Слайд 1Методы оценки сформированности УУД обучающихся в рамках реализации ФГОС ООО
Зам. директора
по УВР
Миненко Лариса Анатольевна
Слайд 2
Программа развития УУД
Целью программы развития универсальных учебных действий является
обеспечение умения школьников учиться, дальнейшее развитие способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и развивающего потенциала общего среднего образования.
Слайд 3Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий
В результате изучения
базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам, но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках надпредметных программ курсов
Слайд 4Универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия:
умение классифицировать, сравнивать,
устанавливать причинно-следственные связи
Регулятивные универсальные
учебные действия:
определять цель, планировать,
умение проверять, оценивать
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом
Работа с текстом
Слайд 5Методы и приёмы развития УУД в основной школе
Учебные ситуации:
• ситуация-проблема —
прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал;
• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации
Слайд 6Условия и средства формирования универсальных учебных действий
Учебное сотрудничество
К числу основных составляющих
организации совместного действия можно отнести:
• распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы;
• обмен способами действия, обусловленный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы;
• взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (взаимопонимание позволяет установить соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включённого в деятельность);
• коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания;
• планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы);
• рефлексию, обеспечивающую преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности.
Слайд 7Методы и приёмы развития УУД в основной школе
Совместная деятельность
Совместная учебная
деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Слайд 8Методы и приёмы развития УУД в основной школе
Проектная деятельность обучающихся
как форма сотрудничества
Типы ситуаций сотрудничества.
1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей.
2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.
3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.
4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.
Слайд 9Методы и приёмы развития УУД в основной школе
Дискуссия
Диалог обучающихся может
проходить не только в устной, но и в письменной форме.
Выделяются следующие функции письменной дискуссии:
• чтение и понимание письменно изложенной точки зрения других людей;
• усиление письменного оформления мысли за счёт развития речи младших подростков, умения формулировать своё мнение так, чтобы быть понятым другими;
• письменная речь как средство развития теоретического мышления школьника содействует фиксированию наиболее важных моментов в изучаемом тексте (определение новой проблемы, установление противоречия, высказывание гипотез, выявление способов их проверки, фиксация выводов и др.);
• предоставление при организации на уроке письменной дискуссии возможности высказаться всем желающим, даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный темп деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания детей на уроке.
Слайд 10Методы и приёмы развития УУД в основной школе
Общий приём доказательства
Доказательства могут выступать в процессе обучения в разнообразных функциях: как средство развития логического мышления обучающихся; как приём активизации мыслительной деятельности; как особый способ организации усвоения знаний; иногда как единственно возможная форма адекватной передачи определённого содержания, обеспечивающая последовательность и непротиворечивость выводов; как средство формирования и проявления поисковых, творческих умений и навыков учащихся.
Слайд 11Методы и приёмы развития УУД в основной школе
Рефлексия
Задача рефлексии —
осознание внешнего и внутреннего опыта субъекта и его отражение в той или иной форме.
Сферы существования рефлексии.
Сфера коммуникации и кооперации, в данном случае рефлексивные действия необходимы для того, чтобы опознать задачу как новую, выяснить, каких средств недостаёт для её решения, и ответить на первый вопрос самообучения: чему учиться?
Сфера мыслительных процессов, направленных на решение задач: здесь рефлексия нужна для осознания субъектом совершаемых действий и выделения их оснований.
Сфера самосознания, нуждающаяся в рефлексии при самоопределении внутренних ориентиров
Слайд 12Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования
предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Слайд 13
Особенности оценки личностных результатов
Основным объектом оценки личностных результатов
служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Слайд 14Оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения,
принятых в образовательном учреждении;
2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Слайд 15Условия оценки личностных результатов
В текущем учебном процессе в соответствии
с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося и может использоваться исключительно в целях оптимизации личностного развития обучающихся.
Слайд 16Особенности оценки метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и
готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Слайд 17Методы и формы оценки сформированности УУД:
стандартизированные письменные и устные работы;
проекты;
практические работы;
творческие
работы;
самоанализ и самооценка;
наблюдения
Слайд 18Обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• текущего выполнения выборочных
учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Слайд 19
Особенности оценки индивидуального проекта
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный
проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Слайд 20Результатом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе,
реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Слайд 21Два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный.
Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
Слайд 22Содержательное описание каждого критерия
Слайд 23Содержательное описание каждого критерия
Слайд 24Содержательное описание каждого критерия
Слайд 25Содержательное описание каждого критерия