Слайд 1Нормативно-правовая база в сфере физической культуры и спорта
Преподаватель ГПОУ «Новокузнецкое училище
(техникум) олимпийского резерва Горбачева А.А
Слайд 2Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии
со следующими принципами
• непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности, поскольку физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека;
• учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние.
В соответствии с этим принципом государство в равной степени уделяет внимание спорту высших достижений и массовому физкультурному движению; физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ и организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами, т.е. все участники в сфере физической культуры и спорта находятся в абсолютно равном положении для государства;
• признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям законодательства, равенства их прав на государственную поддержку. Поскольку в последнее время различные организационно-правовые формы деятельности и формы собственности получили широкое распространение;
• создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
Слайд 3В соответствии с указанными принципами государство поддерживает физкультурное движение и олимпийское
движение России, для чего обеспечивает:
• ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;
• создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
• содержание физкультурно-спортивных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;
• создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-спортивных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
• создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
• создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
• организацию физкультурно-спортивных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
• организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций;
• пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Слайд 4В целях достижения высших спортивных результатов и поддержания спорта высших достижений
государство создает благоприятные условия. Этими условиями являются:
• увеличение количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепление их материально-технической базы;
• строительство новых и модернизация существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
• выделение ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
• стимулирование деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
• поощрение меценатства и благотворительности.
Основой государственной поддержки физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности являются программы развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.
Слайд 5Роль и место законодательства о физической культуре и спорте в правовом
поле Российской Федерации
Основным источником права в нашей стране является Конституция Российской Федерации, нормы которой, обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права - федеральным и местным законам, актам исполнительных органов власти, судебным прецедентам и обычаям.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., имеет в своем составе ст. (Гл.2 «Права и свободы человека и гражданина»), в которой закрепляется право каждого гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, в пункте 2 этой же статьи подчеркивается, что « в Российской Федерации финансируются федеральные программ охраны и укрепления здоровья населения, ... поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта».
Помимо права каждого человека и гражданина на занятия физической культурой и спортом, Конституция РФ в главе 3 «Федеративное устройство» в ст.72 устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации. Данное положение Конституции означает многоуровневую систему правового поля России.
Также к основным источникам относится Федеральный закон «О физической культуре и спорте В РФ», №329-ФЗ 04.12.2007
Слайд 6Физкультурно-спортивное законодательство позволяет:
• Закрепить на законодательном уровне в той или иной
сфере физической культуры, спорта или туристической деятельности существующие де-факто отношения. В процессе принятия законов их основные положения публично обсуждаются экспертами по физкультуре и спорту, правоведами, широкими слоями физкультурно-спортивной общественности. В результате широкого и, гласного обсуждения принимаемые законы совершенствуются, в первоначальные тексты вносятся поправки, изменения и дополнения;
• Законодательство о физической культуре и спорте создает стабильность правовых отношений, фиксирует достигнутый уровень физкультурно-спортивных отношений в стране или на международном уровне;
• Законодательство о физической культуре и спорте регламентирует поведение участников физкультурно-спортивных отношений, устанавливает процедуры и нормы каких-либо действий, а также фиксирует систему санкций за неправомерные или противоправные действия;
• Физкультурно-спортивное законодательство защищает интересы государства, отдельных спортсменов, тренеров, клубных команд, физкультурно-спортивных организаций и учреждений, а также физической культуры и спорта в целом (профессионального и массового спорта, оздоровительной физкультуры, рекреации и туризма и т.д.). При наличии соответствующего законодательства о физической культуре и спорте интересы отмеченных групп участников могут отстаиваться в судебном порядке, а не по принципу «сильный всегда прав»;
• Законодательство о физической культуре и спорте в большинстве случаев устанавливает нормы финансирования данной отрасли, вводит в повседневную практику соответствующие показатели и нормативы. Правовое закрепление критериев, и процедур финансирования физкультуры и спорта позволяет адекватно планировать деятельность физкультурно-спортивных организаций и учреждений, включать такое финансирование в бюджеты соответствующих уровней (федеральные, местные).
Слайд 7Законодательство о физической культуре и спорте. Система правовых актов о физической
культуре и спорте.
Цели законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте являются:
а) всестороннее развитие человека;
б) утверждение здорового образа жизни;
в) формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании;
г) создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта;
д) организация профессионально-прикладной подготовки;
е) профилактика заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Для достижения указанных целей в регулировании вопросов деятельности физической культуры и спорта применяется не только собственно законодательство о физической культуре и спорте, но и нормативные акты, регулирующие деятельность иных отраслей. Например, Основы законодательства "Об охране здоровья граждан" также ставят своими целями утверждение здорового образа жизни и профилактику заболеваний, вредных привычек, и пр.; Федеральный закон РФ "Об образовании" определяет порядок создания и деятельности учреждений дополнительного образования, к которым относятся спортивные школы; Федеральный закон "Об общественных объединениях" определяет порядок образования, регистрации общественных объединений, к которым относятся физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации.
Слайд 8Задачи
а) обеспечение и защита права граждан на занятия физической культурой и
спортом;
б) создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в РФ;
в) определение прав, обязанностей и ответственности лиц в области физической культуре и спорте, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Слайд 9Содержание
Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте включает в себя
положения Конституции РФ, нормативные акты, принимаемые Российской Федерацией и ее субъектами в области физической культуры и спорта.
Необходимо выделить следующие виды нормативных актов:
Федеральные законы. Основным Федеральным законом, который регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта является Федеральный закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" № 329 Ф3 от 4 декабря 2007 года.
Указы и распоряжения Президента России. В основной своей массе указы и распоряжения Президента посвящены таким вопросам, как организация и реорганизация органов управления физической культурой и спортом, изменение статуса и прав этих органов, создание высших учебных заведений, предоставление льгот физкультурно-спортивным организациям, финансирование и материально-техническое обеспечение развития физической культуры и спорта.
Слайд 10Содержание
Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые решают вопросы по организации деятельности
государственных органов управления физической культурой и спортом, разработке основных направлений социальной политики, заключения международных соглашений о развитии спорта, проведения крупных международных спортивных соревнований.
Нормативные акты субъектов Российской Федерации. Субъекты федерации могут принимать законы и иные нормативные акты (распоряжения, постановления) по вопросам физической культуры и спорта на основе и во исполнение действующих на территории Российской Федерации законов и проверяют их исполнение. Эти законы и нормативные акты обязательны к исполнению только на территории соответствующего субъекта федерации.
Нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, которые регулируют государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере физической культуры, спорта и туризма в Российской Федерации.
Законодательные и иные нормативные акты России и ее субъектов призванные регулировать отношения в сфере физической культуре и спорте, должны соответствовать Федеральному закону РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а в случае выявления противоречий между актами действуют положения федерального закона.
Слайд 11Система нормативных актов о физической культуре и спорте
Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения
в области физической культуры и спорта можно отнести к актам специальной компетенции. Поскольку деятельность государства по развитию и управлению физической культурой и спортом как сферой обеспечивается целой системой органов управления, и нормативные акты издаются в пределах полномочий этих органов, поэтому существующие нормативные акты по своей юридической силе неодинаковы.
К актам специальной компетенции в области физической культуры и спорта относятся:
Стандарты в сфере физической культуры, спорта и туризма – это требования, предъявляемые государством для осуществления деятельности в области физической культуры, спорта и туризма;
Всероссийский комплекс "Физкультура и здоровье" - это совокупность программ и нормативов - основа физического воспитания населения России;
Единый календарный план всероссийских и международных спортивных соревнований и мероприятий - нормативный акт, определяющий число и уровень проводимых соревнований, а также систему соревнований в конкретном виде спорта;
Единая спортивная классификация - это нормативный акт, который устанавливает требования к уровню той или иной квалификации спортсмена в определенном виде спорта и условиям достижения данного уровня квалификации.
Слайд 12Нармативно-правовые акты
Нормативы физической подготовленности;
Положение о почетном звании. Этот нормативный акт устанавливает
порядок и процедуру присвоения почетного звания, а также требования к номинанту.
Правила спортивных соревнований. Этот специфический нормативный акт четко регламентирует порядок проведения состязаний по различным видам спорта, поведение участников в период соревнований и санкции за нарушение этих правил. Характерной особенностью этого нормативного акта является то, что он разрабатывается федеральным органом государственной власти в области физической культуры и спорта совместно с федерациями по видам спорта с учетом правил проведения официальных международных соревнований по отдельным видам спорта.
Положение о порядке проведения спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов. Нормативный акт, четко регламентирующий проведение спортивных соревнований и учебных сборов. Документ, который предоставляет право на проведение конкретного официального спортивного соревнования. Положение утверждается организацией, проводящей соревнование, и включает комплекс вопросов, связанных с проведением данного соревнования (вид спорта, цели и задачи, место и время проведения и т.д.).
Слайд 13Спортивное право
Спортивное право — это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная
отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых, а также корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом, в учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.