Слайд 1Создание условий для развития мотивации учебной деятельности школьников на уроках истории
и обществознания.
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
БОГАТИКОВА Н.В.
Слайд 2«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ
И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ,
ЕСЛИ
У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»
В. А. Сухомлинский
Слайд 3 В ходе учебного процесса каждый педагог сталкивается с проблемой
неодинакового усвоения разными учениками одного и того же (по объему и содержанию) учебного материала при достаточном уровне развития интеллектуальных способностей.
Одну из причин этого мы видим в различном уровне сформированности учебной мотивации.
Слайд 4МОТИВАЦИЯ
ВНЕШНЯЯ
ВНУТРЕННЯЯ
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ
Месть
Власть
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
Стремление получить
высокие отметки
Одобрение учителя
Одобрение учащихся
Одобрение родителей
Симпатия к учителю
Стремление превзойти
других,
соперничество.
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ
Избегание неудачи
Стремление избежать
низкой оценки
Стремление избегать
наказаний учителя
Стремление избежать
критики
ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ
Интересен изучаемый
предмет
Интересен метод
преподавания
Стремление добиться
особых успехов
Осознание своего
познавательного прогресса
Доверие учителя
Хорошее настроение
Уверенность в своих силах
Слайд 5Необходима мотивация!
Создание условий для мотивации учебной деятельности школьников - важнейшее требование
в организации современного урока. Только такой подход превращает ученика в субъект познавательной деятельности (субъект – тот кто осуществляет деятельность) т.е надо создать такие условия, чтобы ребенок захотел учиться сам.
Слайд 6Мотивация - задача учителя
Поэтому одной из основных задач учителя на уроке
является не столько использование различных методов, сколько развитие с их помощью у учащихся знаний, умений и навыков, которые помогут им активнее включиться в будущую взрослую жизнь после окончания школы.
То есть учащимся необходимо объяснить, для чего им это надо, какую пользу принесет им овладение тем или иным методом и как это умение пригодиться им в будущем.
Слайд 7Роль учителя
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя
Слайд 8Мотивация: должна быть осознанной!
Ученик должен увидеть, что универсальные компетенции (умения, навыки),
формируемые в процессе обучения, позволят ему применять имеющиеся знания в новых, изменяющихся условиях на любом жизненном этапе.
В конечном итоге ученик должен понять, что то, чему он учиться в школе поможет ему вступить во взрослый мир (социализироваться), а вот насколько это вступление будет успешным, зависит от него самого.
Слайд 9Но каким должен быть сам урок, чтобы ученик получил от него
максимум полезной информации?
В основе успешного обучения лежит познавательная мотивация.
Какие методы работают на развитие познавательной мотивации, а значит и на успешное обучение?
Слайд 10ДА - технологии критического мышления
Решение вышеназванных задач (успешность обучения, его практическая
направленность и последующая социализация) осуществляется прежде всего через применение технологии развития критического мышления. Уметь критически мыслить – это уметь работать с разнообразной информацией: находить и отбирать ее в контексте решаемых задач, анализировать и оценивать ее, формулировать обоснованные выводы и принимать решения
Развитию критического мышления на уроке помогает работа с текстом, документами, таблицами, картами, статистическими данными…
Слайд 12Фишбоун (Скелет рыбы)на уроке истории в 10 классе
Тема «Феодальная раздробленность на
Руси»
Причины распада Древней Руси
Различия территорий по природным и хозяйственным условиям
Натуральное хозяйство
Усиление экономичес-кой мощи отдельных земель
Отсутствуют тесные торговые связи между княжествами
Раздробленность на Руси была неизбежна
Не был определен порядок наследования киевского престола
Междоусобные войны и борьба за киевский престол
Рост и развитие городов
Города не хотят подчиняться Киеву, стремятся к самостоятельности
Слайд 13Изготовление лэпбуков
Лепбук - это картонная папка, в которой собран материал на
определенную тему, которую мы хотим закрепить. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книгах, карманах…
Слайд 14Да - игровым технологиям
Для развития творческой активности обучающихся на уроках истории
применяю игровые технологии в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и даже раздела;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве урока или его части (введение, опрос, объяснения, закрепления, упражнений, контроля)
- как игры творческие, сюжетно – ролевые (более показательны в этом плане - игры- путешествия).
Слайд 15Путешествия в эпоху раннего Возрождения. В гостях у Эразма Роттердамского. Чтение
Похвалы глупости
Слайд 16Да – групповой деятельности
Интенсивной социализации учащихся способствует применение интегральной образовательной технологии,
которая основана на организации групповой деятельности учащихся по решению определенных задач: изучение и анализ документов, статистических данных, произведений искусства, составление структурно-логических схем, таблиц, выполнение творческих заданий.
Такая деятельность не только ведет к осознанному и прочному усвоению знаний, но и развивает его способности к самообразованию, самоорганизации, обогащает коммуникативным опытом, дает навыки конструктивного взаимодействия с окружающими.
Слайд 18Необходима мотивация!
На уроках обществознания конечно, гораздо проще мотивировать учеников в ходе
изучения актуальных для сегодняшнего дня разделов экономики и права, чем при исследовании проблемам философского уровня. В данном случае учитель должен, например, помочь ученикам осознать тот факт, что именно способность отвлеченно мыслить отличает развитую личность и позволяет добиваться высоких результатов в различных видах деятельности, вырабатывая нестандартные решения различных жизненных и производственных ситуаций.
Слайд 19Да- дискуссиям
Занятия должны быть организованы так, чтобы большую часть времени на
уроке говорили, рассуждали, спорили ученики, а не учитель. В результате систематического участия в уроках-дискуссиях старшеклассники овладевают способностями участвовать в принятии групповых решений, разрешать спорные проблемы, принимать и уважать иную точку зрения.
Большую пользу для включения подростков в ситуации реальной жизни приносят различные деловые игры.
Слайд 20Урок-дискуссия о принятии христианства на Руси
Слайд 21Да - проектам
Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать
ответственность на себя, совместно принимать решение, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учит отстаивать свое мнение, вступать в дискуссию.
Слайд 22Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай
мне самому сделать это – и я пойму
китайская пословица
Слайд 24ДА- информационным технологиям
Современный урок немыслим без активного применения информационных технологий. Мультимедийное
оборудование, позволяющее использовать текст, графику, видеоматериалы, значительно расширяет возможности применения компьютера в учебном процессе. Использование компьютерных презентаций при объяснении нового материала, подготовка учащимися домашних заданий с использованием ресурсов сети Интернет – вот только некоторые варианты применения ИКТ. Это не только способствует активизации познавательного интереса учащихся и позволяет использовать на уроках новейший фактический материал, отсутствующий в учебниках, но и формирует крайне необходимые в информационном обществе компетенции
Слайд 26ДА – положительным эмоциям
Чтобы все вышеперечисленные и другие методы и приемы
«работали» на формирование познавательной мотивации ребенка, его интереса к учебе, необходимо учитывать такой важный фактор, как психологическая комфортность.
Создание благоприятной эмоциональной среды в школе, на уроке является одним из важнейших условий формирования высокой познавательной мотивации учащихся.
Слайд 27Учитель (как и родитель) это та сфера деятельности, где необходимы ежедневное
самосовершенствование своих личностных и профессиональных качеств, постоянная работа над собой.
Потому что самое лучшее обучение – это обучение личным примером. Учитель должен быть во всем выше и лучше детей, чтобы у них перед глазами всегда был образец, к которому они должны стремиться.
Поэтому желаю всем коллегам успехов в этом нелегком труде.