Слайд 1КОГПОАУ ЯТТ
Развитие творческого, креативного мышления современных студентов
(методические рекомендации)
Разработала Кукарева
Т.Н., преподаватель,
педагог-психолог
2018 г.
Слайд 2
Приобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления отдельных личностей.
«Путь в
тысячу миль начинается с первого шага…»
Слайд 3Креативность – это способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения
и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее.
Креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления.
Слайд 4«Сегодня становится важнее правильно думать,
чем много знать.»
В современном обществе возросла
потребность в специалистах, способных к творческой деятельности, имеющих развитое воображение, ассоциативное и критическое мышление.
Слайд 5
«Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью,
креативность – управляемым продуктивным воображением»
И. Кант
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике.
Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием студента, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Слайд 6«Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться»
Кант И.
Слайд 7«Достижение цели - это спор человека с самим собой. Самая тяжелая
битва, которую человек должен выиграть...»
«Цель обязательно должна быть новой или не достигнутой.
Цель обязательно должна быть общественно полезной, положительной, направленной на развитие жизни.
Цель должна быть конкретной.
Альтшуллер Г.С., Верктин И.М.
Слайд 8Критическое мышление имеет
5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых
– это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное
Слайд 9Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 10Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать имеющиеся у учащихся
знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 11Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь
активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 12Что дает креативное мышление студенту?
Приобретение разнообразных навыков.
Развитие творческого воображения.
Преодоление трудностей,
что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления. т.е. мыслить креативно.
Преодоление боязни и инертности, «сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».
«Ничего не делаешь, ничем не рискуешь», «Не ошибается тот, кто ничего не делает» — эти слова хорошо характеризуют нетворческий подход.
Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха.
Слайд 13 Идея креативной технологии состоит в том, чтобы
создать условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, работая над проблемой, которая им предложена.
получают возможность личного уникального, творческого решения проблемы каждым студентом и сообщение им своих результатов педагогу или всем обучающимся, коллективное обсуждение (защиту или представление) личных результатов деятельности учеников.
могут получать консультации педагога в доведении студентами их образовательных продуктов до формализованного, понятного и воспринимаемого другими студентами вида.
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, в том числе для творческих работ.
Слайд 14Основные требования к учебному исследовательской работе (проекту)
Наличие значимой в творческом плане
проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части исслед д-ти.
Использование творческих методов реализации данной проблемы, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач;
выдвижение гипотез их решения и реализации;
обсуждение способов оформления конечных результатов;
сбор, систематизация, анализ и синтез полученных данных;
техническое создание проекта, оформление результатов, их презентация или защита;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Слайд 15Чтобы переварить знания,
надо поглощать их с аппетитом.
А.Франс
Использование современных информационных
технологий помогает студентам не только приобретать знания, но и развивать творческие, интеллектуальные способности, коммуникативные навыки и использовать их при выборе профессии, в своей дальнейшей жизни.
Слайд 16Развитие креативного мышления между делом
Слайд 18Настройте таймер на две минуты и напишите все слова на букву
«А». Завтра проделайте то же с буквой «Б» и так далее по всему алфавиту. Попробуем…
Слайд 19 Для каждой из следующих ситуаций придумайте продолжение
(неправильных ответов нет):
Слайд 20Женщина в красной шляпке стучится в парадную дверь роскошного каменного дома.
Дверь открывается, и...
Слайд 21 Свидание. Мужчина и женщина, взявшись за руки, идут по запруженной
людьми улице. Женщина поднимает глаза, и у нее перехватывает дыхание, потому что...
Слайд 22Молодой человек переезжает с семьей в новую страну, но беспокоится, что
не сможет привыкнуть к ней и никогда не приобретет здесь друзей. К его удивлению, в самолете рядом с ним оказывается...
Слайд 24Во время езды на автобусе или пешей прогулки читайте вывески магазинов
задом наперед. Иногда бывает откровенно смешно, попробуйте! К примеру, вывеску «Все для дома» вы прочтете, как «Амод ялд есв».
Слайд 25Во время того, как вы ожидаете свою очередь, можно достать книгу
и начать чтение предложений не сверху вниз, а снизу вверх.
Слайд 26придумайте 10 экзотических имен: отдельно мужские … , отдельно женские…
К
примеру, Маларуктигара или Пелигестиор.
Слайд 27Нарисуйте что-то нереальное, к примеру, несуществующее животное и назовите его несуществующим
именем.
Слайд 28Дома возьмите карандаш в левую руку и пишите, рисуйте.
Возьмите карандаш пальцами
ног. Можно рисовать или писать текст.
Слайд 29 В свободное время придумывайте словосочетания из несочетаемых слов…
К примеру,
сладкая соль или правдивая ложь.
Слайд 30 Возьмите любое слово и попробуйте представить, что это аббревиатура. Попробуйте
ее расшифровать.
К примеру, МОЛОКО: попробуем…
Может Очень Любить Одуванчики Каждый Олень.
Слайд 31Придумайте 20 способов, как можно использовать … кастрюлю или стул…
Слайд 32Стимулируйте свою изобретательность методом принудительного соединения. Возьмите какой-то предмет и подумайте,
как можно его видоизменить или усовершенствовать. Рассмотрим, к примеру, книгу. Попробуйте к ней «присоединять» другие вещи. Например, зеркало. Возможно, это будет книга с зеркальным отображением. А теперь «присоединим» плеер. Да это уже аудиокнига!
Слайд 33Смысл данных упражнений — в уходе от стандарта.
Таким образом, наше
мышление открывает новые горизонты, которые простираются вдали от навязанных и надоевших стереотипов.
На этом же принципе основан один известный инструмент ТРИЗ — теории решения изобретательских задач.
Слайд 34Выполняя эти нехитрые упражнения между делом всего по 15-20 минут в
день, уже через месяц вы почувствуете грандиозные перемены в своем мышлении.
Слайд 35Кроме того, имейте всегда под рукой журнал идей. Какими бы бредовыми
не казались ваши озарения — все записывайте.
Таким образом, ваше КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ вскоре наберет большие обороты, и вам станет по плечу даже гениальность!
Слайд 37Список литературы
Материал из Википедии Генрих Саулович Альтшуллер (автор ТРИЗТРИЗ—ТРТС (теории решения
изобретательских задач — теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель, писатель-фантаст.
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМНО-КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ – БАЗОВАЯ СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В XXI ВЕКЕ
Шевырёв А.В. - директор Центра креативного мышления МАЭП, к.э.н.,
Романчук М.Н. - ректор ИПИУ г. Москва, к.э.н., доцент
А. В. Кудрявцев. Теория развития творческой личности
[Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизнен. стратегия творч. личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.
http://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp
http://www.altshuller.ru/trtl/heretic1.asp ВВЕДЕНИЕ В ЖСТЛ] © Альтшуллер Г. С., Верткин И. М., 1990
ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (РЦДО 2009 г.)