Слайд 1МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
Слайд 2Методологический аппарат
актуальность исследования;
проблема;
тема;
цели исследования;
объект исследования;
предмет исследования;
гипотеза;
задачи;
научная новизна и теоретическая значимость исследования;
практическая
значимость исследования.
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Обоснование актуальности предполагает ответ на вопрос: почему данную проблему нужно
в настоящее время изучать?
Исследование можно считать актуальным лишь в том случае, если актуально не только данное научное направление, но и сама тема актуальна в двух отношениях: ее научное решение,
- во-первых, отвечает насущной потребности практики,
- во-вторых, заполняет пробел в науке, которая в настоящее время не располагает научными средствами для решения этой задачи.
Слайд 4ПРОТИВОРЕЧИЕ
Противоречие – это взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообусловленными и
взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний.
Противоречие - это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой – либо системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие.
Формулируется оно при помощи предлога «между».
Слайд 5проблема
Проблема (от греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический
вопрос, требующий разрешения исследования.
Проблема исследования представляет собой попытку осмыслить одну из сторон противоречия, она логически вытекает из установленного противоречия.
Слайд 6тема
Тема исследования должна отражать проблему.
Тема – это лаконичная формулировка проблемы.
Грамотная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему.
Слайд 7цель
Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в
итоге исследования.
Цель исследования формируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Слайд 8ОБЪЕКТ
Объект исследования – методологическая характеристика исследования; процесс или явление, порождающее проблемную
ситуацию и избранное для исследования.
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается?
Слайд 9ПРЕДМЕТ
Предмет - методологическая характеристика исследования; все то, что находится в границах
объекта исследования.
Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.
Предмет - это конкретная часть объекта. Это может быть или процесс, в нём происходящий, или аспект проблемы, который, собственно, и исследуется.
Важно отметить, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с его темой, либо они очень близки по звучанию.
Слайд 10ГИПОТЕЗА
Гипотеза научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки
на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверным научным знанием.
От простого предположения гипотеза отличается рядом признаков:
а) соответствие фактам, на основе которых и для обоснования которых она создана;
б) проверяемость;
в) приложимость к возможно более широкому кругу явлений;
г) относительная простота.
«А будет усовершенствовано, если используются В, C, D».
Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели исследования.
Слайд 11ЗАДАЧИ
Под задачей понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности.
Задачи
исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы. Задачи исследования конкретизируют его цель.
Ни одна из задач не может повторять цель или быть шире ее.
Слайд 12ЗАДАЧИ
1. Первая задача, как правило, связана с выявлением сущности, природы, структуры,
законов функционирования и развития изучаемого объекта.
вскрытие, выявление, знакомство, исследование, описание
2. Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей.
выработка, дополнение, использование, обобщение, подтверждение, оценка, построение, развитие, разработка, рассмотрение, создание, сравнение
3. Третья задача направлена на разработку, создание конкретных методик действия, выработку практических рекомендаций.
проверка, внедрение, применение, использование
Слайд 13НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Определение научной новизны исследования проводится на основе
его оригинальности и отличия от других, проведенных по сходной проблеме.
Этой новизной может быть:
- эмпирическое подтверждение или опровержение ранее выдвинутой теоретической идеи;
- предмет исследования, никогда ранее не изучавшийся;
- методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении данных педагогических явлений;
- методы исследования, никогда ранее не применявшиеся при изучении данных педагогических явлений;
- выявленные закономерности и принцип;
- впервые выявленные связи и отношения между фактами, процессами и системами никем ранее не описанными и т.д.
Слайд 14ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Практическая значимость исследования – это методологическая характеристика, которая отражает представление
о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы, это возможность их использования в практике образовательного и иного учреждения, а также для продолжения исследования.
Определяя значение проведенного исследования для практики, исследователь отвечает на вопрос: какие конкретные недостатки практической деятельности можно исправлять с помощью полученных в исследовании результатов?