Слайд 1выступление на педсовете
Добрый день, уважаемые коллеги!
В плане подготовки к педсовету были
созданы творческие группы.
Группе, которой руководила я (Двинянинова Елена Станиславовна), было поручено осветить теоретическую часть «Методов проектов».
За основу была взята книга автора Полат «Обучение в сотрудничестве» и наработки, которые любезно предоставила нам методист информатики ИПО г. Севастополя Заторская Светлана Васильевна. Именно Светлана Васильевна первой в Севастополе стала заниматься проблемой «Метода проектов».
Имеющуюся информацию я переработала и оформила в виде презентации, состоящей из 29 слайдов.
Ну, а что получилась, судить Вам.
Слайд 3Исторические сведения
Страна:
США
Начало развития: 20-е годы
Основоположники: американский философ и педагог ДЖ.ДЬЮИ и его ученик В.Х.КИЛПАТРИК
Направление: гуманистическое в философии и образовании
Страна:
РОССИЯ
Начало развития:
XX век (1905г.)
Основоположники:
педагог С.Т.ШАЦКИЙ с группой сотрудников
Направление:
активное использование в практике преподавания
Слайд 4Исторические сведения (продолжение)
При советской власти метод проектов довольно широко стали внедрять
в школу,
но недостаточно продумано и последовательно.
В 1931 году постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринимались попытки возродить этот метод в школьной практике.
Слайд 5Исторические сведения (продолжение)
В зарубежной школе метод проектов успешно развивался. Широкое распространение
идей ДЖ.ДЬЮИ получил метод проектов в США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ, БЕЛЬГИИ, ИЗРАИЛЕ, ФИНЛЯНДИИ, ГЕРМАНИИ, НИДЕРЛАНДАХ и многих других странах в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения.
Слайд 6Основной тезис современного понимания метода проектов
«Все, что я познаю, я знаю,
для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить».
Слайд 7Основные цели современной системы образования
Интеллектуальное развитие личности.
Нравственное развитие личности.
Формирование критического мышления.
Формирование
творческого мышления.
Умение работать с информацией.
Слайд 8Современные тенденции образования
Предоставление учащимся возможности размышлять.
Сопоставлять разные точки зрения, разные позиции.
Формулировать
и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.
Слайд 9Список основных умений XXI века
Ответственность и адаптируемость.
Коммуникативные умения.
Творческий потенциал и любознательность.
Критическое
и системное мышление.
Информационные и мультимедийные умения.
Сотрудничество и взаимодействие.
Постановка и решение проблем.
Саморазвитие.
Социальная ответственность.
Слайд 10ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
Размышлять, опираясь
на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
Принимать самостоятельные аргументированные решения.
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Слайд 11МЕТОД ПРОЕКТОВ
Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для
достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.
Слайд 12Компетентность учащихся в области решения проблем
Способность использовать познавательные умения для разрешения
межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.
Умения, необходимые для решения проблемы, Формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них -математической, естественнонаучной или чтения.
Слайд 13 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Понимать проблему (использовать знания и
умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
Слайд 14СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Проблемная ситуация
Поиск способов решения
(выдвижение гипотез)
ПРОБЛЕМА
Исследовательская,
поисковая пр. деятельность
Оформление результатов
Защита проекта
Прогнозирование
Слайд 15ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ С ДРУГИМИ МЕТОДАМИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Метод проектов
Обучение в
сотрудничестве
Дискуссии
Ролевые игры
Мозговая атака
Портфель ученика
Слайд 16СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
Исследовательские
Поисковые
Научный метод
Дискуссии,
эвристические беседы
Мозговые атаки
Ролевые
Слайд 17ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Интеллектуальные умения
критического мышления
Умения предметной
области
знания
Совокупность соответствующих компетентностей
Ключевые компетенции
Коммуникативные
умения
Поиск информации
Осмысление
Анализ
Синтез
Оценка
Умения совместной деятельности
Умения дискутировать, принимать решения
Применение
Слайд 18УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ
Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся:
Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем.
Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает .
Третий уровень предпола-гает, что преподаватель создает проблемную ситу-ацию, а ученик самостоя-тельно ее разрешает.
Четвертый уровень сви-детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.
Слайд 19Что такое критическое мышление?
Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых, информация
является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)
Слайд 20Признаки типологизации проектов
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая,
прикладная).
Проекты:
практико-ориентированные,
информационные,
Творческие
Предметно-содержательная область.
Проекты:
- моно-проект (в рамках одной области знания),
- межпредметный проект.
Слайд 21Характер координации проекта:
- проект с открытой координацией,
- проект
со скрытой (неявной) координацией.
Характер контактов:
- внутри школьный;
- региональный;
- международный.
Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
Продолжительность проекта:
- краткосрочные,
- долгосрочные.
Признаки типологизации проектов (продолжение)
Слайд 22ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА
Представление проблемной ситуации:
вербально;
с помощью видеоряда;
с помощью мультимедийных средств.
Мозговая атака.
Обсуждение.
Выдвижение
гипотез.
Определение типа проекта.
Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей.
Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов.
Слайд 23ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА (продолжение)
Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со
своим заданием.
Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке).
Оформление результатов проектной деятельности.
Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
Самооценка, внешняя оценка.
Слайд 24ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ для целей:
сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов;
проведения
экологических, социологических проектов;
создания совместных творческих продуктов;
организации совместных полевых работ, практических экспериментов;
совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования;
совместная разработка туристических маршрутов, пр.
Слайд 25ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная
деятельность
На уроке
Во внеурочной
деятельности
Общешкольный
проект
Телекоммуникационный
проект
Слайд 26ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Тема и проблема
проекта
Подпроблема 1
Подпроблема 2
Подпроблема 3
Координация
Научно-практическая конференция
Слайд 27КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой
тематике;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
Слайд 28КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
характер общения и взаимопомощи участников проекта;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы;
эстетика оформления результатов проекта;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Слайд 29КООРДИНАТОР ПРОЕКТА
Должен обладать определенными качествами:
Иметь хорошие организаторские способности;
Быть методически грамотным;
Владеть навыками
межкультурного общения;
Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
Активно сотрудничать в проектной деятельности;
Обладать базисными навыками работы в сетях;
Уметь работать с большими объемами информации;
Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.
Слайд 30ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА
Поиск участников проекта;
при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта);
связь
с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта;
сбор и распространение информации об участниках проекта;
стимулирование участников к самооценке;
организация защиты и внешней оценки проекта.