Слайд 1Мастер класс
Шахтинская специальная школа-интернат № 16
учитель-логопед высшей категории
Коломоец О.А.
Слайд 2Для современного ребёнка кукла прежде всего милая игрушка, которую можно превратить
в некоего символического партнёра для игры. Мы учим ребёнка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Таким образом, мир ребёнка – это мир действия и деятельности, а игра с куклой, не смущая и не травмируя его, даёт возможность войти в этот мир и объединить собственные интересы ребёнка с коррекционными задачами педагога.
В течение нескольких лет я в своей логопедической практике использую замечательную технологию – куклотерапию, которая делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, развивает коммуникативные навыки и, конечно, исключает монотонность и скуку и преследует следующие цели: в занимательной для детей форме обобщить и закрепить полученные знания, разнообразить приемы и методы коррекционно-педагогического воздействия.
Куклотерапия – особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие: эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков, пространственной ориентации, самосознания, психических процессов (памяти, внимания, восприятия). Выполняя руками кукол хлопки, произносить правильно закрепляемые звуки в слогах, например: ла-ла-ла, ло-ло-ло и др. Вместе с куклами можно преодолевать любые препятствия, произнося напечатанные или нарисованные слова, или слоги. Постановка сценок, чтение стихов по ролям, проговаривание скороговорок с участием кукол – хорошее средство самовыражения для чрезмерно застенчивых, замкнутых детей.
Слайд 3Результатом моей работы является то, что: куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка
и коррекционные задачи педагога:
Быстрее исчезают речевые недостатки, повышается заинтересованность родителей в результатах коррекционной работы с детьми
Создаётся особая среда, стимулирующая развитие и коррекцию речи детей
Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:
Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей. В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной. Игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.
Слайд 4Упражнение для закрепления буквы «А»
Загадка про букву. А с использованием пальчикового
театра.
В море плавала акула-
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву А.
У лягушки Лушки –
Ножки-попрыгушки.
Квак-шлеп! Квак-шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой Л.
Комплекс артикуляционных упражнений «Веселый лягушонок»
Эта гимнастика рекомендуется:
- на начальном этапе детям с ограниченной подвижностью артикуляционных органов и с тенденциями к нарушениям функций речи;
- для профилактики речевых нарушений.
Она проводится на логопедических занятиях, на уроках развития речи и во внеурочное время. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, спина прямая, руки и ноги находятся в спокойном положении
Прямо рядышком с болотцем
Средь зеленых кочек.
Жил веселый лягушонок-
Маменькин сыночек.
Был он очень-очень мил
И со всеми он дружил.
Улыбался он друзьям,
Улыбнется он и нам,
Улыбнусь ему и я,
Слайд 5Игра «Зайка серенький сидит»
Зайка серенький сидит - дети сидят на корточках
И
ушами шевелит. – Кисти рук приставить к голове
Вот так, вот так,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть - потереть кисти рук друг о друга
Вот так, вот так,
Надо лапоньки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поплясать. – Руки на поясе, выставлять ногу на пятку
Вот так, вот так,
Надо зайке поплясать. Мне он нравится, друзья!
Слайд 6Упражнения для развития мышц речевого аппарата
1. «Лягушка».
Удерживание губ в улыбке, как
бы беззвучно произнося звук "и". Передние, верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
А глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки,
Тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали.
И нисколько не устали!
2. «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук "у".
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Слайд 73. «Лягушка-слон».
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично,
под счёт.
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
Хоботок есть у меня.
Игра "Где гуляет черепашка?"
Цель: автоматизация и дифференциация звуков (Ч-Щ, С-Ш, Л-Р), развитие фонематического слуха, мелкой моторики, навыков самоконтроля.
Подготовка к игре: распечатать полянки и черепах; черепах вырезать по контуру и сделать круглые дырки на панцире (вместо БЕЛЫХ кружочков должны быть дырки).
Где гуляет черепашка?
Ч
л
Слайд 8Варианты игры:
1.Ребенку нужно отыскать такую полянку и черепаху, где на панцире
черепахи окажутся только картинки со звуком Ч (С, Ш, Л или Р).
2.Ребенок ищет кружочки с картинками на заданный звук и украшает ими панцирь черепахи. Кружочки в игре «У родителей и деток вся одежда из монеток...»
3.Педагог предлагает ребенку нарисовать черепаху, затем дорисовать все необходимые детали. В ля того чтобы массаж рук не был скучен и утомителен для ребенка, родителям предлагается схема массажа со стихами. Специально подобранные словесные игры помогут вам и вашим детям с наибольшим интересом проводить данную процедуру. Играя ежедневно, ваш ребенок получит не только удовольствие от контакта с вами, но и выучит все стихи и даже будет вам их рассказывать сам. А вы, будете приятно удивлены результату простой, на первый взгляд, процедуры массажа рук.
Слайд 9Начинать и заканчивать массаж необходимо с легкого поглаживания рук ребенка.
1. Поглаживание
руки от кончиков пальцев к локтю; процессе рисования ребенок проговаривает слоговые цепочки или другой речевой материал. 1. Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю;
2. Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также прорабатываем каждый сустав:
Мышь полезла в первый раз (второй, третий…),
Посмотреть который час
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком…
(движение от запястья к ногтю); И так прорабатываем каждый палец.
3. Пощипывание боковых краев кистей рук;
4. Разминаем подушечки пальцев (надавливание)
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну, а этот только ел
Оттого и потолстел.
5. Разминаем бугор под большим пальцем;
6. Разминаем бугор под четырьмя пальцами на ладони;
Слайд 107. Ребром руки разминаем ладошку в различных направлениях;
8. Разминаем ладонь
кулаком:
Моя черепашка в коробке живет,
Купается в ванне,
По полу ползет.
Ее на ладошке я буду носить,
Она не захочет меня укусить.
9. Разминаем запястье руки круговыми движениями, захватив его большим и указательными пальцами другой руки («кольцо»);
10. Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем наружу, потряхиваем ими:
«ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик). Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Действия аналогичны первоначальным.