Слайд 1государственное образовательное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж предпринимательства»
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
ЮВЕЛИРНЫЕ ТОВАРЫ
МДК «ТОВАРОВЕДЕНИЕ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 38.02.05 «ТОВАРОВЕДЕНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
Преподаватель
Андрушкевич Ольга Константиновна
Слайд 4I. Организационный момент
Проверка готовности обучающихся к уроку:
приветствие обучающихся
явка обучающихся,
преподаватель проверяет наличие
тетрадей для конспектов и канцелярских принадлежностей
Слайд 5II. Сообщение темы и цели урока
Начальная мотивация.
Преподаватель объясняет значение темы
в курсе товароведения
Слайд 6План изучения данной темы:
1. Материалы для изготовления ювелирных изделий
драгоценные металлы и
сплавы
виды проб
2. Способы производства и виды отделки
3. Виды вставок
ювелирные камни
определение твердости
формы огранки
способы закрепления в изделии
4. Классификация и ассортимент ювелирных изделий
предметы личных украшений
предметы сервировки (оформления) стола
предметы украшения интерьера
предметы туалета
принадлежности для письма
курительные принадлежности
сувенирные ювелирные изделия
5. Клеймение и маркировка
6.Упаковка, транспортирование, хранение и правила продажи ювелирных товаров
Слайд 7Изучение темы
Преподаватель с помощью проектора выводит на экран тему и план
текущего урока и предлагает обучающимся записать данную информацию в тетради для конспектов.
Затем преподаватель сообщает цель открытого урока и рассказывает о значимости, направленности и актуальности изучаемой темы
Слайд 8Преподаватель объясняет, рассказывает, приводит примеры, демонстрирует презентацию.
Обучающиеся записывают, участвуют в обсуждении
отдельных вопросов.
Слайд 9ЮВЕЛИРНЫЕ ТОВАРЫ
дд. мм. гггг.
Слайд 10ПЛАН:
1. Материалы для изготовления ювелирных изделий
2. Способы производства и виды отделки
3.
Виды вставок (ювелирные камни, формы их огранки, способы закрепления в изделии)
4. Классификация и ассортимент ювелирных изделий
5. Клеймение и маркировка
6. Упаковка, транспортирование, хранение и правила продажи ювелирных товаров
Слайд 11ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ –
ИЗДЕЛИЯ, ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЗ СПЛАВОВ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, СО ВСТАВКАМИ
ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ И ДРУГИХ ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ (ИЛИ БЕЗ НИХ) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ.
Слайд 12КЛАССИФИКАЦИЯ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ПО МАТЕРИАЛУ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
ПО СПОСОБУ ПРОИЗВОДСТВА
ПО
НАЛИЧИЮ И ВИДУ ВСТАВОК
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Слайд 13ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
ПЛАТИНА
ЗОЛОТО
СЕРЕБРО
ПАЛЛАДИЙ
Слайд 14ПЛАТИНА
Серовато-белый пластичный металл, температура плавления— 1769 °C, один из самых
тяжелых (плотность 21,5 г/см³) и самых редких металлов. Отличается высокой химической стойкостью, реагирует только с горячей царской водкой (HNO3 + HCl )
ВНЕШНИЙ ВИД
ПРОСТОГО ВЕЩЕСТВА
Слайд 15ЗОЛОТО
Чистое золото — мягкий металл жёлтого цвета.
Из кусочка золота массой в один грамм можно вытянуть проволоку длиной в три километра или изготовить золотую фольгу в 500 раз тоньше человеческого волоса (0,1 мкм).
В тонких плёнках золото просвечивает зелёным. Золото — очень тяжёлый металл (плотность -19,3 г/см³), температура плавления 1063°С,
растворяется в царской водке.
Золото (в сплавах):
белое, красное (розовое), желтое, зеленое
внешний вид
простого вещества
Слайд 16СЕРЕБРО
Чистое серебро — пластичный серебристо-белый металл, довольно тяжёлый (плотность 10,5
г/см³), температура плавления 960,5°С. Тонкая серебряная фольга в проходящем свете имеет фиолетовый цвет.
В окислительной среде (в азотной, горячей конц. серной и соляной кислоте в присутствии свободного кислорода) и в ртути серебро растворяется.
внешний вид
простого вещества
Слайд 17ПАЛЛАДИЙ
Палладий — переходный металл серебристо-белого цвета, получают при переработке сульфидных руд никеля,
серебра и меди. Палладий пластичен, плотность 12,0 г/см³, температура плавления 1554,5°С.
Реагирует с концентрированными серной и азотной кислотами, «царской водкой», галогенами, серой. Окисляется при сплавлении с гидросульфатом калия.
внешний вид
простого вещества
Слайд 18 В ювелирном производстве драгоценные металлы в чистом виде не применяют
, а используют в виде сплавов с другими металлами.
Сплавы различают по процентному содержанию основного драгоценного металла.
Содержание золота, серебра, платины, палладия в сплавах определяет проба, которая ставится на каждом изделии из драгоценного металла.
Метрическая проба показывает число массовых частей чистого драгоценного металла, содержащегося в 1000 массовых частей сплава.
В российской федерации устанавливаются следующие пробы:
Платиновая: 950(девятьсот пятидесятая), 900(девятисотая), 850
Золотая: 999, 958,750, 585, 500, 375
Серебряная: 999, 960, 925,875, 830, 800
Палладиевая: 850, 500
Соотношение между системами проб
(во многих странах действует каратная система проб)
МЕТРИЧЕСКАЯ КАРАТНАЯ МЕТРИЧЕСКАЯ КАРАТНАЯ
1000 24 585 14
850 20 375 9
750 18 333 8
Слайд 19ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗГОТАВЛИВАЮТ:
ШТАМПОВКОЙ
ЛИТЬЕМ
МОНТИРОВКОЙ (СОЕДИНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ ИЗДЕЛИЯ ПУТЕМ
ПАЙКИ, СВАРКИ, КЛЕПКИ)
Слайд 20ВИДЫ ОТДЕЛКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
ЧЕКАНКА –
ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ИЗ ЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА РЕЛЬЕФНОГО РИСУНКА С ПОМОЩЬЮ УДАРОВ МОЛОТКОМ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ СТАЛЬНЫМ СТЕРЖНЯМ.
Слайд 21ВИДЫ ОТДЕЛКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
ТРАВЛЕНИЕ –
НАНЕСЕНИЕ НА ПОВЕРХНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ
ИЗОБРАЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ КИСЛОТ И ЩЕЛОЧЕЙ.
Слайд 22ВИДЫ ОТДЕЛКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
ГРАВИРОВКА –
НАНЕСЕНИЕ РИСУНКА
НА ПОВЕРХНОСТЬ ИЗДЕЛИЯ
ОСТРЫМ РЕЗЦОМ.
Слайд 23ВИДЫ ОТДЕЛКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
ЧЕРНЕНИЕ –
ЗАПОЛНЕНИЕ ГЛУБОКО ГРАВИРОВАННОГО РИСУНКА СПЛАВАМИ СОЕДИНЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, ПРИДАЮЩИХ РИСУНКУ ТЕМНЫЙ ЦВЕТ С СИНЕВАТЫМ ОТЛИВОМ.
Слайд 24ВИДЫ ОТДЕЛКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
ФИЛИГРАНЬ ИЛИ СКАНЬ -
КРУЖЕВНОЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ УЗОР, ВЫПОЛНЕННЫЙ ИЗ СВИТЫХ В ЖГУТИК ИЛИ СПЛЮЩЕННЫХ В ВИДЕ ЛЕНТОЧКИ ДВУХ-ТРЕХ ПРОВОЛОЧЕК. ИНОГДА ЕГО ОБОГАЩАЮТ ЗЕРНЬЮ (НАПАЯННЫЕ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ШАРИКИ).
Слайд 25ВИДЫ ОТДЕЛКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
ИНКРУСТИРОВАНИЕ –
ЗАПОЛНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УГЛУБЛЕНИЙ НА ПОВЕРХНОСТИ ИЗДЕЛИЯ ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ (МЕТАЛЛАМИ, КАМНЯМИ, СТЕКЛОМ).
Слайд 26ВИДЫ ОТДЕЛКИ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ:
МОЗАИКА –
ОТДЕЛКА УЗОРОМ ИЗ СКРЕПЛЕННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ РАЗНОЦВЕТНЫХ МАТЕРИАЛОВ (КАМНЕЙ, СТЕКЛА И Т.Д.)
Слайд 27ПРИРОДНЫЕ КАМНИ
МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ГРУППА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ:
АЛМАЗ
РУБИН
САПФИР
ИЗУМРУД
ГРУППА ПОЛУДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ:
АЛЕКСАНДРИТ
ГРАНАТ
ТОПАЗ
БИРЮЗА
ГОРНЫЙ ХРУСТАЛЬ
ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ДРАГОЦЕННЫЙ КАМНЬ:
ЖЕМЧУГ
ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ:
ЯНТАРЬ
КОРАЛЛ
ПЕРЛАМУТР
Слайд 28АЛМАЗ (в обработанном виде - БРИЛЛИАНТ)
Слайд 41ИСКУССТВЕННЫЕ КАМНИ:
ФИАНИТ – НЕ ИМЕЕТ ПРИРОДНЫХ АНАЛОГОВ
Получил свое название от первых
четырех начальных букв названия института, где был создан (Физический институт Академии наук СССР). Исходным материалом для фианита служит в основном окись циркония и гафния.
СИНТЕТИЧЕСКИЕ (РУБИН, САПФИР, ИЗУМРУД, ГРАНАТ И ДР.).
ОНИ ИМЕЮТ ТОТ ЖЕ СОСТАВ, ЧТО И ПРИРОДНЫЕ КАМНИ. ИМИТИРУЮТ ВНЕШНЕЕ СХОДСТВО, НО НЕ ОБЛАДАЮТ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ И СТРУКТУРОЙ ПРИРОДНЫХ КАМНЕЙ
ПОДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ:
ЯШМА
МАЛАХИТ
ОНИКС
АГАТ
СЕРДОЛИК
ХАЛЦЕДОН
Слайд 44ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРДОСТИ ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ ПО ШКАЛЕ МООСА (СПОСОБНОСТЬ ТВЕРДЫХ МИНЕРАЛОВ ОСТАВЛЯТЬ
ЦАРАПИНУ НА ПОВЕРХНОСТИ МЕНЕЕ ТВЕРДЫХ ОБРАЗОВАНИЙ)
ТВЕРДОСТЬ В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ:
1 – тальк
2 – гипс
3 – кальцит
4 – флюорит
5 – апатит
6 – ортоклаз (полевой шпат)
7 – кварц
8 – топаз
9 – корунд (рубин, сапфир)
10 - алмаз
Слайд 45ОГРАНКА ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ
Простая бриллиантовая огранка – 17 граней
Швейцарская бриллиантовая огранка 33
грани
Полная бриллиантовая огранка - 57 граней
Слайд 49СПОСОБЫ ЗАКРЕПКИ ЮВЕЛИРНЫХ КАМНЕЙ
МЕСТО, В КОТОРОЕ ВСТАВЛЯЕТСЯ И ГДЕ КРЕПИТСЯ ВСТАВКА
НАЗЫВАЕТСЯ ОПРАВОЙ ИЛИ КАСТОМ
КРАПАНОВАЯ ЗАКРЕПКА
ОБОДКОВАЯ ЗАКРЕПКА И КОРНЕРНАЯ ЗАКРЕПКА
КОРНЕРНАЯ ЗАКРЕПКА
КАРМЕЗИНОВАЯ ОПРАВА
Слайд 50КЛАССИФИКАЦИЯ И АССОРТИМЕНТ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ПО НАЗНАЧЕНИЮ
ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
УКРАШЕНИЯ
ГОЛОВЫ: серьги, диадемы, заколки
Слайд 51 ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
УКРАШЕНИЯ ГОЛОВЫ: серьги, диадемы, заколки
Слайд 52ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
УКРАШЕНИЯ ШЕИ И ПЛАТЬЯ: цепочки, бусы, гривны, колье,
ожерелье, кулоны, медальоны, броши
Слайд 53ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
УКРАШЕНИЯ ШЕИ И ПЛАТЬЯ: цепочки, бусы, гривны, колье,
ожерелье, кулоны, медальоны, броши
ГРИВНЫ
КОЛЬЕ
ОЖЕРЕЛЬЕ
Слайд 54ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
УКРАШЕНИЯ ШЕИ И ПЛАТЬЯ: цепочки, бусы, гривны, колье,
ожерелье, кулоны, медальоны, броши
КУЛОНЫ
МЕДАЛЬОНЫ
Слайд 55ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
УКРАШЕНИЯ ШЕИ И ПЛАТЬЯ: цепочки, бусы, гривны, колье,
ожерелье, кулоны, медальоны, броши гарнитур
БРОШИ
ЗАКОЛКИ ДЛЯ ГАЛСТУКОВ, ЗАПОНКИ
гарнитур
Слайд 56ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
УКРАШЕНИЯ РУК: кольца, браслеты
Слайд 57ПРЕДМЕТЫ ЛИЧНЫХ УКРАШЕНИЙ
ГАРНИТУРЫ
Слайд 58ПРЕДМЕТЫ СЕРВИРОВКИ (ОФОРМЛЕНИЯ) СТОЛА:
СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ, СТОЛОВАЯ ПОСУДА
Слайд 64КЛЕЙМЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Клеймо разной формы для изделий из золота, серебра, платины,
палладия
+ именник, зарегистрированный в инспекции пробирного надзора
КЛЕЙМО НА ЗОЛОТЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ
Слайд 65КЛЕЙМЕНИЕ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
КЛЕЙМО НА СЕРЕБРЯНЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ
КЛЕЙМО НА ПЛАТИНОВЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ
КЛЕЙМО
НА ПАЛЛАДИЕВХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЯХ
Слайд 67
РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЫКЛАДКА В ТОРГОВОМ ЗАЛЕ
Слайд 68IV.Самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом.
Обучающиеся самостоятельно изучают дополнительный материал по
краткому конспекту «Классификация ювелирных товаров», записывают информацию в тетради. Знакомятся с ассортиментом ювелирных товаров, используя альбом «Ассортимент ювелирных товаров».
Преподаватель контролирует деятельность обучающихся, отвечает на интересующие их вопросы.
Слайд 69V. Закрепление нового материала.
Выполнение тестовых заданий.
Закрепление нового материала проходит
в форме тестирования, в ходе которого обучающиеся восстанавливаются в памяти необходимые сведения, полученные на текущем уроке.
Преподаватель раздает тестовое задание и контролирует деятельность обучающихся, которые самостоятельно отвечают на вопросы тестового задания.
Слайд 72Проверка выполнения задания.
Правильность выполнения заданий преподаватель предлагает провести в форме взаимоконтроля.
Для этого выводит на экране эталоны ответов, критерии оценок к тестовому заданию и зачитывает правильные ответы.
Облучающиеся слушают преподавателя, проверяют правильность выполненного задания, используя метод взаимоконтроля, оценивают работы своих напарников
Слайд 73ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Задание №1
1 – Б
2 – В
3
– А
4 – В
5 – Б
6 – А
7 – Б
8 – В
9 – Б
10 - В
Задание №2
1 – А
2 – Б
3 – В
4 – Б
5 – В
6 – В
7 – А
8 – В
9 – А
10 - Б
Слайд 74Критерии ОЦЕНОК
9 - 10 правильных ответов -
5
7 - 8 4
5 - 6 3
менее 5 2
Слайд 75Конечная мотивация
(Подведение итогов, выставление оценок)
Преподаватель подводит итоги работы группы за урок,
сообщает и выставляет оценки. Обучающиеся слушают, принимают участие в обсуждении,
Преподаватель говорит обучающимся о применении знаний, а так же использовании умений и навыков в дальнейшей профессиональной деятельности.
Преподаватель задает домашнее задание.
Обучающиеся слушают, записывают задание на дом.
Слайд 76Домашнее задание
1. Ходыкин А.П., Ляшко А.А.
«Товароведение непродовольственных товаров»
стр. 332-350
3. Конспект
4. Рефераты:
«Ювелирная фирма Густава Фаберже в России сер.19 нач.20 века. Уникальные изделия и коллекции»
«Алмазный фонд Оружейной палаты Московского Кремля. Историческая и художественная ценность уникальных экспонатов»
«Рынок ювелирных товаров на современном этапе.
Российские и зарубежные производители»