

Слайд 2Актуальность темы исследования: У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные

русские. Но я, почему-то, не очень люблю в них играть. Но выбрасывать мне их не хочется. В прошлом году у нас в классе проводилось мероприятие «Музей в чемодане»: мы делали тряпичные куклы своими руками. Вот такие игрушки мне пришлись по душе. Потом я поняла, что это не просто игрушки, а древние народные обрядовые куклы. Мне очень захотелось узнать о них побольше. Так началось моё исследование.
Бесценным источником знаний о русской культуре является народное творчество. Одним из интереснейших фольклорных направлений, безусловно, является народная обрядовая кукла

Актуальность темы исследования: У меня дома много кукол: Барби, Братц, различные русские. Но я, почему-то, не очень

Слайд 3Цель: изучение истории возникновения традиционных обрядовых кукол.

Задачи исследования:
Проанализировать литературу по теме

исследования;
Изучить историю возникновения обрядовых кукол;
Определить актуальность обрядовых кукол среди современных школьников;
Исследовать на практике традиционные технологии изготовления кукол;
Привлечь внимание современников к старинному искусству создания
Цель: изучение истории возникновения традиционных обрядовых кукол.Задачи исследования:Проанализировать литературу по теме исследования;Изучить историю возникновения обрядовых кукол;Определить актуальность

Слайд 4Гипотеза: если изучить обрядовые куклы, то можно узнать их значение для

людей.

Методы исследования:
Анкетирование (2-4 классы СОШ № 30)
Выбор и анализ информации из печатных и медийных источников
Определение технологии изготовления обрядовых кукол.



Гипотеза: если изучить обрядовые куклы, то можно узнать их значение для людей.Методы исследования:Анкетирование (2-4 классы СОШ №

Слайд 5Что я узнала нового о куклах: из нескольких источников я нашла

разные определения понятия «кукла». Кукла: 1. Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и прочее подобие человека, а иногда и животного. 2. Детская игрушка в виде фигурки человека. 3. Бездушное, безжизненное существо. Связывает эти определения одно: кукла - это всегда отражение человека в культуре. Это выражение знаний человека о мире и миропорядке, о месте его в этом мире. У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения. Куклы многих народов, несмотря на их различия, во многом сходны по конструкции, форме, украшению. Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца.
Что я узнала нового о куклах: из нескольких источников я нашла разные определения понятия «кукла». Кукла: 1.

Слайд 6.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов

бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. В славянских (русских, белорусских, украинских, польских и др.) крестьянских семьях самыми распространенными были тряпичные или текстильные куклы, которые можно разделить на две группы:
свернутые (скрутки), т.е. сделанные без шитья иголкой и шитые.
Куклы по своему назначению довольно четко разделялись на: игровые, обереговые, обрядовые.
Куклы, наделенные продуцирующей магией, помогали достичь благополучия в повседневной жизни, справляться с большими объемами любой работы, упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

.   Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом

Слайд 7Защитная кукла берегла семью от ссор, болезней и невзгод, служила оберегом

от порчи и сглаза. Очистительная куколка помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. После «использования» её выбрасывали, сжигали или бросали в реку. Яркий пример этому - дошедший до нас обычай мастерить и сжигать куклу Масленицу на проводы зимы. Сгорая, кукла заодно превращает в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму. Куклы-заместители представляли какого-то конкретного человека. Их мастерили, когда кто-то покидал семью (уходил на войну или заработки). Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего больного).
Защитная кукла берегла семью от ссор, болезней и невзгод, служила оберегом от порчи и сглаза.

Слайд 8Анализ анкеты младших школьников «Что мы знаем о обрядовых куклах»





В опросе принимали участие 20 учащихся 2 класса, 23 школьника 4 класса СОШ № 30 г.Павлодара.
В результате проведенного опроса выяснилось, что большинство учеников 2-х классов (70%) знают что такое обрядовая кукла. У четвероклассников представление более чёткое: 65% опрошенных утверждают, что знают, что такое обрядовая кукла.



Анализ анкеты младших школьников  «Что мы знаем о обрядовых куклах»

Слайд 9Из второклассников 14 % – не смогли выбрать определение обрядовой куклы,

1/4 часть думает, что обрядовая кукла – это современная популярная кукла. Половина опрошенных считает обрядовой куклу, сделанную своими руками, большинство ребят логично предположили, что она создаётся для праздников и обрядов. И только 28 % считают такую куклу древней и народной. Четвероклассники выбирают определение – «кукла для проведения праздников и обрядов». 17% добавляют, что это древняя народная кукла, 18% - кукла, сделанная своими руками
своими руками

Из второклассников 14 % – не смогли выбрать определение обрядовой куклы, 1/4 часть думает, что обрядовая кукла

Слайд 10Умеют делать обрядовую куклу - 36% второклассников и 43% четвероклассников.
Хотят научиться

делать обрядовую куклу   - 44% второклассников, четвероклассников -20% .


Умеют делать обрядовую куклу - 36% второклассников и 43% четвероклассников.Хотят научиться делать обрядовую куклу   - 44%

Слайд 11

Практическая работа
Изучение технологии изготовления обрядовых кукол .
Изучая обрядовые куклы, я поняла, что если хочешь сделать хороший подарок, нужно сделать куклу. Ведь лучший дар – это вещь, сделанная своими руками от души и для добра. Познакомившись со многими текстильными куклами, я научилась делать некоторые из них. Изготовляя куклы, я получила огромное удовольствие, а когда мои одноклассники увидели результаты моего труда, многие захотели сделать такие куклы сами.


.


Слайд 12 Моя коллекция обрядовых кукол.

Моя коллекция обрядовых кукол.

Слайд 13 Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла, символизирующая

плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.



Слайд 14 Зерновушка – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной

страды, а затем пузатую куколку устанавливали на амбарных сундуках, чтобы урожай будущий был еще богаче.
Зерновушка – в ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем пузатую куколку устанавливали

Слайд 15День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов

(черная и белая, позже – синяя и белая), подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.
День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя

Слайд 16 Пеленашка - когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала

в люльку, что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.
Пеленашка - когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку, что бы та согревала

Слайд 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша гипотеза подтвердилась. Древнее искусство создания обрядовых народных кукол

живёт до сих пор.
В традиционной славянской обрядовой кукле закодирована жизненно важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь.
Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это оберег человеческой души и судьбы, символ предков. Это символ Большой Матери, которая сотворила всё сущее и бережёт до сих пор рождённые ею души.
Играя, дети воспроизводят жизненные ситуации (свадьба, прием гостей, рождение младенца), это приобщает их к традициям, культуре народа, доброте и красоте. Тем самым куклы вводят ребенка в большой мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Наша гипотеза подтвердилась. Древнее искусство создания обрядовых народных кукол живёт до сих пор. В традиционной

Слайд 18
Сегодня среди разнообразия современных кукол народные

куклы из ткани являются особым видом с необъятной энергетикой, благотворно влияющие на психику и здоровое развитие ребёнка. Именно поэтому в наши дни они становятся всё более и более популярными.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Традиционная тряпичная кукла сегодня переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Сегодня среди разнообразия современных кукол народные куклы из ткани являются особым видом

Слайд 19Литература
Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка.- М, 2009.
Ожегов С.И.

Толковый словарь русского языка.- М, 1996.
Ушаков Д.Н.Толковый словарь.- М, 1998.
Фасмер М. Этимологический словарь.2008
Котова И.Н., Котова А.С."Русские обряды и традиции. Народная кукла" - СПб.,2006;
Забылин М. «Русский народ», М, 1992;
Дайн Г.Л., М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.
Интернет ресурсы
http://stranamasterov.ru Страна мастеров
http://www.treeland.ru История народной куклы
http://www.kukolnihdelmaster.ru История кукол
http://www.rukukla.ru Народные куклы.
ЛитератураДаль В.И Толковый словарь живого великорусского языка.- М, 2009. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.- М, 1996.Ушаков

Слайд 20Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть