Слайд 1ИСКУССТВО ЗАПОМИНАНИЯ
Кафедра нормальной, топографической и клинической анатомии, оперативной хирургии
ассистент Пастухов А.Д.
Слайд 2Мнемо́ника (греч. τὰ μνημονικά — искусство запоминания),
мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации
и увеличивающих объём памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Слайд 3Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое
слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (методы мнемотехники) — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Слайд 4В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приёмов и методов запоминания информации, применяемых
в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике.
Слайд 5Предпосылки появления
Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории.
Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.
Слайд 6Первые тексты
Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство
запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон: «Knowledge itself is power», «Знание само по себе — сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко.
Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно. В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции), желая выяснить — откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.
Слайд 7Основные приёмы мнемотехники:
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
Рифмизация
Запоминание длинных
терминов или иностранных слов с помощью созвучных
Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод Цицерона на пространственное воображение
Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти
Методы запоминания цифр:
закономерности
знакомые числа
Слайд 8Мнемотехнические
"законы" памяти
Слайд 9Закон интереса
Интересное
запоминается
легче.
Слайд 10Закон осмысления
Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Слайд 11Закон установки
Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание
произойдёт легче.
Слайд 12Закон действия
Информация, участвующая в деятельности (т. е. если происходит применение знаний
на практике) запоминается лучше.
Слайд 13Закон контекста
При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается
лучше.
Слайд 14Закон торможения
При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Слайд 15Закон оптимальной длины ряда
Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна
намного превышать объём кратковременной памяти.
Слайд 16Закон края
Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Слайд 17Закон повторения
Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Слайд 18Закон незавершённости
Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы.
Слайд 19Пример
Он обонял и зрил и глазом двигал,
и блок тройничный отводил.
Лицом и
слухом, и языкоглоткой,
блуждая, шел добавочной походкой,
под языком все нервы находил.
Слайд 21Мастер класс
по развитию памяти:
«Вспомнить все»
Слайд 24Синенькая юбочка
У кого на голове синие бантики: у Марии или Бибианы?
Как
зовут девочку в синих сапогах?
У кого из девочек чёлка и костюм в горошек?
У кого из девочек есть котёнок: у Хуаны или Бибианы?
Слайд 25Запоминательная минутка
Витя и Флора поженились 17 июля 1976 года.
Лариса родилась 12
мая 1987 года.
Юля защитила кандидатскую диссертацию 21 июня 2013 года.
Мэр запланировал грандиозное событие 25 февраля 2015 года.
Слайд 30Советский ковер
Сколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?
Сколько чёрных цветков
изображено на рисунке?
Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы?
Слайд 33Будьте наблюдательны. Занимайтесь спортом. Соблюдайте внешний порядок: всегда храните часто используемые
вещи на одних и тех же местах. Пойте песни, объясняйте рецепты, цитируйте поэзию и запоминайте сказки, чтобы потом рассказывать их вашим детям или внукам. Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи (абстрактные и не только) к образам.