Слайд 1Мастер-класс
«Современные педагогические технологии
как средство повышения
качества образования».
Подготовила учитель
мировой художественной
культуры
Муниципального общеобразовательного учреждения
города Джанкоя Республики Крым
«Средняя школа №1»
Нагорная Н.А.
Слайд 2 Цель:
создать условия для более активного и грамотного применения
современных педтехнологий.
Слайд 3Задачи :
1)выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии;
2) определить особенности современных педтехнологий:
3)обобщить опыт применения современных педтехнологий на уроках и во внеурочной деятельности.
Слайд 4ФГОС
Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования
21.Условия
реализации ООП ООО должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность использования современных образовательных технологий деятельностного типа.
Слайд 5«Портрет выпускника
основной школы» по ФГОС:
«...Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни,
семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества. ...
Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.
Соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями...».
Слайд 6Аксиологические педтехнологии
ценностно - ориентированные,
направленные на нравственное воспитание человека.
(См. Полякова М.В. Аксиологическое
образование: аспект – нравственное воспитание www.urorao.rsvpu.ru)
Слайд 7Системно-деятельностный подход
развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности
Основная
педагогическая задача:
организация условий, инициирующих детское действие
Слайд 8Учебная деятельность-
самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков,
в которой он изменяется и эти изменения осознает.
Слайд 9Современные педтехнологии
развивающее обучение;
«кейс»- технология;
коллективную систему обучения (КСО)
технология
активного обучения,
эвристическое обучение,
дискуссионные технологии,
педагогическая студия
педагогические мастерские
деловая игра
исследовательские методы в обучении
технология «дебаты»
технология тренингового обучения
технология развития критического мышления
обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
информационно-коммуникационные технологии
систему инновационной оценки «портфолио»
Слайд 10Педтехнологии аксиологического
и деятельностного типа
Метод проектов
Проблемно-диалогическое обучение
Развитие критического мышления
Педмастерские
Коллективное обучение
Слайд 11Метод проектов
это система учебно–познавательных приёмов, которые позволяют решить ту
или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций (представления)результатов их работы.
Слайд 12Этапы создания проекта
Постановка проблемы (основополагающий вопрос)
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация.
Слайд 13Учебный проект
совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Слайд 14Проблема
это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос,
или комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес.
Ситуация может приобрести проблемный характер, если:
имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
требуется установить сходство и различия,
важно установить причинно-следственные связи,
необходимо обосновать выбор,
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Слайд 15Планирование деятельности
Учащиеся определяют для себя “цепочки” вопросов и
ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также подходящую форму представления результатов : презентация, буклет, веб-сайт, альбом, выпуск газеты и др. Необходимо использовать управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов, обсуждение плана работы.
Слайд 16Этапы самостоятельной работы учащихся в группах
информационный (знакомство с предложенными информационными
материалами);
поисковый (поиск форм представления информации и выбор инструментальных средств реализации);
проектировочный (разработка сценария презентационного ролика);
деятельностный (реализация сценария);
рефлексивный (анализ полученных результатов, защита проекта).
Слайд 17Проблемно-диалогическое обучение
тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством
специально организованного учителем диалога.
Слайд 18Этапы урока
Постановка учебной проблемы.
2. Поиск решения.
Используются два вида диалога:
побуждающий;
подводящий.
Слайд 19Побуждающий от проблемной ситуации диалог
создание проблемной ситуации;
побуждение к осознанию противоречия проблемной
ситуации;
побуждение к формулированию учебной проблемы;
принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Слайд 20Подводящий к теме диалог
система посильных ученику вопросов и заданий,
которые пошагово приводят к формулированию темы.
Слайд 21Как создать проблемную ситуацию?
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
2.
Столкнуть мнения учеников при помощи вопроса или практического задания на новый материал.
3. 1. Выявить житейское представление учащихся при помощи вопроса или практического задания «на ошибку».
3. 2. Предъявить научный факт как сообщение, расчет,
эксперимент, наглядность.
4. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
Слайд 22Технология развития критического мышления
Критическое мышление - совокупность качеств и умений,
обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры , а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.
Слайд 23ТРКМ учит
находить требующуюся информацию в различных источниках;
критически осмысливать информацию, интерпретировать
ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования;
систематизировать информацию по заданным признакам;
переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;
видоизменять объем, форму, знаковую систему информации;
находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы;
устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
уметь длительное время (четверть, учебное полугодие, учебный год или другой отрезок времени) собирать и систематизировать тематическую информацию;
уметь вычленять главное в информационном сообщении, отчленять его от «белого шума» и т.д.
Слайд 24Структура урока ТКМ
I фаза. Вызов (пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой
информации).
II фаза. Осмысление содержания
(получение новой информации).
III фаза. Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Слайд 25Приемы развития КМ
«Кластеры»
«Дерево предсказаний»
«Загадка»
«Бортовой журнал»
«Круги
по воде»
«Толстые и тонкие вопросы»
«Чтение с остановками»
Слайд 26Педмастерские
Важнейшие принципы:
«Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу –
значит, я обучаю»;
«Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».
Слайд 27Этапы
Первый этап . Индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой
и исследовательской работы ученика. Для решения вышеобозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.
Слайд 28Этапы
Второй этап. Самоконструкция- переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление
ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта.
Третий этап. Социоконструкция.
Четвертый этап. Социализация – процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской
Слайд 29Этапы
Пятый этап. Афиширование работ учеников и Мастера, «презентация» различных точек
зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
Слайд 30Этапы
Шестой этап. Разрыв предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего
противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями.
Седьмой этап . Рефлексия.
Слайд 31Коллективное обучение
процесс, где люди зависят друг от друга и
поддерживают друг друга, чтобы достичь поставленной цели.
Слайд 32Правила при организации парной работы:
Не принуждать, не высказывать, если кто-то
не хочет работать в паре. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
Не требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием.
Не наказывать лишением работы в паре.
Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется.
Слайд 33Парную работу можно строить в трёх видах:
- статическая пара, которая объединяет по желанию
двух учеников, меняющихся ролями (учитель- ученик), так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, слабый-сильный при условии взаимного расположения;
- динамическая пара четверо учеников готовят одно задание, но имеющие четыре части, после подготовки своей части задания и самоконтроля, школьник обсуждает задание трижды (с каждым партнёром);
- вариационная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.
До свидания!
До новых встреч!
Итог