Презентация, доклад на тему Метапредметный подход в образовании

Содержание

СУЩНОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДАпереход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности;целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции

Слайд 1 МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД  В ОБРАЗОВАНИИ

Слайд 2СУЩНОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА
переход от существующей практики дробления знаний на предметы к

целостному образному восприятию мира, к метадеятельности;
целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.

СУЩНОСТЬ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДАпереход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности;целостность

Слайд 3 Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления

и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка.
Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования

Слайд 4"МЕТА "-(«ЗА», «ЧЕРЕЗ», «НАД»), ВСЕОБЩЕЕ, ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ
метапредметность,
метадеятельность,
метазнания,
метаспособы
метаумения,
мыследеятельность,


Слайд 5МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ "НАДПРЕДМЕТНОЙ".
предметной деятельности есть то, что

делает ее осознанной и ответственной, то есть:
• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
•моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).
• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
МЕТАДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ

Слайд 6МЕТАУМЕНИЯ - ПРИСВОЕННЫЕ МЕТАСПОСОБЫ, ОБЩЕУЧЕБНЫЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ (НАДПРЕДМЕТНЫЕ) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ.
К

ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
-качества мышления (гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
МЕТАУМЕНИЯ - ПРИСВОЕННЫЕ МЕТАСПОСОБЫ, ОБЩЕУЧЕБНЫЕ, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ (НАДПРЕДМЕТНЫЕ) ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ.К ним относятся:- теоретическое мышление (обобщение, систематизация,

Слайд 7Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и

структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е.

Слайд 8 Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный

тип интеграции учебного материала.
Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредмет - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. 	Метапредметы -

Слайд 9МЕТАПРЕДМЕТЫ
1.«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача»,
2.«Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению

и выбору книг), «Дискуссия»,
3.«Грамотный покупатель», «Дом», «Первая помощь», «Инструкция» (как научиться читать инструкции, пользоваться ими и самому составлять инструкции),
4.«Как стать успешным», «Самопознание»,
5.«Культура познания», «Культура мышления»,«Учимся учиться»;
6."Факт", "Исследование", и пр.
МЕТАПРЕДМЕТЫ	1.«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача», 	2.«Основы проектной деятельности», «Книга» (обучение эффективному чтению и выбору книг), «Дискуссия», 	3.«Грамотный покупатель»,

Слайд 10 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость изменений в

содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость изменений в содержания обучения на основе принципов метапредметности

Слайд 11НА ЧТО ОРИЕНТИРОВАН СТАНДАРТ?
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты – метапредметные знания и обобщенные способы

деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты – ценностные ориентации выпускников соответствующей ступени общего образования, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы деятельности, в т.ч. образовательной, социальные чувства, личностные качества.
НА ЧТО ОРИЕНТИРОВАН СТАНДАРТ?МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты – метапредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения

Слайд 12ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ТРИ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ
Личностные
Метапредметные
Предметные
Самоопределение:
Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:
Регулятивные:
Управление

своей деятельностью;
Контроль и коррекция;
Инициативность и самостоятельность

Смыслообразование:
Мотивация (учебная и социальная);
границы собственного знания и незнания.

Коммуникативные:
речевая деятельность;
Навыки сотрудничества

Ценностная и морально-этическая ориентация:
способность решения моральных проблем; оценка своих поступков

Познавательные:
работа с информацией и учебными моделями;
Использование знаково-символических и общих схем..







Основы системы научных знаний
Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ТРИ ОСНОВНЫЕ ГРУППЫЛичностныеМетапредметныеПредметныеСамоопределение:Внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка:Регулятивные:Управление своей деятельностью;Контроль и коррекция;Инициативность и самостоятельностьСмыслообразование:Мотивация

Слайд 13МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫ
Метод смыслового видения;
Метод вживания;
Метод образного видения;
Метод графических ассоциаций;
Метод фонетических ассоциаций,

комбинированный;
Метод символического видения;
Метод гипотез (рабочих, реальных);
Метод наблюдений;
Метод сравнений;
Метод эвристических бесед;
Метод ошибок;
Метод регрессии.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ МЕТОДЫМетод смыслового видения;Метод вживания;Метод образного видения;Метод графических ассоциаций;Метод фонетических ассоциаций, комбинированный;Метод символического видения;Метод гипотез (рабочих, реальных);Метод

Слайд 14МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
1) реальные объекты изучаемой действительности, в том

числе фундаментальные образовательные объекты;
2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы; 3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;
4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ 1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;2) общекультурные знания

Слайд 15ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
природные объекты (вода, воздух, огонь, земля, конкретные животные и растения,

явление тяготения, Солнце и др.);
объекты культуры (художественные тексты, архитектурные сооружения, произведения искусства, орудия труда и быта, конкретные традиции и явления культуры);
социальные объекты (определённый товар, семья ученика, реальные гражданские процессы); технические устройства (компьютер, телефон, телевизор и др.).

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫприродные объекты (вода, воздух, огонь, земля, конкретные животные и растения, явление тяготения, Солнце и др.); объекты

Слайд 16СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Слайд 17ТРЕХУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЪЕКТА

ТРЕХУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЪЕКТА

Слайд 19 ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Слайд 20ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УРОКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ
Этап актуализации
Этап проблематизации
Этап целеполагания

и планирования
Этап концептуализации.
Этап моделирования
Этап конструирования
Этап рефлексии
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ УРОКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Этап актуализации Этап проблематизации Этап целеполагания и планированияЭтап концептуализации. Этап моделирования

Слайд 21Образовательная ситуация - это ситуация образовательного напряжения, организуемая учителем, требующая своего

разрешения через совместную деятельность всех ее участников, целью которой является рождение учениками образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов).

Образовательная ситуация - это ситуация образовательного напряжения, организуемая учителем, требующая своего разрешения через совместную деятельность всех ее

Слайд 23 ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Слайд 25ОБРА­ЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ
целенаправленное создание образовательной напряженнос­ти учителем;
возникновение проблемы или вопроса;
непредвиденное противоречие;
несоответствие полученных

результатов ожидаемым;
затруднение решения задачи или выполнения задания;
нарушение привычных норм образовательной деятельности;
ведение противоречивых культурно-исторических аналогов;
многообразие различных позиций по рассматриваемому во­ просу и др.

ОБРА­ЗОВАТЕЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬцеленаправленное создание образовательной напряженнос­ти учителем;возникновение проблемы или вопроса;непредвиденное противоречие;несоответствие полученных результатов ожидаемым;затруднение решения задачи или выполнения

Слайд 26МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Слайд 29ПАМЯТКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Определите образовательную область, в которой предполагается занятие.

Сформулируйте тему занятия.
Сформулируйте иерахрию целей урока: предметные, метапредметные, методологические (оргдеятельностные).
Перечислите фундаментальные образовательные объекты (объект), в направлении которых планируется деятельность учеников.

ПАМЯТКА ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯОпределите образовательную область, в которой предполагается занятие. Сформулируйте тему занятия.Сформулируйте иерахрию целей урока:

Слайд 30На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода

способности Вы предполагаете задействовать (или обнаружить). При необходимости разбейте выделенные способности на группы, например: общеучебные и частнопредметные; или - креативные, когнитивные и оргдеятельностные.
Предложите, как Вы обеспечите личное целеполагание учеников на занятии.
Ядром творческого метапредметного урока является образовательная ситуация. Опишите ее, используя алгоритм и технологию, описанную выше;

На основе Ваших представлений об особенностях учеников класса перечислите, какого рода способности Вы предполагаете задействовать (или обнаружить).

Слайд 31Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят

и смогут проявить себя. Проблема или тема должна быть "зажигающая", носить метапредметный характер.
Сформулируйте задания ученикам на каждом этапе урока. Для творческого урока задания задаются таким образом, чтобы допускались разные варианты их выполнения, например: "Нарисуйте свою картину мира".
Назовите конкретный предвосхищаемый образовательный продукт, который должны будут создать ученики (ваш выбранный ученик) за время занятия. Продукт должен быть конкретный, но без известного для Вас содержания. Например, ребята будут конструировать таблицу деления чисел, но какая она в результате получиться, Вы не знаете.
Сформулируйте одну или несколько ключевых проблем, с помощью которых ученики захотят и смогут проявить себя. Проблема или

Слайд 32Какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме.
Каким образом

Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей деятельности (конкретный способ, или прием, или задание).
Как Вы предполагаете продиагностировать внешний и внутренний образовательный продукт ученика? Будет ли применена система оценки деятельности ученика, если да, то какая, если нет, то почему.
Как, с помощью каких критериев вы предполагаете оценить успешность проведения данного занятия.


Какие культурно-исторические аналоги будут предложены ученикам по рассматриваемой проблеме. Каким образом Вы предполагаете обеспечить рефлексию учеником своей

Слайд 34ЛИТЕРАТУРА

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных

стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10.
2. Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В. Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
3. Метапредметные функции образовательных компетенций // Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 140-144.
4. Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29.
5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.
6. Хуторской А.В. Изучение фундаментальных постоянных в естественнонаучных курсах средней школы // Методические указания и материалы к спецкурсу «Межпредметные связи в преподавании физики». – Запорожье, 1984. – С. 47-51.
7. Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. – 68 с.
8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
ЛИТЕРАТУРА 1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть