ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МАРКИРОВКИ
Информационная функция
маркировки является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший – на коммерческую.
Основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров. Необходимость такого дублирования обусловлена →
общность идентифицирующей функции маркировки и ТСД.
Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.
Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей она является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.
Эмоциональная и мотивационная функции
маркировки взаимосвязаны. Красочно оформленная маркировка, поясняющие тексты, применение общепринятых символов вызывают у потребителя положительные эмоции и служат важной мотивацией для принятия решения о покупке товара.
использование несмываемых красителей
достоверность относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения
однозначность текста
наглядность
четкость текста и иллюстраций
Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов.
Этикетки
наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку; они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы.
Например, этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом.
Колъеретки
– разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок; не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение – эстетическое оформление бутылок. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки.
Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют.
Вкладыши могут содержать характеристику потребительских свойств товара. Тогда он приобретает дополнительные функции — рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств.
Клейма и штампы
– носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.
Вкладыши
– это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены).
Бирки и ярлыки
– носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны небольшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.
Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они очень лаконичны, указывают только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя. Ярлыки содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, ряд идентифицирующих данных.
Контрольные ленты
– носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка.
Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой – указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков.
Кассовые чеки и ценники
как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания.
Товарные чеки
применяются только при продаже непродовольственных товаров.
Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены.
Отличие торговой маркировки от производственной
1. торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы
2. идентифицирующая функция торговой маркировки, в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей – с информацией о товаре.
Особенности носителей торговой маркировки
небольшие размеры, заполнение для каждого товара, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.
РИСУНОК
0 – 50%
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ
0 – 30%
ЭЛЕМЕНТЫ МАРКИРОВКИ
Текст
как форма письменной информации – наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Для него характерна высокая степень доступности информации о товаре для всех субъектов рыночных отношений. Текст может выполнять все основные функции маркировки, но в наибольшей степени ему присущи информационная и идентифицирующая. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет
50—100%.
Рисунок
не всегда присутствует на маркировке.
В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей – торговой. В качестве элемента маркировки рисунок отличается высокой степенью доступности и выполняет эмоциональную и мотивационную функции, реже информационную и идентифицирующую. Бывают и исключения, например, когда на маркировке упаковки и вкладышей в виде рисунков дана информация по эксплуатации или использованию товара. Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.
Информационные знаки (ИЗ)
или
условные обозначения, характерны в основном для производственной маркировки. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации.
Требования к производственной маркировке
устанавливаются в основном стандартами на
маркировку и упаковку, а также общетехническими
условиями стандартов на продукцию.
Отдельные требования к торговой маркировке
устанавливаются Правилами продажи отдельных групп
продовольственных и непродовольственных товаров, а
также региональными Правилами розничной торговли.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть