Слайд 1«Модернизация образования:
школа в инновационном поиске».
Слайд 2Актуальность темы.
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать:
первый, самый благородный, -
размышление,
второй,- самый лёгкий,- подражание,
третий, самый горький, - опыт.»
Конфуций
Общество предъявляет к системе образования разнообразные требования: полноценное развитие личности и качественное обучение, обеспечение безопасности учащихся и профессиональная подготовка.
Социальный заказ к системе образования сформулирован в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: общеобразовательной школе необходимо сформировать у школьников способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда.
Слайд 3 Современное российское общество находится в состоянии цивилизованного кризиса. Это наиболее подходящий
период для новаций, так как неустойчивость социальной системы есть условие для изменений.
Следовательно, инновационные процессы являются условием выхода общества из кризисного состояния, в том числе системы образования.
Анализ образовательного пространства страны показывает, что в нём происходят инновационные процессы:
Появились новые виды и типы школ;
Массовая общеобразовательная школа работает по вариативным учебным планам и программам;
Возникли новые учебные дисциплины.
Однако в системе образования сложилось явное противоречие между инновационными процессами и классической, традиционной знаниево-просветительской парадигмой, сдерживающей, тормозящей эти процессы, что и обуславливает ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ.
Слайд 41. ИННОВАЦИИ.
Что же такое инновации?
Инновация (лат. )- «обновление», «измене-
ние», «введение новизны», «но-
вовведение».
Инновационный процесс – это процесс создания и использования новшества.
Понятия «инновация» и «новшество» различны.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ:
Слайд 5Новшество – идея, которая является для учителя новой, и не имеет
значения, является ли она новой объективно ( Роджерс Э.М.).
Новшество – средство ( новый метод, ме-
тодика, технология, программа (Сластенина В.А.)
Инновация – процесс, который развивается по определённым этапам.
Педагогическая инновация –образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике, концепцией процесса становления личности ребёнка.
Слайд 6
2. МОДЕРНИЗАЦИЯ.
Модернизация (франц. «современный»).
Модернизировать – делать современным, изменять в соответствии с
современным уровнем, требованиями, вкусами, вводя разнообразные усовершенствования.
Механизм модернизации требует:
Ориентацию на гуманистическую парадигму образования (парадигм множество: знаниевая, личностно-ориентированная, развивающая, культуросообразная, поведенческая (правилосообразная), манипулятивная, индивидуально-личностная);
Нового типа педагогического мышления;
Новых способов преобразования действительности;
Новых целей образования.
( «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».)
Слайд 7 В концепции модернизации подчёркивается, что для достижения новых целей необходимы условия:
разгрузка
учебного материала;
вариативность и личностная направленность системы общего образования;
изменение методов и технологий обучения;
развивающая направленность и возрастная адекватность образования;
усиление роли проектной деятельности.
ВЫВОД:
Слайд 8
3.Компетенции.
Стратегия модернизации образования основывается на «компетентностном» подходе, т.е. необходимо в основу
обновлённого содержания образования положить «ключевые компетенции».
Компетентности – это предметные сферы развития ребёнка (Сериков В.В.).
Компетентности – личностные качества и характеристики (Саранов А.М.).
Ключевые компетенции – требования образовательной подготовки (Кузибецкий А.Н.).
Компетенции – система универсальных ЗУНов, опыт самостоятельной деятельности и личного участия.
Слайд 9 Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, поскольку
относятся исключительно к личности ученика и проявля-
ются, а также проверяются только в процессе
выполнения им определённым образом составленного комплекса действий.
Компетенция ( в переводе с латинского) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом.
Слайд 10
Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует
человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы.
Такие компетенции отражают предметно- деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
Поэтому в учебном процессе большую роль играют дисциплины, обеспечивающие успешную социализацию обучающихся.
Слайд 11
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет
решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний , но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
Поэтому, важным, в инновационном процессе является – формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Слайд 12 Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное,
но и целостное коммпетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях, а в этом и заключается главная задача модернизации образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.