Слайд 1Информационно-образовательная среда как важнейшее условие реализации ФГОС начального общего образования
Слайд 2ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ И ОДНОВРЕМЕННО СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – ИНФОРМАЦИОННО–
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА (ИОС)
Слайд 3КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ФГОС?
Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой —
системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС?
С точки зрения образовательного процесса современная ИОС –
это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности.
Слайд 5ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННАЯ ИОС?
Информационно-образовательная среда понимается как система влияний и условий
развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В каждом конкретном ОУ формируется собственная информационно-образовательная среда.
Слайд 6НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОУ
обеспечение возможности осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие
виды деятельности:
планирование образовательного процесса;
размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
Слайд 7НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОУ
обеспечение возможности осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие
виды деятельности:
фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
взаимодействие участников образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Internet, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;
Слайд 8НАЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОУ
обеспечение возможности осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие
виды деятельности:
контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Internet (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
взаимодействие ОУ с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими ОУ, организациями.
Слайд 9В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СИСТЕМНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИОС
Системно-структурная организация ИОС проявляется в том,
что она представляет собой совокупность взаимодействующих подсистем:
компьютерных средств обучения;
информационных образовательных ресурсов;
современных средств коммуникации;
педагогических технологий.
Слайд 101.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебное и учебно-наглядное оборудование (книгопечатная продукция; печатные пособия; экранно-звуковые пособия,
в том числе в цифровом виде, интерактивные доски; технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных технологий); игры и игрушки; учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование; натуральные объекты);
Слайд 11МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
оснащение учебных кабинетов:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Экспозиционный экран.
Видеомагнитофон.
Телевизор с DVD – плеером.
Шкаф для хранения таблиц.
Фотокамера цифровая (по возможности).
Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).
Слайд 12МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
оснащение учебных кабинетов:
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Сканер (по возможности).
Принтер (по возможности).
Копир (по
возможности).
Цифровые информационные инструменты и источники
Аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа, внеклассному чтению.
Аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов по содержанию предметов БУПа.
Аннотированные перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр.
…
Слайд 13МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
оснащение административных помещений
программно-методическое обеспечение:
Материалы (базы данных) текущей, промежуточной итоговой аттестации
учащихся по классам, в том числе в электронном виде.
Материалы (базы данных), отражающие динамику личностного развития учащихся по годам обучения.
Материалы (базы данных), отражающие динамику профессионально-личностного развития педагогов образовательного учреждения.
Слайд 14МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
оснащение административных помещений
учебно-методический инструментарий :
УМК (аннотированные перечни УМК) по предметам
БУПа.
Аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа, внеклассному чтению.
Аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов по содержанию предметов БУПа.
Аннотированные перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр.
База данных о лучших педагогических практиках в области начального общего образования.
База данных о лучших управленческих практиках в области начального общего образования.
Слайд 15МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
оснащение административных помещений
технические средства :
Компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением
к Интернету, находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором.
Принтер.
Сканер.
Телевизор.
Видеомагнитофон.
Слайд 162. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методические и информационные ресурсы – существенный
и неотъемлемый компонент инфраструктуры школьного образования, инструментального сопровождения начального общего образования, в целом обеспечивающий результативность современного процесса обучения и воспитания, эффективность деятельности учителя и ученика средствами информационно-коммуникационного сопровождения.
Слайд 17УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: НАЗНАЧЕНИЕ
Обеспечение:
– образовательной (учебной и внеучебной) деятельности обучающихся
(печатные и электронные носители образовательной информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.);
– образовательной деятельности обучающих (учителей начальной школы, психологов, диагностов и т.д.).
Слайд 18УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической
информации,
программно-методические, инструктивно-методические материалы,
цифровые образовательные ресурсы и т.д.
Слайд 19ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ РЕСУРСАМ
– Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе;
– коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Слайд 20ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ЦОР (цифровой образовательный ресурс) – некий содержательно обособленный
объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Слайд 21Типы образовательных ресурсов
ЦОРы;
ИИСС (информационные источники сложной структуры);
ИУМК (инновационные
учебно-методические комплексы).
Слайд 221. Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОРы)
учебные материалы, представляющие важную и современную
цифровую составляющую учебно-методических комплексов (УМК) к большинству учебников, входящих в Федеральный перечень и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе во всех общеобразовательных учреждениях, начиная с 01.06.2004 г.
Слайд 23Особенности ЦОР
Основная задача ЦОРов: поддержка изучения какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной
темы, курса.
Они жестко привязаны к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаются соответствующей методической поддержкой.
Позволяют учителю работать по привычному для него учебнику, встраивать данные ЦОРы в образовательный процесс, не меняя кардинальным образом традиционной системы обучения.
Слайд 25К ЦОРам не относятся материалы, которые:
копируют учебник/УМК;
представляют собой дополнительные главы к
существующему учебнику/УМК;
дублируют общедоступную справочную, научно-популярную, культурологическую и т.д. информацию;
основываются на материалах, быстро теряющих достоверность.
Слайд 262. Информационные источники сложной структуры (ИИСС)
Представляют собой образовательные ресурсы составного
характера, т.е. совокупность определенным образом организованных элементарных ЦОР, собранных в единую «сложную» структуру для решения определенных образовательных задач.
Нацелены на внесение локальных изменений в образовательный процесс, затрагивающие лишь фрагменты того или иного курса или отдельные элементы информационной поддержки различных предметов, и не претендуют на кардинальные изменения в учебном процессе.
Слайд 27Типы ИИСС
К первому типу ИИСС отнесены цифровые ресурсы, которые предназначены для
поддержания деятельности ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам. Это могут быть также учебные модули, которые отражали бы не только учебные, но и исследовательские аспекты определенной научной дисциплины.
Слайд 28Примеры 1-го типа ИИСС
«Компьютерный практикум для начальной школы» предназначен для поддержания
изучения основных предметов начальной школы: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». Представляет собой набор игр. Могут быть использованы не только учителями-предметниками, но и психологами, логопедами, на уроках, в дополнительном образовании, группах продленного дня, кружках и факультативах.
Слайд 29Примеры 1-го типа ИИСС
«Учимся правильно говорить» представляет собой комплексный ресурс —
своеобразный банк заданий, для организации занятий по коррекции и развитию речи школьников младших классов и дошкольников. Задания даны в интерактивной форме, при этом отработка звуков происходит в играх, в работе с педагогом (с опорой на видеоряд), в самостоятельной деятельности детей.
Слайд 30Типы ИИСС
Ко второму типу ИИСС отнесены прежде всего справочные издания, которые
рассчитаны на использование не в рамках какой-то конкретной темы, а в течение изучения целых курсов – по мере необходимости получения дополнительной, по сравнению с традиционными источниками, информации. Это электронные энциклопедии, атласы, определители, хронологические таблицы, карты и другие формы представления справочной информации.
Слайд 31Примеры 2-го типа ИИСС
Мультимедийный справочник-определитель «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия,
Урал, Западная Сибирь» содержит учебные материалы, предоставляющие детальные сведения о 332 видах птиц. ИИСС позволяет организовать практические и лабораторные работы, экскурсии; кружковые занятия, исследовательские проекты, предложены образцы детской творческой деятельности орнитологической тематики. Проверка знаний осуществляется в игровой форме по уровням.
Слайд 32Типы ИИСС
ИИСС третьего типа – это компьютерные инструменты (конструкторы, тренажеры и
т.п.), виртуальные лаборатории или среды, в которых поддерживается широкий спектр активностей учащихся. К этому же типу относят тестовые и тренинговые разработки.
Слайд 33Примеры 3-го типа ИИСС
«Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» представляет
собой набор интерактивных информационных объектов, которые позволяют детям 6-9 лет получить представление о принципах работы компьютера, программного обеспечения, научиться ориентироваться в незнакомых программах, поверхностно понять принципы представления звуковой, графической и текстовой информации на доступном языке, задолго до получения базовых знаний по соответствующим предметам. Работа с ИИСС способствует более эффективному анализу текстов разного типа и формированию основ математического мышления. Курс построен таким образом, что дети получают возможность применения новых знаний в новых ситуациях.
Слайд 343. ИУМК (инновационный учебно-методический комплекс)
полный набор средств обучения, необходимых для
осуществления учебного процесса по разным предметам (или отдельному образовательному направлению), который за счет активного использования современных педагогических и информационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в условиях информационного общества
Слайд 36ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
ЭОР
нового поколения (ЭОР НП) представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) по каждому учебному предмету (например, ОМС по истории, ОМС по математике и т.д.), состоящие из автономных электронных учебных модулей (ЭУМ).
Слайд 37Типы ЭУМ
модуль получения информации (И-тип),
модуль практических занятий (П-тип),
модуль контроля усвоения
(К-тип).
Слайд 38Структура совокупного контента ОМС по предмету
Слайд 39Федеральные образовательные коллекции
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(ФЦИОР):
http://fcior.edu.ru
http://eor.edu.ru
Слайд 40Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов –
http://school-collection.edu.ru/
Коллекции ЦОР
Слайд 41Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) - http://fcior.edu.ru/about.page
Коллекции ЦОР
Слайд 42
Коллекции ЦОР
Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
Слайд 44Новые гигиенические требования: электронные учебники (ЭОР)
В оформлении ЭОР следует применять негативное
изображение (светлые знаки полужирного начертания на темном фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются белые или желтые знаки на синем фоне.
Слайд 45При использовании жидкокристаллического дисплея следует применять позитивное изображение (темные знаки на
светлом фоне). Наиболее благоприятными цветовыми сочетаниями являются синие знаки на желтом фоне и черные знаки на зеленом фоне.
Цветовое сочетание красных знаков и зеленого фона является благоприятным для любых типов дисплеев.
Новые гигиенические требования: электронные учебники (ЭОР)
Слайд 46 Для текстовой и/или знаковой информации в КСО не следует применять:
узкое
и/или курсивное начертание гарнитуры шрифта;
более четырех различных цветов на одной электронной странице;
красный фон;
«движущиеся» строки по горизонтали и вертикали.
Новые гигиенические требования: электронные учебники (ЭОР)
Слайд 47В рамках КСО следует применять только одну гарнитуру шрифта различных начертаний,
кроме узкого и курсивного.
Шрифтовое оформление заголовков не регламентируется.
Объем электронных страниц с текстовой и/или знаковой информацией от общего объема «страниц» ЭОР (без учета динамических видеоматериалов) не должен превышать 20%.
Новые гигиенические требования: электронные учебники (ЭОР)
Слайд 48Критерии отбора объектов ЦОР в коллекцию
Критические критерии:
целесообразность (предметная, педагогическая);
соответствие образовательному
стандарту и его разумному расширению;
научная корректность (отсутствие фактических ошибок);
наглядность и эстетичность;
доступность (учет возрастных возможностей учащихся);
эффективность (снижение трудозатрат);
техническая комфортность (ЦОР не требует высокого уровня программно- технической оснащенности и подготовки пользователя);
корректность правовая (соответствие действующему законодательству), этическая, нравственная и т.п.
Слайд 49Критерии отбора объектов ЦОР в коллекцию
Дополнительные критерии (критерии качества):
открытость (возможность
вносить изменения, трансформация, доработка);
обновляемость (версификация);
совместимость (универсальность форматов представления данных);
межпредметность;
многовариативность использования в учебном процессе;
модульность (возможность самостоятельного создания необходимого образовательного ресурса на основе отдельных модулей – кирпичиков);
интерактивность (взаимодействие ЦОР с пользователем, обеспечивающее самостоятельные действия учащегося, направленные на создание учебных ситуаций, поиск необходимого «знания», способа действия);
инновационность (ориентация на новые образовательные результаты, учебную самостоятельность, изменение характера взаимодействия между субъектами образовательного процесса).
Слайд 50
ИЕРАРХИЯ СИСТЕМЫ ИОС
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РЕГИОНА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРЕДМЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА УМК
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
КОМПОНЕНТОВ УМК
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА ЭЛЕМЕНТОВ УМК
Слайд 51КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кодификатор требований к необходимому уровню компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности педагога
и руководителя ОУ
ДОКЛАД Правительства Российской Федерации о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2010-м году
Слайд 52
Проекты по безопасности в Интернете
Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного
Интернета - http://www.saferinternet.ru/
Слайд 53
Проекты по безопасности в Интернете
Всё об Интернет-безопасности - http://www.securelist.com/ru/
Слайд 54
Проекты по безопасности в Интернете
Фонд Дружественный рунет - http://www.friendlyrunet.ru/
Слайд 55
Проекты по безопасности в Интернете
Сообщество пользователей безопасного Интернета - http://www.netpolice.ru/
Слайд 56
Проекты по безопасности в Интернете
Фонд развития Интернет - http://www.fid.ru/
Слайд 57
Проекты по безопасности в Интернете
РОЦИТ - http://rocit.ru/
Слайд 58
Проекты по безопасности в Интернете
Национальный узел Интернет-безопасности в России - http://saferunet.ru/
Слайд 59
Проекты по безопасности в Интернете
Федеральная служба по техническому и экспертному контролю
(ФСТЭК России)- http://www.fstec.ru/
Слайд 60
Проекты по безопасности в Интернете
Федеральная служба безопасности РФ - http://www.fsb.ru/
Слайд 61
Официальные сайты, сайты
ФГОС по начальному образованию
Министерство образования и науки -
http://mon.gov.ru/
Слайд 62Федеральное агентство по образованию (Рособразование) - http://ed.gov.ru
Официальные сайты, сайты
ФГОС
по начальному образованию
Слайд 63
Официальные сайты, сайты
ФГОС по начальному образованию
Федеральный государственный образовательный стандарт -
http://standart.edu.ru/
Слайд 64
Официальные сайты, сайты
ФГОС по начальному образованию
Федеральные государственные образовательные стандарты -
http://fgos.isiorao.ru/
Слайд 65
Официальные сайты, сайты
ФГОС по начальному образованию
ФГОС как механизм проектирования образовательного
потенциала страны - http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=329&d_no=20026
Слайд 66
Сайты профессиональных педагогических сообществ
Всероссийский августовский
интернет-педсовет - http://pedsovet.org/
Слайд 67
Сайты профессиональных педагогических сообществ
Сетевая школа управленческих
кадров общего образования - http://school.apkpro.ru/
Слайд 68
Сайты профессиональных педагогических сообществ
Портал «Сеть творческих учителей» - http://www.it-n.ru/
Слайд 69
Сайты профессиональных педагогических сообществ
Сетевые образовательных сообщества
«Открытый класс» - http://www.openclass.ru/
Слайд 70Образовательная программа Intel «Обучение для будущего» - http://www.iteach.ru
Сайты профессиональных педагогических
сообществ
Слайд 71КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ФГОС?
Образовательное учреждение должно быть обеспечено учебниками, в том
числе с электронным приложением как их неотъемлемой частью.
Слайд 72КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ФГОС?
Образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и
электронным образовательным ресурсам.
Слайд 73КАКОВЫ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО ФГОС?
Библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована печатными
образовательными ресурсами
и ЭОР по всем учебным предметам.