Слайд 1Национальная программа поддержки и развития чтения
Слайд 2
Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации –
профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений.
Слайд 3
Чтение обеспечивает:
- в экономической области – углублённое понимание экономичеких
тенденций и их социальных последствий
- в политической области – профессиональными знаниями и навыками выработки и контроля над социально приемлемыми решениями
Слайд 4
- в правовой области – накопление и организацию правового опыта,
порождаемого в обществе
- на уровне мировоззрения – накопление, обобщение и упорядочение мировоззренческих ( философских, религиозных, научных, эстетических) позиций прошлого и настоящего;
- на уровне трансляции социально значимого опыта – получение общеобязательных социально-значимых знаний, возможности для повышения уровня собственной культурной компетентности
Слайд 5
Сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:
- увеличивается
доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Доля систематически читающей молодёжи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.
- утрачиваются традиции семейного чтения, в 1970 –е годы регулярно читали детям в 80 % семей, сегодня – только 7%.
- снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году – только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.
- растёт невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения – выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.
Слайд 6
Всё это неизбежно ведёт к быстрой культурной деградации общества, к снижению
уровня общекультурной и профессиональной компетентности населения, к неспособности понять и принять не только другие культуры, но и незнакомые области собственной культуры.
Слайд 7Предпосылки к созданию программы:
системный кризис читательской культуры;
критический предел пренебрежения чтением.
Слайд 8Чтение — это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации
профессионального и
обыденного знания,
культурных ценностей прошлого и настоящего,
сведений об исторически непреходящих и текущих событиях,
нормативных представлений.
Слайд 9Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка,
а также основой в формировании культурной компетентности граждан.
Слайд 11Сроки и этапы реализации Программы (2007—2020 годы):
1 этап-2007-2010 гг.
2
этап-2011-2015 гг.
3 этап — 2016—2020 гг.
Слайд 12Цель разработки и реализации Национальной
программы поддержки и развития чтения заключается в
повышении
культурной компетентности
членов общества.
Слайд 14
Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку
отбирать, понимать, организовывать
информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях.
Слайд 15Повышение уровня читательской компетентности граждан обусловлено:
возрастанием степени доступности, количества, качества и
разнообразия прочитываемой литературы
(текстов);
развитием среды для обсуждения прочитанного;
увеличением возможностей для повышения уровня читательской компетентности.
Слайд 16 Институты, участвующие в реализации Программы:
библиотеки;
школы и ВУЗы;
научные институты;
книжная индустрия.
Слайд 17Рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:
доступности, качества и разнообразия
выпускаемой литературы;
интереса граждан к регулярному чтению;
доступности и качества возможностей повышения уровня читательской компетентности.
Слайд 18Цель 1 этапа (2010):
вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению;
вернуть
в ранг активных читателей группы образованных работающих россиян.
Слайд 19Задачи в области образования:
разработка и внедрение высококачественных
современных учебных программ, методик,
подходов и технологий, направленных на повышение читательской и культурной компетентности граждан;
Андреев О.А., Хромов Н.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся старших классов. — М.: Просвещение. 1991;
Андрееве О.А., Хромов Н.Н. Учитесь быть внимательным: Кн. для учащихся старших классов. — М.: Просвещение, 1996.
Слайд 20
Развитие читательских интересов, продвижение книги и чтения во всех типах образовательных
и воспитательных учреждений всех уровней системы образования.
Слайд 21
Разработка системы критериев оценки достижений обучающихся с точки зрения их читательской
и культурной компетентности;
Исследование проблем чтения в образовательных и воспитательных учреждениях.
Слайд 22
Развитие системы мониторинга состояния системы образования с точки зрения обеспечения условий
для развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
Слайд 23
Кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение деятельности образовательных и воспитательных учреждений в
области продвижения
чтения, развития читательской и культурной компетентности обучающихся.
Слайд 24
Развитие системы мониторинга школьных библиотек, создание системы отбора и рекомендаций литературы
для комплектования фондов и формирования репертуара чтения в библиотеках воспитательных и образовательных учреждений.
Слайд 25ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ЦЕЛОМ (НА 2020 г.)
Повышение читательской компетентности
населения до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами:
рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа.
увеличение доли населения, вовлеченного в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенного результатами обучения.
увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения.