Слайд 1Минимальная мозговая дисфункция
(синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с
гиперактивностью)
Выполнила:
учитель-дефектолог
ГОУ ТО «Тульская школа
для обучающихся с ОВЗ №4»
Елизарова Татьяна Валерьевна
Слайд 2МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ
Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – это наиболее легкая форма
церебральной патологии, возникающая вследствие самых разнообразных причин, но имеющая однотипную невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющаяся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга.
ММД характеризуется повышенной возбудимость, эмоциональной неустойчивостью, диффузными легкими очаговыми неврологическими симптомами, умеренно выраженными сенсомоторными и речевыми нарушениями, расстройствами восприятия, отвлекаемостью, трудностями поведения, недостаточной сформированностью навыков интеллектуальной деятельности.
Слайд 3Типы ММД
Субнормальный тип:
внутренняя рассогласованность мало ощутима, проявляется только в легкой
общей ослабленности мозга, которую необходимо преодолевать.
Ребенку доступна некоторая произвольность управления, он может сопротивляться утомлению, но возможности работы мозга уже ограничены.
Достаточно небольшой дополнительной нагрузки, чтобы силы иссякли и мозг "выключился" в результате утомления.
Слайд 4Типы ММД
Активный тип:
деятельность, хотя и неуправляема, но не хаотична, она
избирательна и сфокусированна.
Активный тип сразу дает ответ максимальной для него силы, какое-то время работает на этом уровне, а потом его возможности резко падают.
Если он начал действовать, то сдержать, остановить себя уже не может, но и продлить время продуктивной работы тоже оказывается не в состоянии.
Слайд 5Типы ММД
Ригидный тип:
на все реагируют замедленно, с запаздыванием.
В первые
5 минут работы их скоростные характеристики низки, но через какое-то время, хотя и ненадолго, может выходить на нормальный возрастной уровень работоспособности.
Слайд 6Типы ММД
Реактивный тип
моментально отвечает на любые воздействия, он постоянно и
неуправляемо реагирует, так как не реагировать не может.
Это его быстро утомляет, и он не только теряет какой-либо контроль, но и перестает осознавать то, что делает.
Слайд 7Типы ММД
У астеничного типа
ответ не успевает сформироваться, как уже действует
другой раздражитель. Он переключается на него, но опять не успевает отреагировать.
Частая стимуляция может полностью выключить его из деятельности, и при этом, внешне не действуя, он оказывается абсолютно переутомленным.
Астеничный тип может реагировать, только когда имеется значительный интервал между стимулами.
Слайд 8Синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Синдром дефицита внимания (СДВГ) – это состояние,
вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Детям с СДВГ трудно контролировать уровень своей активности (гиперактивность), сдерживаться (импульсивность), и сосредотачиваться (невнимательность). СДВГ может сопровождаться депрессией, тревожностью, нарушениями поведения и духом противоречия.
Слайд 93 варианта нарушения:
(Согласно американской классификации болезней DSM-IV)
синдром, сочетающий дефицит
внимания и гиперактивность;
синдром дефицита внимания без гиперактивности;
синдром гиперактивности без дефицита внимания.
Слайд 10 Влияние семьи и школы на психическое и социальное развитие детей
с СДВГ
Самый неподходящий для гиперактивного ребенка стиль общения — авторитарный. Он характеризуется высокой степенью родительского контроля, когда превалируют запретительные требования. Нередко поведение гиперактивных детей в таких семьях становится причиной конфликтов между родителями и другими членами семьи, и это осложняет ситуацию. Детей наказывают, часто бьют. В итоге поведение ребенка изменяется, но таким образом, что в дальнейшем осложняются и социальная адаптация вне семьи, и социальное взаимодействие.
Слайд 11Влияние семьи и школы на психическое и социальное развитие детей с
СДВГ
Либеральный тип общения. В такой ситуации гиперактивный ребенок, который очень нуждается во внешней регламентации, которому необходимы четкие ориентиры и требования, теряется и также становится неуправляемым.
Слайд 12Влияние семьи и школы на психическое и социальное развитие детей с
СДВГ
Индифферентный, или отстраненный, стиль общения. Гиперактивный ребенок раздражает таких родителей, его поведение вызывает гнев. Этот вариант противоположных несогласованных действий родителей разрушает взаимодействие и наносит большой вред психическому здоровью ребенка, усугубляя все проблемы гиперактивности.
Слайд 13Влияние семьи и школы на психическое и социальное развитие детей с
СДВГ
Наиболее адекватным в общении с гиперактивным ребенком является авторитетный стиль общения, при котором высокая степень контроля, внимания к ребенку сочетается с теплотой, поддержкой, терпением. Они не приказывают, а объясняют, создают условия, в которых гиперактивному ребенку легче сосредоточиться, организовать свою деятельность.
Слайд 14Влияние семьи и школы на психическое и социальное развитие детей с
СДВГ
В свою очередь, неадекватные условия социального развития не только обостряют все проявления синдрома и ухудшают взаимоотношения ребенка с окружающими, но и формируют озлобленного, агрессивного, неуверенного в себе подростка. Подростка, не способного на ответственные решения, высоко предрасположенного к негативному влиянию со стороны асоциальной среды, в которую входят как сверстники, так и взрослые.
Слайд 15Вывод
У детей страдающих СДВГ проблемы дома, в школе, в общении со
сверстниками. Если оставить СДВГ без внимания, то в дальнейшем это заболевание препятствует не только учебе и работе, но и социальному и эмоциональному развитию, вносит вклад в склонность к употреблению наркотиков и асоциальному поведению, повышает риск различных травм, такой учащийся опасен не только для окружающих, но и для себя.