Презентация, доклад на тему Место и роль проектной деятельности в образовательной программе.

Содержание

«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества… …переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и

Слайд 1а Место и роль проектной деятельности в образовательной программе. а


Глущенко Ирина Михайловна
МБОУ

ДО «ДЮЦ им. Баневура
г. Владивостока»
а Место и роль проектной деятельности   в образовательной программе. а Глущенко Ирина МихайловнаМБОУ ДО «ДЮЦ

Слайд 2«…в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие

качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…
…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально
желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся…»

Часть текста п.7, ч.1 ФГОС НОО второго поколения

«…в основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:	воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества…	…переход

Слайд 3Занятия до ФГОС второго поколения

Занятия до ФГОС  второго поколения

Слайд 4ФГОС второго поколения предполагает

ФГОС второго поколения предполагает

Слайд 5Урок «вчера»

Урок «вчера»

Слайд 6Урок «сегодня» (Проектные технологии)

- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из

жизни;
- Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;

- Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
- Участники проекта организуют себя на дело;
- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- Участники проекта вступают в дискуссии.


Урок «сегодня» (Проектные технологии)		- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;- Участники проекта договариваются друг

Слайд 7 ПРОЕКТ – [лат. Projectus – брошенный вперед] 1. план, замысел; 2. предварительный

текст какого – либо документа; 3. технические документы (чертежи, расчеты, макеты).

ПРОЕКТИРОВАТЬ 1. составлять проект; 2. предполагать сделать что – либо, намечать план; 3. чертить проекцию – отображать какую – либо фигуру или предмет на плоскости Из современного словаря иностранных слов. Издательство «Русский язык», 1992г.

ПРОЕКТ – прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности. Из программы А.Б. Воронцова «География» (6-8) система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, М., 1998г.

ПРОЕКТ – [лат. Projectus – брошенный вперед] 1. план, замысел; 2. предварительный текст какого – либо

Слайд 8 ПРОЕКТ – самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под

руководством учителя.

ПРОЕКТ – дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их креативности и, одновременно, формирования личностных качеств Из статьи Чечеля И. «Метод проектов, или попытка избавиться от обязанностей всезнающего оракула». «Директор школы», №3 – 1998, с. 11-16

ПРОЕКТ – есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся Из книги В.В. Гузеева «Образовательная технология: от приема до философии». М., 1996г

ПРОЕКТ – самостоятельная    творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. 					 ПРОЕКТ – дидактическое

Слайд 9Ученические проекты в образовании
Американские философы и педагоги
Дж. Дьюи
У. Килпатрик «Метод

проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе». (1925г.)

Возникли в начале XX века
Лозунг деятельности: « Все из жизни, все для жизни».

С.Т. Шацкий
1905г. русский педагог

1920 – 1930 г.г. метод проектов в СССР

Ученические проекты  в образованииАмериканские философы и педагоги Дж. ДьюиУ. Килпатрик «Метод проектов. Применение целевой установки в

Слайд 10«Метод проектов» Дидактическая категория совокупность примеров, операций овладения определенной области знания, способ

организации процесса познания. Ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся. Решает задачи «взрослого», то есть педагога.
«Метод проектов» Дидактическая категория совокупность примеров, операций овладения определенной области знания, способ организации процесса познания. Ориентирован на

Слайд 11Проектная деятельность Психологическая категория. Школа для ребенка - место, где обеспечивается его

взросление, где возможно нормальное проживание возраста. Ребенок должен приобрести опыт самостоятельной работы, научиться работать по собственному замыслу. Стержнем проектирования является связь замысла и его реализации, к которой возникает особая чувствительность у ребенка. Эта связь остается предметом пробы, испытания, экспериментирования. У него появляется возможность отличить пробу от результативного действия.
Проектная деятельность Психологическая категория.  Школа для ребенка - место, где обеспечивается его взросление, где возможно нормальное

Слайд 12Проектная деятельность
Технологическая категория

ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а

на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования);

в ней имеют место вероятностные модели, оперирование неопределенностями и существование в их среде, большой удельный вес интерактивных режимов, что расширяет зону неопределенности;

целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний;

здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс;

полезная альтернатива классно – урочной системы, но оно отнюдь не должно вытеснять ее, его следует использовать как дополнение к другим видам обучения


Проектная деятельностьТехнологическая категория ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой

Слайд 13
Суть проектной деятельности –
стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам,
предполагающим

владение определённой суммой знаний,
и через проектную деятельность
показать практическое применение полученных знаний.
Другими словами, от теории к практике.
Суть проектной деятельности – стимулировать интерес обучаемых  к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и

Слайд 14Образовательный потенциал

проектной деятельности:

- создаёт у учащихся образ цельного знания;
- повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
- изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
- интерпретация результатов.
Образовательный потенциал             проектной деятельности:

Слайд 15Воспитывает:

- значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
- чувства

ответственности, самодисциплины;
- способности к самоорганизации;
- желания делать свою работу качественно.

Воспитывает: - значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); - чувства ответственности, самодисциплины; - способности к самоорганизации;

Слайд 16Развивает:

- исследовательские и творческие способности личности;
- способность к самоопределению

и целеполаганию;
- умения самостоятельно конструировать свои знания;
- коммуникативные умения и навыки;
- способность ориентироваться в информационном пространстве;
- умение работать с различными типами текстов;
- умение планировать свою работу и время;
- навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

Развивает: - исследовательские и творческие способности личности; - способность к самоопределению и целеполаганию; - умения самостоятельно конструировать

Слайд 17Цель организации проектной деятельности
создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно

приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают у себя исследовательские умения(выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
развивают системное мышление.
Цель организации проектной деятельности создать условия, при которых учащиеся:самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;учатся

Слайд 18 ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к организации проектной деятельности
Наличие значимой в исследовательском, творческом

плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная мотивированная деятельность участников проекта.
Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).
Выявление проблемы, предложение потей её решения, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов ( использование в ходе совместного исследования «круглого стола», творческих отчётов, просмотром).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ   к организации проектной деятельностиНаличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи),

Слайд 19Классификация проектов
По характеру результата:

Информационный проект;
Исследовательский проект;
Обзорный проект;
Проекты – инсценировки.

По форме:

Видеофильм;
Рекламный ролик;
Телепрограмма;
Интервью

с известными людьми;
Журнальный репортаж;
Рок – опера.





Классификация проектовПо характеру результата:Информационный проект;Исследовательский проект;Обзорный проект;Проекты – инсценировки.По форме:Видеофильм;Рекламный ролик;Телепрограмма;Интервью с известными людьми;Журнальный репортаж;Рок – опера.

Слайд 20По профилю знаний:

Монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом

выбираются наиболее сложные разделы или темы программы; укладываются в классно – урочную систему.
Межпредметные проекты – по двум или более предметам; чаще используются в качестве дополнения к урочной деятельности; выполняются во внеурочное время.

По числу участников:
Личностные;
Парные;
Групповые.


По профилю знаний:Монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы

Слайд 21По уровню контактов:

Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной

школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
Международные – Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными аспектами.

По продолжительности:
Краткосрочные – на нескольких уроках (3-6 уроков);
Средней продолжительности -1 -2 месяца;
Долгосрочные – до года.

По уровню контактов:Внутришкольные или региональные – проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету,

Слайд 22ТИПЫ ПРОЕКТОВ:
практико – ориентированные;
литературно – творческие;
естественно – научные;
экологические;
культурологические;
спортивные;
исследовательские;
приключенческие (игровые);
творческие;
информационные.

ТИПЫ ПРОЕКТОВ:практико – ориентированные;литературно – творческие;естественно – научные;экологические;культурологические;спортивные;исследовательские;приключенческие (игровые);творческие;информационные.

Слайд 23Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета

исследования для всех участников, обозначение источников информации, продуманных методов, результатов;
Творческие – предполагают соответствующие творческое оформление, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся;
Ролевые – игровые – Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы;
Информационные – требует от участников изначальной направленности на сбор информации о каком – либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенных для широкой аудитории;
Практико – ориентированные – отличаются четко обозначенным с самого начало результатом деятельности участников проекта. При чем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Исследовательские – требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначение источников

Слайд 24Обязательные компоненты проекта
- формулирование цели (что и почему надо сделать),
- разработка

или выбор путей выполнения проекта,
- работа над проектом,
- оформление результатов,
- обсуждение результатов работы.
Обязательные компоненты проекта- формулирование цели (что и почему надо сделать),- разработка или выбор путей выполнения проекта,- работа

Слайд 25Проект – это 6 «П»:
Проблема Проектирование

Поиск информации Продукт Презентация Портфолио
Проект – это 6 «П»: Проблема  Проектирование      Поиск информации  Продукт

Слайд 26Этапы проектной деятельности
1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели

и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Этапы проектной деятельности1. Организационно-подготовительный   Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала

Слайд 27
Этапы проектной деятельности
2.Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации,

обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

Этапы проектной деятельности2.Поисковый   Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и

Слайд 283.Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов,

схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

Этапы проектной деятельности

3.Итоговый   Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и

Слайд 29Персональные или групповые проекты: что эффективней?
Преимущества персональных проектов:

План работы над проектом

может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
У учащихся полноценно формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от них самих.
Учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от зарождения идеи до итоговой рефлексии.
Формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) становится управляемым процессом.

Персональные или групповые проекты: что эффективней?Преимущества персональных проектов:План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с

Слайд 30Преимущества групповых проектов:
У участников проектной группы формируются навыки

сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Преимущества групповых проектов:    У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

Слайд 31Формы продуктов проектной деятельности Внешние продукты:
Веб – сайт( предметный, тематический)

Атлас
Атрибуты несуществующего государства Бизнес - план
Видеоклип Выставка
Газета Действующая фирма
Игра Журнал
Костюм Макет
Музыкальное произведение Праздник
Спектакль Картина
Анализ презентация Социологический опрос
Публикация Сценарий
Справочник Чертеж
Учебное пособие Оформление кабинета
Урок
Система школьного управления
Виртуальный музей, путешествие
Формы продуктов проектной деятельности Внешние продукты: Веб – сайт( предметный, тематический)

Слайд 32Какова роль учителя в проектной деятельности?

Авторитет учителя определяется его способностью быть

инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности. Это оказывается еще и вызовом самому себе.
В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.
Какова роль учителя в проектной деятельности?Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот,

Слайд 33Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.

Энтузиаст, который

повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели.
Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях.
Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам.
Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.
Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.
Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом.Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и

Слайд 34Учителю нужно знать:
Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям

класса, задачам УВП.
Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся?
Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием?
Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?
Как разработать учебный проект или исследование?
Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?
Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?
Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности.


Учителю нужно знать:Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. Как составить учебно-тематический

Слайд 35Этапы освоения проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности: 10 лет– проектная задача

11 лет– проект «Мир вокруг меня» 12 лет– единый тематический проект 13 лет– проект «Я – предприниматель» 14 лет– проект «Я- вожатый» 15 лет– проект «Я хочу быть нужным моей стране» 16 лет– проект «Я выбираю…»
Этапы освоения проектной деятельности в условиях внеурочной деятельности:  10 лет– проектная задача  11 лет– проект

Слайд 36Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте

необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследованияПри оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой

Слайд 37Можно оценивать:
Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
Степень включённости в групповую

работу и чёткость выполнения отведённой роли;
Практическое использование предметных и универсальных учебных действий;
Количество новой информации использованной для выполнения проекта;
Степень осмысления использованной информации;
Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
Владение рефлексией;
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Социальное и прикладное значение полученных результатов.


Можно оценивать: Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;Практическое

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть