Презентация, доклад на тему Лекция на тему: Сущность и виды монополии. Условия возникновения

Содержание

Содержание лекции: понятие «монополия»; виды монополий.Цель лекции: изучить понятия: «монополия», «естественная монополия», «государственная монополия», чистая монополия», «конгломерат», «закрытая и открытая монополия»; выявить основные виды входных барьеров и причины возникновения и развития монополий; определить и изучить факторы,

Слайд 1


Преподаватель Берсенева Татьяна Алексеевна
Лекция
на тему: «Сущность и виды монополии. Условия возникновения»



Преподаватель Берсенева Татьяна АлексеевнаЛекцияна тему: «Сущность и виды монополии. Условия возникновения»

Слайд 2Содержание лекции: понятие «монополия»;
виды монополий.
Цель лекции: изучить понятия: «монополия»,
«естественная

монополия»,
«государственная монополия», чистая
монополия», «конгломерат», «закрытая и
открытая монополия»; выявить основные
виды входных барьеров и причины
возникновения и развития монополий;
определить и изучить факторы,
способствующие возникновению монополий.
Содержание лекции: понятие «монополия»; виды монополий.Цель лекции: изучить понятия: «монополия», «естественная монополия», «государственная монополия», чистая монополия», «конгломерат»,

Слайд 3Термин «монополия» происходит от двух
греческих слов: «mono» - один и

«poleo» - продаю,
т. е. монополия характеризуется наличием
одного продавца
какого-либо товара или услуги на рынке.

Монополия представляет собой рынок
с единственным продавцом, причем
монополист препятствует вхождению в
данный рынок других продавцов.

Термин «монополия» происходит от двух греческих слов: «mono» - один и «poleo» - продаю, т. е. монополия

Слайд 4Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать
формированию конкурентного режима на

данном рынке, который,
в конечном счете, снизит их прибыли.

Основные виды входных барьеров

Правительство наделяет
фирму исключительными
правами.

Собственность на
невоспроизводимые и
редкие ресурсы.

Авторские права и
патенты.

Эффект масштаба.

Нелегальные методы
борьбы с новыми
потенциальными конкурентами.

Монополии создают барьеры вхождения с целью воспрепятствовать формированию конкурентного режима на данном рынке, который, в конечном счете,

Слайд 5Разграничение монополий
носит достаточно условный характер,
поскольку некоторые фирмы
могут принадлежать

одновременно
к нескольким
видам монополий.
Разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Слайд 6Естественная монополия — вид монополии,
занимающий привилегированное положение на рынке в

силу технологических
особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для
производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или
исключительностью материально-технической базы).



Естественная монополия

Р

Q

LAC

LMC

Pm

P2

P1

Q0

Qm

Q2

Q1

D

MR

Р – цена
Q – объем
D – отраслевой спрос

График естественной монополии, когда линия отраслевого спроса
D пересекает линию LAC до достижения минимума.

Если мы решим рассредоточить выпуск Q2 между тремя предприятиями, выпуская на каждом
объем Q0 = I /3Q2, то средние затраты будут больше, чем при выпуске Q2. По отношению к естественной монополии возможны различные варианты государственной политики:
- установление фиксированной цены на уровне Р1 с обязательным удовлетворением всего спроса Q1, что возможно лишь при государственной дотации в размере АС - МС.
- установление фиксированной цены на уровне Р2 с обязательством для монополии полностью удовлетворять спрос.
- без установления фиксированной цены.

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи

Слайд 7Государственная монополия — монополия,
созданная в соответствии с
законодательством, определяющим
товарные

границы монопольного рынка,
субъекта монополии (монополиста), формы
контроля и регулирования его деятельности,
а также компетенцию
контролирующего органа.
Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста),

Слайд 8Чистая монополия — ситуация,
когда на рынке
присутствует только один
поставщик


данного вида товаров и услуг.



Равновесие чистой монополии

Р

Р1

Q1

Q

MR

D

E

E1

MC

AC

Р – цена
Q – объем

Прибыль монополиста

Монополист может определять объем производства и назначать цену. Чтобы максимизировать прибыль, монополист выпускает такой объем продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), точка E на графике. Именно эта точка является равновесием фирмы. Но для получения прибыли цена установится в точке E1. Это обусловлено тем, что именно цена P1 при данном объеме производства (Q1) выше средних издержек (AC) монополиста. В условиях несовершенной конкуренции должно соблюдаться следующее неравенство:

(MR = MC) < AC < P

Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.Равновесие чистой

Слайд 9Конгломерат (Концерн,
в юридической практике —
группа лиц) — несколько
разнородных,

но финансово
взаимно интегрированных
субъектов (например: в
России ЗАО «Газметалл»).
Конгломерат (Концерн, в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (например:

Слайд 10Закрытая монополия. Она защищена от
конкуренции: юридическими
ограничениями, патентной защитой,
институтом

авторских прав.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Слайд 11Открытая монополия — монополия, при
которой одна фирма, по крайней мере


на определенное время, является
единственным поставщиком продукта,
однако не имеет специальной защиты от
конкуренции. В подобном
положении нередко находятся фирмы,
которые впервые
вышли на рынок с новой продукцией.
Открытая монополия — монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком

Слайд 12Причины возникновения и
развития монополий связаны
с действием объективных
экономических законов,

развитием
производительных сил
и существенными изменениями
в технологическом
способе производства.
Причины возникновения и развития монополий связаны с действием объективных экономических законов, развитием производительных сил и существенными изменениями

Слайд 13Причины возникновения и развития монополий
действие закона конкуренции
закона концентрации капитала и производства
процесс

централизации капитала

трансформация индивидуальной
частной собственности

экономические кризисы второй
половины XIX в.

Причины возникновения и развития монополийдействие закона конкуренциизакона концентрации капитала и производствапроцесс централизации капиталатрансформация индивидуальной частной собственностиэкономические кризисы

Слайд 14Четыре фактора, способствующих
возникновению монополий
Исключительный
контроль
над важнейшими
вводимыми факторами
производства
Экономия,

обусловленная
ростом
масштаба производства

Патенты

Государственные
лицензии
или привилегии

Четыре фактора, способствующих возникновению монополийИсключительный контроль над важнейшими вводимыми факторами производстваЭкономия, обусловленная ростом масштаба производстваПатентыГосударственные лицензии или

Слайд 15Ключевой вопрос: «Стоит ли нам выходить на рынок безалкогольных прохладительных напитков?»


Решение: совет директоров должен одобрить решение, и Global Foods должен выйти на
рынок прохладительных напитков.

Ключевой вопрос: «Как мы можем повысить ценность нашей компании, когда аналитики с
Уолл-стрит оценивают нас прежде всего по нашей способности увеличивать доходы и
прибыль?»

Решение: Боб должен принять решение о выходе Global Foods на рынок
бутилированной воды.

Ключевой вопрос: «Каково текущее и будущее состояние спроса и предложения на
потребительском рынке чая класса «премиум»?»

Решение: эпизодическая информация и исследование статей, опубликованных в отраслевых журналах
и периодически «изданиях по бизнесу», говорят о том, что чай может стать следующим
«столпом» - отрасли прохладительных напитков в США. Однако Боб не совсем уверен и просит
Николь провести количественный анализ спроса и предложения на чай.

Ключевой вопрос: «По какой цене мне следует продавать этот новый прохладительный
напиток?»

Решение: он решает, что относительная неэластичность рассматриваемых
товаров усложняет повышение продаж за счет снижения цены.

Ключевой вопрос: «Стоит ли нам выходить на рынок безалкогольных прохладительных напитков?» Решение: совет директоров должен одобрить решение,

Слайд 16Ключевой вопрос: «Какими будут продажи «Скгопас1е» в следующем году?»
Решение: для прогнозирования

продаж на следующий год Фрэнк использует
трендовый анализ по сезонам и циклам.

Ключевой вопрос: «Следует ли разливать воду в стеклянные бутылки?»

Решение: Крис рекомендует использовать пластиковые бутылки как для
газированных напитков, так и для воды.

Ключевой вопрос: «Стоит ли компании оставаться со своим текущим поставщиком в
соседнем городе Kayla Containers, Inc. или начать работу с этим новым поставщиком?»

Решение: после рассмотрения всех других факторов, влияющих на переход к другому
поставщику, Shayna Soda Co. решает продолжать работу с Kayla Containers, Inc. Цены на сырье были
ниже у Lawrence Aluminum, но другие сопутствующие издержки повышались.

Ключевой вопрос: «Какую цену следует назначить на новый продукт?»

Решение: после анализа эластичности спроса и краткосрочной структуры издержек
на производства товара Фрэнк рекомендует цену, высчитываемую по правилу
MR = МС.

Ключевой вопрос: «Каково в следующем году перспективное получение
прибыли за пашу воду «Waterpure»?»

Решение: Сюзан использует анализ безубыточности для того, чтобы
спрогнозировать прибыль от этого товара в следующем году. Также она использует
анализ чувствительности, чтобы получить лучший и худший сценарии развития событий.

Ключевой вопрос: «Какими будут продажи «Скгопас1е» в следующем году?»Решение: для прогнозирования продаж на следующий год Фрэнк использует

Слайд 17Ключевой вопрос: «Какова лучшая цена на товар, учитывая спрос на него,
издержки

и конкуренцию?»

Решение: после долгого обсуждения Комитет по управлению корпорацией при
помощи Фрэнка принимает решение установить цену, которая будет немного ниже цены
с надбавкой у конкурентов, но слегка выше, чем стоимость бренда.

Ключевой вопрос: «Какую цену стоит установить, чтобы дать Global Foods
хорошую возможность получить контракт с крупным поставщиком продуктов питания?»

Решение: так как ценовая эластичность на разных рынках является различной, цена,
предлагаемая на рынке, чувствительном к цене, должна быть значительно ниже, чтобы
у Global Foods были хорошие шансы получить контракт.

Ключевой вопрос: «Как менеджеры могут справиться с динамичными условиями бизнеса,
при которых их действия всегда инициируют ответные действия конкурентов?»

Решение: хотя теория игр может помочь Генри понять динамику, лежащую
в основе его ценовой тактики и тактики его конкурентов, на практике ее недостаточно,
чтобы предоставить Генри точное решение о том, что делать.

Ключевой вопрос: «Следует ли нам расширяться на новые географические
области?»

Решение: используя метод экономического анализа намечаемых капиталовложений,
который включает в себя расчет чистой приведенной стоимости и внутренней нормы
прибыли, Джордж рекомендует фирме принять проект. Также он осуществляет анализ
сценариев, чтобы получить набор оптимистических и пессимистических результатов.

Ключевой вопрос: «Какова лучшая цена на товар, учитывая спрос на него,издержки и конкуренцию?»Решение: после долгого обсуждения Комитет

Слайд 18Ключевой вопрос: «Стоит ли Global Foods инвестировать в предприятие в Чехии?»
Решение:

Джордж рассчитывает чистую приведенную стоимость и внутреннюю норму
прибыли для компании-учредителя и дочерней компании. Хотя результаты
для дочерней компании оказались благоприятными, чистая приведенная
стоимость для компании-учредителя оказалась негативной. Исходя из
этого он рекомендует компании EIC инвестировать в это предприятие.

Ключевые вопросы: «Уменьшение вмешательства государства в экономику создало много
возможностей для компаний в отдельных областях, таких как телекоммуникации.
Всегда ли это в интересах компании? Каковы затраты и преимущества аутсорсинга,
который стал возможен в результате уменьшение вмешательства государства в экономику?»

Решение: после оценки затрат и преимуществ аутсорсинга, который стал возможен в
результате уменьшение вмешательства государства в экономику, Билл решил продолжить
пользоваться услугами AT&T до истечения сроковконтракта.

Ключевой вопрос: «Стоит ли Global Foods инвестировать в предприятие в Чехии?»Решение: Джордж рассчитывает чистую приведенную стоимость и

Слайд 19Список использованной литературы
1. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий

руководителя. – 5 изд./Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.: ил. – (Серия «Классика МВА»).
2. Учебник по основам экономической теории Изд-ва "ВЛАДОС" и МГТУ им. Баумана, М., 2008.
3. . Р. Макконелл, С. Л. Брю Экономикс. М.,2009.
4. Экономика без тайн. И. В. Липсиц. Книга 2. Москва: Вита-Пресс, 2010 г. 351 стр.
5. Монополизм и антимонопольная политика. Барышева А. В., Сухотин Ю. В., Богачев В. Н. и др. Москва: Наука, 2009 г. – 240 стр.
Список использованной литературы 1. Кит П., Янг Ф. Управленческая экономика. Инструментарий руководителя. – 5 изд./Пер. с англ.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть