Слайд 1Методы и приемы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС
Сулайманова
Майя Кубанычбековна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №13
Слайд 2Историческая карта – это наглядно-условно графическое пособие, служащее для локализации исторических событий
в пространстве, созданию представлений о географической среде, в которой они развивались.
Особенности исторической карты:
Содержит немногие физико-географические данные, чаще используется очертаниия рек, озер, морей. Иногда присутствует градусная сетка. Но в то же время большое количество изображений связано с самим историческим событием.
Иное значение цвета
Многие условные обозначения исторической карты указывают на динамику развития исторических фактов, тем самым показывает историческое время.
Слайд 3Общие правила использования исторической карты
1) использование карты на всех этапах
обучения;
2) параллельно с формированием знаний на основе карты должно вестись обучение школьников приемам учебной работы с различными типами картографических пособий;
3) при переходе от одной карты к другой обеспечивается преемственность между ними;
4) работа с настенной и настольными картами ведется параллельно и скоординировано;
5) постоянным компонентом домашних заданий по истории является работа школьников с контурными картами над вопросами новой темы.
Слайд 4Классификация исторических карт
70- х гг.:
Общеисторические
Обзорно-исторические (отражают ряд последовательных моментов развития изучаемого
явления)
Тематические (посвящена конкретному историческому событию)
Современная классификация исторической карты:
По охвату территории: мировые, материковые, карты государств.
По содержанию: обзорные, обобщающие и тематические.
По масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.
Слайд 5Существует 2 методики работы с картой
1) «Настенная»:
а) использование настенных карт;
б) учитель организует показ объекта, он должен стоять справа от карты по отношению к классу, указка в правой руке;
в) дотрагиваясь указкой до объекта рассказа, учитель должен подбирать словесные ориентиры.
2) «Настольная»:
а) использование настольной карты учебника или атласа;
б) учитель во время проведения урока дает сложные ориентиры, а ученики по ним самостоятельно находят объект;
в) вызвать ученика к настенной карте, чтобы он показал;
г) учитель формирует в ученике привычку постоянно обращаться к карте в своей учебной работе.
Слайд 6Карту нужно понимать – значит усвоить главные функции и свойства карты.
Читать карту – уметь
распознавать историческую действительность по условным обозначениям карты. Чтение может осуществляться в форме уяснения представленного материала, может выражаться как в устной, так и в письменной форме.
Знать карту – значит помнить и ясно представлять себе по памяти расположение нужного объекта.
Слайд 7Планируемые результаты работы с картой:
В результате работы с исторической картой учащиеся
должны знать:
что название карты отражает тему и ее основное содержание;
что историческая карта отражает действительность в определенный хронологический период;
что на карте могут быть показаны разновременные события;
что сменявшиеся события могут изображаться на одной исторической карте, причем последовательность во времени передается как соседство в пространстве;
карты имеют масштаб;
что условные обозначения расшифровываются в легенде карты;
Слайд 8В результате работы с исторической картой учащиеся должны уметь:
узнавать и
называть изображенное на карте географическое пространство;
определять последовательность и время, отображенных на карте событий;
сопоставлять обозначенные на карте явления;
сравнивать размеры территорий;
находить на карте и называть включенные в легенду знаки;
находить изображенную на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;
сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;
выделять изменения в территории, новые черты и хозяйстве;
применять карту при анализе причин и следствий событий;
анализировать социально-экономическое, политическое развитие народов мира;
Слайд 9Приемы работы с картой (по вагину)
1) показ и пояснение;
2) работа по
2-м картам для сравнения (Работа в парах-тройках);
3) прием разборной карты (игра “Кто быстрее соберёт карту” по принципу сбора картинки из пазлов);
4) прием оживления карты (через использование меловых картосхем и цветных аппликаций);
5) прием переноса карты (Задания могут носить усложнённый характер. Например, на чистом листе бумаги по памяти выполнить задания к теме ”Восстание Спартака”
6) вычерчивание карты на доске (меловая и «ментальная» карты);
7) прием заполнения контурной карты (отметить столицу государства, обвести границы района крестьянских восстаний, отметить места сражений или показать направления завоевательных походов и т.п.)
8) историко-географический диктант
9) игры - путешествия
Слайд 11Расшифровать значения условных обозначений
7
6
5
4
3
2
1
ОЗЕРО
6
СТОЛИЦА
8
9
10
ПРОЧИЕ
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ
Слайд 12Задание на знание условных обозначений
Объясни используемые в данной карте условные
обозначения.
Слайд 13
С помощью условных обозначений покажите территорию карте Московского княжества в 1462г.
Используя символ, найдите стояние на реке Угре.
Определите, что обозначает цвет стрелок в условных обозначениях
Задание на знание условных обозначений
Слайд 14Задание на понимание условий развития общества
Задание. Опиши географическое и геополитическое
положение Финикии.
1) Определи географическое положение:
- на каком материке находится; в какой его части;
- наличие рек, морей, гор, плодородных земель, пустынь и т.д.;
- какие торговые пути существовали, с какими странами соединяли,
– какие виды жизнедеятельности были свойственны жителям страны.
2) Определи геополитическое положение:
- какие государства, с каких географических сторон окружали;
- чем отличалась от других государственных образований того времени.
Слайд 15Задание на систематизацию
информации в виде таблиц.
Слайд 16Задание на составление рассказа по заданной карте
Этапы составления рассказа по заданной
карте.
Определи тип карты.
Изучи условные обозначения.
Определи временные рамки данного явления, выдели в нем определенные временные этапы или хронологически-последовательные события
Рассказывая, определяй географическое направление, место, зафиксированных на карте событий.
Слайд 17“Меловая карта”
на доске чертится контур карты, который заполняется соответствующими объектами.
Слайд 18Задание на конструирование
интерактивных карт
Это карты, отражающие культурные достижения народов древнего
мира; демографические, религиозные, экологические аспекты, карты-реконструкции того, или иного города.
1. Удушение Немейского льва
2. Убийство Лернейской гидры. Не засчитан.
3. Истребление Стимфалийских птиц
4. Поимка Керинейской лани
5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами
6. Очистка авгиевых конюшен. Не засчитан.
7. Укрощение критского быка
8. Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)
9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок
10. Похищение коров трёхголового великана Гериона
11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид
12. Укрощение стража Аида — пса Цербера
?
Слайд 19Примеры заданий…
Определите расположение сторон горизонта (Вариант — можно нарисовать на бумаге
компас и прикреплять его к доске или к карте на время урока).
Соотнесите различные изображения одной и той же страны на двух разномасштабных картах
Сравните две карты: карта Древнего и современного мира. Определите, какие страны в наше время находятся на территории древних государств. (Вариант – подобное задание даётся на дом для обращения к энциклопедическим источникам — это позволит установить связь с современностью).
Что на что похоже? Определите на что похоже…
(Вариант: Апеннинский полуостров напоминает по своей форме сапог, Пиренейский профиль головы в капюшоне, остров Сицилия — треугольник, Чёрное море — боб, Средиземное море — крокодила)
Назовите и опишите достопримечательности… ( Вариант: используя карту Древнего Египта, Афин, Древнего Рима)
Сравните карту с ее контурным образцом, найдите на карте разнообразные географические (водоемы, горы, города) и исторические (исторические памятники, места сражений, культурные центры) объекты;
Сравните план и карту;
Слайд 20Алгоритм чтения исторической карты
Прочитай название карты (в нём содержится информация о
территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
Ознакомься с легендой карты (это условные знаки, которые позволят тебе прочитать информацию, изображённую на карте);
Чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) Определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) Определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи);
в) Определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути). Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
Одним из способов “добывания” информации может служить сравнение информации, представленной на нескольких картах
Слайд 21Критерии оценивания
с контурной картой
с исторической картой
Умение точно и правильно выполнить задание
по карте;
Умение точно и аккуратно нанести объекты и надписи на карту;
Наличие в работе условных обозначений и их объяснение (легенда карты);
Соблюдение правил работы с картой (использование светлых тонов для закрашивания, работа при закрашивании только цветными карандашами);
Отсутствие речевых и грамматических ошибок.
Умение соблюдать алгоритм чтения карты;
Умение точно определить географические ориентиры и продемонстрировать их на карте;
Умение преобразовать условную информацию карты в текстовую;
Умение использовать название, даты, условные обозначения для соблюдения трёхчастной структуры ответа (вступление (название, дата изображения) – основная часть (описание информации карты или ответ на вопросы по карте) – итог);
Речевая грамотность.