Слайд 1
Диагностический инструментарий
в работе
социального педагога с детьми
девиантного поведения
Слайд 2
"Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех
отношениях.»-
Ушинский К.Д.
Слайд 3
Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis
- знание т.е. способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.
Диагноз – это определение состояния объекта.
Слайд 4
Девиантное поведение — поведение, не соответствующее правилам и нормам, установленным в
официальном порядке или сложившимся традиционно в обществе (группе). Девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, беспризорности, пьянства, наркомании, преступности несовершеннолетних и т.п.
Слайд 7
1. Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о
характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации.
Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.
Слайд 8
Психодиагностические признаки:
низкая познавательная активность и личностная незрелость;
низкий уровень самоконтроля
и самоорганизации в деятельности и поведении;
повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
немотивированность, неадекватность поведения;
отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
сохранение инфантильности, слабоволие;
раннее половое развитие;
Слайд 9
2. Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности.
Её целью является установление
психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.
Слайд 10
Диагностический минимум:
1 класс – Пакет методик на готовность, проективные
методики, мотивационная анкета (Лусканова);
4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова),
интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс),
5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса;
8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник
(Р.Кеттела), психологический климат класса;
10 класс – профориентационный тест,
психологический климат класса,
тревожность (Кандаш)
Слайд 11
3. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных
связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния.
Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.
Слайд 12
Можно использовать вопросы:
Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими
в семью (другую социальную группу)?
Существуют ли проблемы среди членов семьи?
Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
Слайд 13
4. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода
в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
Методы исследования:
Наблюдение
Анкетирование
Анализ документации
Тестирование
Слайд 14
Требования к педагогической диагностике:
изучение личности должно быть направлено на
поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
Слайд 15
5. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором
происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Слайд 16
Диагностический этап работы с детьми девиантного поведения.
Слайд 17 Беседы с классными руководителями.
Беседы с родителями.
Беседы социального педагога
непосредственно с трудновоспитуемыми.
Диагностическая работа социального педагога, психолога школы с детьми девиантного поведения.
Слайд 18Диагностическая работа
Изучение личностных характеристик учеников.
Изучение познавательного развития учащихся.
Изучение характера взаимоотношений
в классе.
Изучение проблем класса с точки зрения учителя.
Изучение проблем класса с точки зрения учащихся.
Определение отношения «отвергаемых» к школе, к семье.
Работа с родителями, с семьей.
Оформление личных социально-педагогических карт на каждого учащегося.
Слайд 19
Диагностические методики:
Социометрия
Анкета для оценки уровня школьной мотивации
Тест
«Ваша самооценка»
Методика изучения направленности на приобретение знаний
Тест «Ваша уличная компания»
Анкета «Интерес и досуг»
Методика для изучения социализированности личности учащегося
Методика незаконченных предложений
Методика диагностики склонности к девиантному поведению
Анкета привлекательности классного коллектива
Тест-анкета «Мои способности»
Методика выявления коммуникативных склонностей
Анкета «Оценка воспитанности учащихся 9-11 классов» и др.
Слайд 20
Алгоритм проведения диагностик:
Определение цели и задач исследования.
Подбор критериев и показателей
для определения результативности изучаемого явления.
Выбор методик изучения.
Подготовка диагностического инструментария.
Обработка и интерпретация результатов исследования.
Слайд 21Тематические классные мероприятия
Умеем ли мы общаться?
Дети разных поколений. Давайте поймём взрослых.
Кому
сегодня нужна любовь?
«Что такое дружба?» Классное мероприятие по сплочению коллектива.
Мой характер и темперамент.
Конфликт. Как его разрешить?
«Мир моих увлечений». Профориентационное мероприятие.
Слайд 22Личностно – ориентированная направленность
Беседы и консультации с родителями.
Беседы с ребёнком.
Посещение семьи
и обследование взаимоотношений её членов.
Вовлечение в кружковую и другую внеклассную деятельность детей с проявлениями той или иной дезадаптированостью.
Контролирование посещаемости и успеваемости учащегося.
Слайд 23
КОНСУЛЬТАЦИИ (индивидуальные, групповые)
Слайд 24рекомендации:
«Как работать с ребенком агрессивного
поведения?».
«Как строить свою работу с тревожным ребенком?».
выступление на методическом совете;
индивидуальные консультации: совместное обсуждение причин
трудностей учащихся и их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
УЧИТЕЛЯМ:
Слайд 25РОДИТЕЛЯМ
рекомендации:
«Как строить взаимоотношения с тревожным ребенком?»
«Причины возникновения негативного поведения.»
выступления на родительском собрании
направлены на профилактику и предупреждение возможных нарушений в
семейных отношениях и семейном воспитании:
«Взаимоотношения в семье»
«Конфликт в семье. Как его избежать?»