Презентация, доклад на тему Народы севера-ханты

Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк; рус. устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. Самоназвание ас хоят означает обские люди.

Слайд 1Народы Севера - Ханты
Выполнила студентка 427 группы
Бушманова Олеся

Народы Севера - ХантыВыполнила студентка 427 группы Бушманова Олеся

Слайд 2Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк; рус. устар. остяки́) — коренной

малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в ХМАО. Самоназвание ас хоят означает обские люди.
Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк; рус. устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере

Слайд 3Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные

(прииртышские) ханты смешались с русским и татарским населением. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, отмечал, что остяки (ханты) —

«угро-финское племя, живущее по Оби, Иртышу и их притокам (Конде, Васюгану и др.), в Тобольской губернии и в Нарымском округе Томской губернии. Разделяется на три группы: северных остяков — в Березовском округе, восточных — в Сургутском и в Нарымском (по реке Васюган) и юго-западных или иртышских — в северной части Тобольского округа, по берегам Оби, Иртыша, Конды и т. д»
Выделяются три этнографические группы хантов: северные, южные и восточные, причём южные (прииртышские) ханты смешались с русским и

Слайд 4По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28

678 человек, из них 59,7 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,5 % — в Ямало-Ненецком округе, 3,0 % — в Томской области, 3,0 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 0,3 % — в республике Коми.
По переписи населения 2010 года численность хантов увеличилась до 30 943 человек, из которых 61,6 % проживают в Ханты-Мансийском округе, 30,7 % — в Ямало-Ненецком округе, 2,3 % — в Тюменской области без ХМАО и ЯНАО, 2,3 % — в Томской области, 1,4 % — в Новосибирской области.
По переписи населения 2002 года численность хантов в России составляет 28 678 человек, из них 59,7 %

Слайд 5Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории

современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого автономного округа, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов.
Традиционные промыслы — рыболовство, охота и оленеводство. Традиционная религия — шаманизм и православие (с XVI века).
Относятся к уральской расе

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современного Ханты-Мансийского и южных районов Ямало-Ненецкого

Слайд 6Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык) вместе с мансийским и венгерским

составляет так называемую угорскую группу уральской семьи языков. Хантыйский язык известен своей необычайной диалектной раздробленностью, в связи с чем выделяется западная группа — обдорское, приобское и прииртышское наречия и восточная группа — сургутское и вах-васюганское наречия, членящиеся, в свою очередь, на 13 диалектов[

ЯЗЫК

Хантыйский язык (устаревшее название остяцкий язык) вместе с мансийским и венгерским составляет так называемую угорскую группу уральской

Слайд 7Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить,

нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.
Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись

Слайд 8Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы

означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов! Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. 
Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону

Слайд 9Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам

природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.
Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают

Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам.

Слайд 10Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей,

ведь добрачные связи не считаются среди них чем-то предосудительным. Наличие ребенка от другого мужчины никак не препятствует девушке, если она решила выйти замуж. С точки зрения жениха, это положительный момент, ведь его избранница доказала, что способна выносить и родить здоровое потомство.
А вот бесплодие – это реальная трагедия в глазах хантов и манси. Они даже допускают супружескую измену, если у женщины никак не получается забеременеть от мужа. В случае бесплодия первой избранницы, мужчине разрешается двоеженство.
Представители коренных народов Югры не следят строго за поведением своих дочерей, ведь добрачные связи не считаются среди

Слайд 11Манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также

едят костный мозг из голеней животного, разбивая их обухом топора. Сырое мясо, пока оно еще не остыло, по мнению аборигенов Югры, помогает от многих болезней, укрепляет иммунитет человека, придает ему сил и согревает изнутри, что немаловажно во время сильных морозов.
Манси и ханты пьют кровь только что зарезанного оленя, а также едят костный мозг из голеней животного,

Слайд 12Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с

другом на протяжении нескольких поколений. За убийство родственника здесь принято мстить семье виновника преступления.
Интересно, что этот обычай распространяется и на медведей. Если «хозяин тайги» лишит жизни охотника, пришедшего в лес за добычей, то сородич покойного должен отправиться в тайгу и покарать косолапого преступника. Причем труп такого медведя-убийцы полагается сжечь, и никакого праздника в его честь не устраивать.

Традиция кровной мести распространена среди хантов. Иногда семьи враждуют друг с другом на протяжении нескольких поколений. За

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть