Слайд 1Менеджмент в сфере образования
Стратегическое управление организацией Стратегический менеджмент
Слайд 2Менеджмент в сфере образования
Деятельность руководителя образовательного учреждения
Планирование Организация Руководство
Контроль
Кадровое
Методическое
Нормативно-правовое
Материально-техническое
Финансовое обеспечение
Обеспечение маркетинговой и инновационной деятельности
Основные управленческие действия
направления УД
Слайд 3Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Структура стратегического управления
Анализ среды
Выбор стратегии
Определение миссии и целей
Выполнение
стратегии
Оценка и контроль выполнения
Слайд 4Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ среды
Анализ среды предполагает изучение трех ее
частей: макроокружения, непосредственное окружение и внутренней среды
Макроокружение – создает общие условия среды нахождения организации.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Внутренняя среда – это часть общей среды, которая находится в рамках организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых определяет потенциал организации.
Слайд 5Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ внешней среды (макроокружение)
Экономическая компонента
Формирование и распределение
ресурсов;
величина валового национального продукта,
темп инфляции,
уровень безработицы,
процентная ставка (ставка рефинансирования),
производительность труда,
нормы налогообложения и т.п.
Правовое регулирование
- законы, нормативные акты, устанавливающие правовые нормы и рамки отношений с другими организациями.
Слайд 6Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ внешней среды
Политическая компонента
намерения органов государственной власти
в отношении развития общества.
средства, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику.
Социальная компонента
отношение людей к работе и качеству жизни;
существующие в обществе обычаи и верования;
разделяемые людьми ценности;
уровень образования,
рост населения и т.п.
Слайд 7Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ внешней среды
Технологическая компонента позволяет своевременно увидеть те
возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники.
Слайд 8Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ внешней среды
Для регулярного изучения состояния компонент макроокружения,
необходимо следить за внешней средой. Наиболее распространенными способами наблюдения являются:
анализ материалов, опубликованных в книгах, журналах и других информационных изданиях;
участие в профессиональных конференциях;
анализ опыта деятельности организации;
изучение мнения сотрудников организации;
проведение внутриорганизационных собраний и обсуждений.
Слайд 9Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ непосредственного окружения
Анализ потребителей (заказчиков).
Профиль потребителей может
быть составлен по следующим характеристикам:
географическое месторасположение потребителя;
демографические характеристики потребителя, такие как возраст, образование, сфера деятельности и т.п.;
социально-психологические характеристики потребителя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.;
отношение потребителя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.
Слайд 10Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ непосредственного окружения
Анализ поставщиков. Конкурентную силу поставщика определяют
следующие факторы:
уровень специализированности поставщика;
величина стоимости переключения для поставщика на других клиентов;
степень специализированности поставщика в приобретении определенных ресурсов;
концентрированности поставщика на работе с конкретными клиентами;
важность для поставщика объема продаж.
Слайд 11Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ непосредственного окружения
Изучение конкурентов. Необходимо выявить сильные
и слабые стороны конкурентов, на основании этого строить свою стратегию борьбы с конкурентами.
Особо обратить внимания на появление новых игроков на рынке и на услуги-заменители.
Слайд 12Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ непосредственного окружения
Анализ рынка рабочей силы. Необходимо
выявить потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами.
Слайд 13Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ внутренней среды
Кадровый срез
взаимодействие руководителей и учителей;
найм,
обучение и продвижение педагогов;
оценка результатов труда и стимулирование;
создание и поддержание отношений между учителями и т.п.
2. Организационный срез
коммуникационные процессы;
организационные структуры;
нормы, правила, процедуры;
распределение прав и ответственности;
иерархия подчинения.
Слайд 14Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ внутренней среды
3. Производственный срез – процесс оказания
услуги, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
4. Маркетинговый срез внутренней среды охватывает процессы, связанные с реализацией услуги (продукции).
5. Финансовый срез включает процессы, обеспечивающие эффективное использование и движение денежных средств.
Слайд 15Менеджмент в сфере образования
г.Аша
SWOT- анализ
Для анализа среды используется метод
SWOT (эс,
ви, оу, ти) – аббревиатура составлена из первых букв английских слов:
сила,
слабость,
возможности
и угрозы.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связей между ними.
Слайд 16Менеджмент в сфере образования
г.Аша
SWOT -анализ
Слайд 17Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Матрица возможностей
Слайд 18Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Матрица угроз
Слайд 19Менеджмент в сфере образования
г.Аша
SWOT-анализ
Упражнение.
В командах выполнить SWOT-анализ
Слайд 20Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Слайд 21Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Миссия и цели школы
Данельченко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент
кафедры управления, экономики и права, Почетный работник общего образования РФ, руководитель отдела профессиональной переподготовки кадров,
8(951)-793-37-51, 263-16-11
danelchenko_ta@ipk74.ru
Определив методологические основы рассмотрения современной организации, приступим к её непосредственному изучению и проанализируем основные факторы внутренней среды организации
Слайд 22Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Миссия и философия
миссия (от английского mission -
видение) - четко выраженная глобальная цели существования организации
Слайд 23Менеджмент в сфере образования
г.Аша
1. Философия организации
Как уже отмечалось ранее, цели организации,
ее деятельность будут предопределены ценностями ее членов. Поэтому начнем рассмотрение организации с определения понятия «философия организации».
Изучение данных организационных переменных было связано с развитием гуманистического подхода в менеджменте в 60—70-е гг. XX в.
Философия организации заключается в определении ценностных оснований, верований и принципов сотрудников, в соответствии с которыми организация будет строить собственную деятельность.
Определение философии организации — это длительный и трудоемкий процесс
Слайд 24Менеджмент в сфере образования
г.Аша
*
Теория организации
2. Миссия организации
Миссия отражает смысл создания и
существования организации.
Хорошо продуманна и сформулированная миссия:
дает представление о намерениях и направлениях развития организации, вносит существенный вклад в формирование её имиджа;
повышает уровень мотивации членов организации и стимулирует их к достижению организационных целей;
способствует созданию и поддержанию развитой организационной культуры, формированию чувства общности у всех членов организации;
определяет систему ценностей организации в отношениях её с представителями основных заинтересованных групп
Слайд 25Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Миссия организации,
с одной стороны, демонстрирует легитимность, законность
существования организации окружению,
а с другой стороны — является основой для установления организационных целей.
Выработка миссии организации предполагает определение:
групп людей, потребности которых будут удовлетворяться организацией (сотрудники организации, клиенты, партнеры, местное сообщество, общество в целом);
направлений деятельности организации и возможных способов ее осуществления.
Слайд 26Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Миссия школы …….
Слайд 27Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Миссия школы
Миссия школы в большей или меньшей мере
должна отражать интересы следующих субъектов:
государства (собственники организации);
сотрудников организации;
заказчиков и потребителей услуг школы;
деловых партнеров школы;
местного сообщества;
общества в целом.
Слайд 28Менеджмент в сфере образования
При определении миссии организации необходимо учитывать следующие важные
моменты:
перспективность миссии. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает, на что будут направлены усилия и какие направления при этом будут приоритетными;
гласность и коллегиальность в разработке миссии. С целью выработки реальной, приемлемой, а не формально провозглашенной миссии следует при ее определении учесть мнение членов коллектива;
конкретность миссии. Следует помнить о четкой, ясной формулировке миссии, ее понятности для всех субъектов, взаимодействующих с организацией;
изменение миссии организации может быть вызвано невозможностью качественного выполнения обозначенной миссии по причине ее «завышенное» либо существенных преобразований потребностей клиентов.
Определение миссии организации помогает перейти к выработке ее целей.
Слайд 29Менеджмент в сфере образования
2. Миссия школы
Упражнение:
1) В микро-группах разработать
миссию
школы.
2) Освоить технологию групповой работы.
Слайд 30Менеджмент в сфере образования
Миссия организации - это не столько документ или
лозунг (слоган, девиз, заявление), сколько реальное. Формализованное и структурированное осознание руководством и персоналом своего предназначения и базисных принципов деятельности
Обычно миссия включает в себя описание следующих аспектов:
Предмет бизнеса – тип и характер потребностей людей (клиентов), которые организация стремится удовлетворить. Здесь же примерный круг этих клиентов;
Базисные стратегические намерения организации – это то, к чему стремится организация в долгосрочной перспективе (например, идея повышения конкурентоспособности , достижения высшего уровня качества и т.д.);
Слайд 31Менеджмент в сфере образования
*
Миссия организации - это не столько документ или
лозунг (слоган, девиз, заявление), сколько реальное. Формализованное и структурированное осознание руководством и персоналом своего предназначения и базисных принципов деятельности
Главные конкурентные преимущества организации. Здесь определяются те специальные знания и навыки, технологии, другие нюансы, благодаря которым организация имеет преимущества на рынке;
Ведущая ценность организации. Обычно в основе ценности лежит успешность организации, но надо отдавать себе отчет в том, какой ценой эта успешность может достигаться. Часто – выступают имидж, репутация, справедливость, равенство, честность, и т.п.
Основные заинтересованные группы и их ожидания (клиентов, работников, акционеров, поставщиков, партнеров, представителей власти, и т.д.)
Слайд 32Менеджмент в сфере образования
Главные компоненты миссии:
глобальная цель образовательного учреждения;
отличительные особенности образовательных
услуг;
интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей) услуг;
область и отрасль деятельности организации;
отношение к окружающей среде и обществу;
будущие намерения организации (перспективы развития);
качество услуг по отношению к конкурентам (другим учреждениям);
цена (стоимость) услуг и их потребительная ценность.
Слайд 33Менеджмент в сфере образования
Целевая система организации – иерархичность и соподчиненность: всякая
цель низшего уровня должна вытекать из более высокой цели
Слайд 34Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Ошибки при формулировании проблем
Первая:
Любая задача возникает из проблемы:
«Создать
условия использования здоровьесберегающих технологий…»,
«Создать условия функционирования и поступательного развития системы образования…» и т.д.
Управленческие проблемы
«Не бывает нерешаемых проблем,
бывают плохо сформулированные проблемы»
Что надо делать и кому делать для решения подобных задач не ясно.
Где заканчиваются задачи руководителей ОУ и начинаются задачи органов управления образованием? Какие «условия» должны «создавать» одни и какие – другие?
Слайд 35Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Ошибки при формулировании проблем
Под управленческой проблемой понимается указание
на препятствие для достижения цели (целей).
Формулировка проблемы должна давать четкое представление о ситуации, когда проблема будет решена.
«Недостаточно денег» - это ???…, поскольку:
Из формулировки (не) ясно…
(Не) назван…
(Не) понятна идеальная…
Слайд 36Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Другая формулировка: «Руководитель ОУ не привлекает дополнительные финансовые
ресурсы, необходимые для обеспечения реализации возможности выбора обучаемыми образовательных программ».
Оцените её с точки зрения предложенных критериев.
Это ???…, поскольку:
Из формулировки (не) ясно…
(Не) назван…
(Не) понятна идеальная…
Слайд 37Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Ошибки при формулировании проблем
Вторая: подмена управленческих проблем констатацией
каких-либо фактов, например, фактов недостижения тех или иных целей.
Типичные примеры «проблем»:
- «в образовательном учреждении здоровье детей ухудшается» - констатация факта невыполнения одного из запросов субъектов внешней среды – родительского запроса;
- «не хватает высококвалифицированных педагогов» - не проблема, поскольку нет ???…; также непонятно, не хватает педагогов, имеющих квалификацию для достижения каких ???...
Слайд 38Менеджмент в сфере образования
3. Цели организации
В менеджменте цели организации рассматриваются как
системообразующий фактор, определяющий содержание ее деятельности и результат работы.
Размышляя ранее о роли целей, их вторичности по отношению к ценностным основаниям членов организации, мы ни в коем случае не преуменьшаем их значимости, просто в современной системе гуманитарных наук цели становятся менее жестко заданными и более гибкими.
Важность определения целей организации подтверждается многообразием их функций:
отражение общей идеи создания и развития организации;
основа планирования деятельности организации и исходная точка при принятии управленческих решений;
мотивирование деятельности членов организации;
регулирование поведения сотрудников;
стандарт для осуществления контроля над процессом работы и оценки достижений организации.
Слайд 39Менеджмент в сфере образования
3. Цели организации
Цели – это конкретное состояние отдельных
характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели организации — это конкретный, охарактеризованный качественно, а где возможно и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого организация реально может достичь к четко определенному моменту времени.
Существует три типа целей:
долгосрочные,
среднесрочные
и краткосрочные
Слайд 40Менеджмент в сфере образования
3. Цели организации
Цели обычно устанавливаются в 4-х сферах
интересов организации:
доходы организации;
работа с клиентами;
потребности и благосостояние сотрудников;
социальная ответственность.
Слайд 41Менеджмент в сфере образования
г.Аша
3. Цели организации
Методика SMART, предполагает поиск ответа на
пять характеристик поставленной цели. Если все характеристики у поставленной цели есть, то можно сказать, что эта цель смартирована.
Пять характеристик заложены в самой методике, которая получила название по первым буквам этих пяти слов:
Specific – конкретные;
Measurable – измеримые;
Agreed – согласованными;
Realistic – реалистичными (достижимыми);
Timed – определенными по времени.
Слайд 42Миссия. Создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в
соответствии с их склонностями и интересами и подготовка на этой основе выпускников, готовых к жизни в открытом и меняющемся мире.
«Введение подготовки по новым профилям» – намерение.
«Реализация профильного обучения в 2011-2013 году через проектную деятельность учащихся» – цель:
конкретная – профильное учение через проектную деятельность;
согласованная – с миссией учреждения; самореализация и выбор;
достижимая – да, т.к. определена с учетом ресурсных возможностей школы;
определена во времени – выпуск 2013 года.
Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Слайд 43Менеджмент в сфере образования
Установление целей
Процесс установления целей может быть централизованным и
децентрализованным.
При централизованном установлении цели:
+ устанавливает цели высшее руководство, цели подчинены единой ориентации.
– на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.
При децентрализованном процессе установления целей:
+ участвуют все уровни организации.
– могут не совпадать с точкой зрения и стратегическим развитием организации.
Слайд 44Менеджмент в сфере образования
Установление целей
Процесс выработки целей проходит 4 фазы:
выявление и
анализ тенденций, которые наблюдаются в окружении;
установление целей для организации в целом;
построение иерархии целей;
установление индивидуальных целей.
Слайд 45Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Технология «Зеркало прогрессивных преобразований»
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную
проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус».
Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий.
7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Слайд 46Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Проблема: недостаточные условия для реализации технологического профиля в
старших классах образовательных учреждениях муниципального образования
Цель: создать условия для реализации…
Причины:
не разработаны организационные механизмы социального партнерства
нет мотивации к выбору профиля
нет достаточной ресурсной базы
Задачи:
Разработать организационные механизмы…
Повысить
мотивацию…
Сформировать ресурсную базу…
Слайд 47Менеджмент в сфере образования
Характеристики желаемого результата
Слайд 48Менеджмент в сфере образования
Задание. Определите цели деятельности организаций, столкнувшихся со следующими
«проблемами»:
отсутствие стремления сотрудников повышать уровень квалификации;
активизация конкурентов, выпуск ими на рынок новых качественных продуктов;
изменение запросов потребителей, потеря интереса к услугам вашего ОУ.
Результат необходимо представить в виде схемы.
Слайд 49Менеджмент в сфере образования
г.Аша
*
Управление региональными и муниципальными образовательными системами
Планирование
осуществляется определение набора
конкретных задач – действий, мероприятий и т.д., которые позволяют достичь или максимально приблизиться к поставленным целям в существующих или прогнозируемых условиях
Слайд 50Менеджмент в сфере образования
г.Аша
1. Планирование
Прогноз
Обоснованное суждение о возможном
состоянии объекта в будущем
Прогнозирование
Процесс разработки прогнозов
Многовариантные модели развития объекта управления
План
Упорядоченный перечень мероприятий
Слайд 51Менеджмент в сфере образования
г.Аша
2. Процесс разработки планов
Исследования;
Анализ результатов;
Тестирование;
Сопоставление;
Консультации;
Разработка самого плана;
Доведение плана
до исполнителей.
Слайд 52Менеджмент в сфере образования
г.Аша
3. Типы планов
Долгосрочные;
Среднесрочные;
Краткосрочные;
Текущего периода (день).
Слайд 53Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Стратегическое планирование охватывает длительный период времени (чаще всего
3 — 5 лет). Понятие «стратегия» (от греч. slrategos — искусство генерала) первоначально использовалось в военной сфере при определении путей достижения побед.
Стратегия современной организации — это определение магистральных направлений развития, исходя из внешних и внутренних обстоятельств ее деятельности.
Первым этапом подготовки стратегических планов является анализ окружения и внутреннего потенциала организации.
Второй этап предполагает определение миссии и ключевых целей организации.
Третий этап заключается в разработке стратегии развития организации.
Сегодня в теории менеджмента выделяют группы эталонных стратегий.
Слайд 54Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Данельченко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры управления, экономики
и права, Почетный работник общего образования РФ, руководитель отдела профессиональной переподготовки кадров,
8(951)-793-37-51, 264-01-51,
danelchenko_ta@ipk74.ru
Типы стратегии школы
Слайд 55Менеджмент в сфере образования
г.Аша
*
Теория организации
Стратегия
представляет собой глобальный план действий, описывающий размещение
ресурсов, а также деятельность организации по отношению к окружающей среде для того, чтобы достичь организационные целей.
Таким образом организационные цели и ее стратегия определяют масштабы операций, а также связи данной организации с ее сотрудниками, клиентами и конкурентами.
Слайд 56Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы стратегии бизнеса
При определении стратегии школы руководство сталкивается
с тремя основными вопросами:
- какой бизнес прекратить;
- какой бизнес продолжать;
- в какой бизнес перейти.
Слайд 57Менеджмент в сфере образования
г.Аша
1. Эталонные стратегии бизнеса
1.1. Стратегии концентрированного роста.
стратегия
усиления позиции на рынке (маркетинговые усилия, повышение качества услуги);
стратегия развития рынка – поиск новых рынков для производимой услуги (продукта);
стратегия развития услуг – производства обновленной услуги и её реализации на уже освоенном школой рынке.
Слайд 58Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы стратегии бизнеса
1.2. Стратегии интегрированного роста (за счет
приобретения собственности и расширения изнутри)
стратегия обратной вертикальной интеграции – рост школы за счет усиления контроля над поставщиками (детскими садами), и за счет создания дочерних структур;
стратегия вперед идущей вертикальной интеграции – выражающейся в росте школы за счет контроля над системой распределения и дальнейшего обучения учащихся.
Слайд 59Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Диверсификация (от лат. diversificato: diversus — разнообразный, cato
— делаю, строю) — построение разнообразия, в управлении — реакция организации на изменения в окружении путем преобразования собственной деятельности.
Слайд 60Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы стратегии бизнеса
1.3. Стратегии диверсифицированного роста.
стратегия центрированной
диверсификации – поиск дополнительных возможностей для производства новых услуг. Существующая услуга остается в центре, а новые возникают исходя из возможностей рынка, технологии и т.п.;
стратегия горизонтальной диверсификации – поиск возможностей роста за счет новых услуг, требующих новых технологий. Новая услуга должна быть ориентирован на основного потребителя. Важное условие – предварительная оценка школой собственной компетентности в производстве новой услуги;
стратегия конгломеративной диверсификации – школа расширяется за счет производства технологически не связанных услуг. Это одна из самых сложных для реализации стратегий.
Слайд 61Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы стратегии бизнеса
1.4. Стратегии сокращения.
стратегия ликвидации,
стратегия
«сбора урожая» – максимальное получение выгоды в короткий срок;
стратегия сокращения – закрытие или продажа одного из подразделений;
стратегия сокращения расходов – поиск путей уменьшения издержек, сокращений найма или сокращение персонала, снижение производственных затрат.
Слайд 62Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Таким образом, в результате стратегического планирования создается программа
развития организации, в которой определяется ее исходное состояние и потенциал окружения, миссия и стратегические цели и вырабатывается стратегия дальнейшего ее преобразования.
Подготовленный стратегический план является ориентиром для последующего тактического планирования.
Слайд 63Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Тактическое планирование
Тактическое планирование осуществляется на среднесрочный период (1
—3 года).
Термин «тактика» (от греч. taktikd— искусство построения войск) первоначально использовался в военной сфере и означал маневрирование силами, направленное на обеспечение реализации выработанной стратегии.
Поэтому сущность тактического планирования заключается в определении тактики распределения ресурсов организации для достижения стратегических целей.
Слайд 64Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Тактическое планирование
Основное различие между стратегическим и тактическим планированием
заключается в том, что
первое из них отвечает на вопрос — что является нашими целями (приоритетами) в деятельности,
а второе — как нам их достичь?
Тактическое планирование в организациях осуществляется в рамках подготовки годовых планов работы и планов основных подразделений.
Рассмотрим этапы годового планирования работы образовательной организации.
Слайд 65Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Первый этап
Первый этап— анализ итогов работы организации на
предыдущем этапе.
Рекомендуемая структура анализа итогов работы за определенный период:
достигнутый уровень решения задач, его количественная и качественная характеристика;
анализ результатов деятельности коллектива по решению задач, положительных и негативных сторон его деятельности;
определение условий, способствующих получению незапланированных результатов;
выявление причин, вызвавших недостатки в работе, сбои в реализации планов;
обозначение путей решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.
Слайд 66Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Второй этап
Второй этап - определение основных целей на
последующий период планирования, их ранжирование.
Исходя из результатов анализа и стратегических планов, определяются цели и основные направления в дальнейшей работе на краткосрочный период.
После того как они определены, необходимо построить «дерево целей», что предполагает расчленение главной цели на составные части. Этот процесс называется проектированием «дерева целей».
Слайд 67Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Второй этап
По мнению М. М. Поташника, проектирование «дерева
целей» осуществляется путем декомпозиции главной цели на подцели по следующим правилам:
формулировка целей должна описывать желаемые результаты;
формулировка главной цели должна давать описание конкретного результата;
содержание главной цели должно быть развернуто в иерархическую структуру подцелей таким образом, чтобы достижение подцелей каждого последующего уровня стало необходимым и достаточным условием достижения цели данного уровня;
на каждом уровне подцели должны быть независимыми и невыводимыми друг из друга;
декомпозиция заканчивается при достижении некоторого элементарного уровня, когда формулировка подцели позволяет приступить к ее реализации без дальнейших пояснений.
Декомпозицию графически можно представить как ветвящийся граф, где основание — главная цель, а узлы ветвящейся структуры — подцели.
Слайд 68Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Третий этап
Третий этап — определение мероприятий, позволяющих достичь
поставленные цели. Мероприятиями по достижению целей называются совокупности средств, способов, действий по реализации деятельности образовательного учреждения.
На данном этапе конкретизируется
содержание деятельности на планируемый период; исполнители и ответственные за его реализацию, механизм координации их действий;
ресурсы для осуществления плана.
Слайд 69Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Четвертый этап
Четвертый этап — обсуждение и утверждение плана
на заседании совета организации (педагогического совета ОУ). Прежде чем приступить к рассмотрению и утверждению плана в рамках работы коллегиальных органов, членам организации предлагается познакомиться с проектом плана, высказать свое мнение, предложить дополнения, корректировки.
Таким образом, тактический (среднесрочный) план позволяет определить конкретные цели деятельности организации и средства для их достижения. Он показывает не только то, что необходимо достичь, но и то, как это можно сделать.
На основе тактического плана разрабатывается оперативный план работы сотрудников организации.
Слайд 70Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Оперативное планирование
Оперативное планирование осуществляется на краткосрочный период (обычно
охватывает период до нескольких месяцев).
Оперативные планы составляются на основе тактических и включают в себя конкретное содержание работы по дням.
Данный вид планирования практически осуществляется каждым квалифицированным сотрудником организации.
Слайд 71Менеджмент в сфере образования
г.Аша
4. Этапы разработки планов
1. Долгосрочное планирование (стратегическое) -
на 3-5 лет.
Главное – расписать задачи по срокам.
Разбивка – по годам и полугодиям.
2. Среднесрочное планирование (тактическое) – на год.
Главное – перечень наиболее важных работ на этот год и разработка планов на следующий год.
3. Оперативное планирование – неделю (день).
Слайд 72Менеджмент в сфере образования
г.Аша
5. Технология разработки планов
1. Зачем делать (идея, цель);
2.
Что делать (количество и качество объекта);
3. Как делать (по какой технологии);
4. Для кого делать (потребители);
5. С какими затратами (ресурсы);
6. Где делать (место);
7. Когда делать (время);
8. Кому делать (исполнители);
9. Что это дает (экономический, социальный и др. эффекты).
Слайд 73Менеджмент в сфере образования
г.Аша
6. Принципы планирования
Полнота;
Точность;
Ясность;
Непрерывность;
Экономичность.
Слайд 74Менеджмент в сфере образования
г.Аша
7. Функция планирования
Упражнение «Робинзон»
Слайд 75Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Функция организации в школе
- это упорядочение деятельности
школы.
Отвечает на вопросы:
кто именно должен выполнять,
как выполнять,
с кем выполнять
и какие для этого потребуются средства.
Организация предполагает действия по реализации планов.
Предполагается функция делегирования.
Слайд 76Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Функция мотивации
Потребности – это то, что возникает и
находится внутри, это нужда в чем-то.
Мотив – это побудитель действия, он всегда находится внутри человека и поддается осознанию.
Стимул – это внешний побудитель к действию.
Мотивация – совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Слайд 77Менеджмент в сфере образования
г.Аша
1. Схема мотивационного процесса
Первая стадия
Возникновение потребностей
Вторая стадия
Поиск путей
устранения потребностей
Третья стадия
Определение направления действия
Четвертая стадия
Осуществление действия
Пятая стадия
Осуществление действия за получение вознаграждения
Шестая стадия
Устранение потребностей
Слайд 78Менеджмент в сфере образования
г.Аша
2. Теория «Х» и «У» (Дуглас МакГрегор)
Слайд 79Менеджмент в сфере образования
г.Аша
3. Теория «Z» и теория «А» (Уильям Оучи)
Слайд 80Менеджмент в сфере образования
г.Аша
4. Теория «Иерархия потребностей»
(А. Маслоу)
Физиологические потребности
Потребность в
безопасности
Потребность в причастности
Потребность в признании и уважении
Потребность в самореализации
Приобретенные потребности
Врожденные потребности
Слайд 81Менеджмент в сфере образования
г.Аша
5. Соотношение потребностей, мотивов и стимулов
Слайд 82Менеджмент в сфере образования
г.Аша
6. Соотношение теорий А. Маслоу и К. Альдерфера
Самовыражение
Признание
и уважение
Причастность и принадлежность
Безопасность
Физиологические потребности
РОСТ
СВЯЗЬ
СУЩЕСТВОВАНИЕ
Самовыражение
Слайд 83Менеджмент в сфере образования
г.Аша
7. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда
1. Потребность достижения
2. Потребность
соучастия
3. Потребность властвования
Слайд 84Менеджмент в сфере образования
г.Аша
8. Теория 2-х факторов Ф. Герцберга
Мотивирующие факторы
Гигиенические факторы
Отсутствие
удовлетворенности
Неудовлетворенность
Отсутствие неудовлетворенности
Удовлетворенность
Слайд 85Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Мотивирующие
(содержание работы)
Успех
Продвижение по службе
Признание и
одобрение результата
Высокая степень ответственности
Возможность творческого и делового роста
Гигиенические
(окружение в котором осуществляется работы)
Политика фирмы и администрации
Условия работы
Заработная плата
Межличностные отношения
Степень непосредственного контроля за работой
9. Мотивирующие и гигиенические факторы
Слайд 86Менеджмент в сфере образования
г.Аша
10. Теория ожидания (В. Врум, Л. Портер, Э.
Лоулер)
Усилия
Ожидания
Исполнение
Валентность
Результат
Связывают усилия и исполнение работы
Связывают исполнение работы и результаты
Насколько желателен конечный результат
(+ валентность
- валентность)
-качество
-количество
-затраченное время
-объем потерь времени и т.п.
Слайд 87Менеджмент в сфере образования
г.Аша
11. Теория постановки целей (Эдвин Лок)
Осознание окружения с
учетом экономического состояния
Определение цели
Осуществление действий
Удовлетворенность результатом
Слайд 88Менеджмент в сфере образования
г.Аша
12. Характеристики целей в теории Э. Лока
Сложность –
степень профессиональности и уровень исполнения, необходимый для ее достижения.
Специфичность – ясность, точность и определенность.
Приемлемость – степень, до которой человек воспринимает цель, как собственную.
Приверженность – готовность затрачивать усилия для достижения цели.
Слайд 89Менеджмент в сфере образования
г.Аша
13. Теория равенства (Стейси Адамс)
Индивид
Сравниваемые лица
Воспринятое вознаграждение индивида
Воспринятое
вознаграждение других
Воспринятые затраты индивида
Воспринятые затраты других
Норма
Слайд 90Менеджмент в сфере образования
г.Аша
14. Теория равенства
Возможные реакции человека на состояние
неравенства:
Надо меньше работать за такую зарплату;
Попытается увеличить вознаграждение;
Переоценить свои возможности;
Повлиять на организацию и сравниваемых лиц, добиваясь увеличения зарплаты, либо добиваясь уменьшения их вознаграждения;
Изменить для себя объект сравнения;
Перейти в другое подразделение или покинуть организацию.
Слайд 91Менеджмент в сфере образования
г.Аша
15. Теория партисипативного управления
Данное управление дает:
Работнику доступ к
принятию решения по поводу того, как ему осуществить свою деятельность;
Работники привлекаются к принятию решения по поводу выполняемой ими работы;
Работникам дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда;
Участие работников в рационализаторской деятельности;
Предоставление работникам права на формирование бригад по принципу симпатии.
Слайд 92Менеджмент в сфере образования
г.Аша
16. Мотивационные профили
Избегательная мотивация
(Люмпенизированный тип)
Достижительная мотивация
(Инструментальный тип
Профессиональный тип
Патриотический
тип
Хозяйский тип )
Слайд 93Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Слайд 94Менеджмент в сфере образования
г.Аша
16.1. Люмпенизированный тип
Относится к избегательному классу мотивации.
Характеристика:
все
равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
низкая квалификация;
не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
низкая активность и выступление против активности других;
низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
стремление к минимизации усилий.
Слайд 95Менеджмент в сфере образования
г.Аша
16.2. Профессиональный тип
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
интересует
содержание работы;
не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили [2].
интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
считает важной свободу в оперативных действиях;
важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
Слайд 96Менеджмент в сфере образования
г.Аша
16.3. Патриотический тип
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
необходима
идея, которая будет им двигать;
важно общественное признание участия в успехе;
главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.
Слайд 97Менеджмент в сфере образования
г.Аша
16.4. Хозяйский тип
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
добровольно
принимает на себя ответственность;
характеризуется обостренным требованием свободы действий;
не терпит контроля.
Слайд 98Менеджмент в сфере образования
г.Аша
16.5. Инструментальный тип
Относится к достижительному классу мотивации.
Характеристика:
интересует
цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
важна обоснованность цены, не желает "подачек";
важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Слайд 99Менеджмент в сфере образования
г.Аша
17. Формы стимулирования
Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери
работы.
Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны. Известен научный труд, в котором исследовано свыше 20 тысяч моральных стимулов, применявшихся в угольной промышленности. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений, хотя на Западе их очень активно применяют.
Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
Организационные - условия работы, ее содержание и организация.
Привлечение к совладению и участию в управлении .
Слайд 100Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Распределение функций и ресурсов
определенный в результате планирования набор
мероприятий, помимо распределения функций между участниками системы, требует
во-первых, соответствующего обеспечения ресурсами, что является одной из основных обеспечивающих функций управления развитием ОС;
во-вторых, естественно, необходима мотивация (стимулирование) персонала, задействованного в реализации запланированных мероприятий
Слайд 101Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Подтема: Организационные структуры
Данельченко Татьяна Александровна, к.п.н., доцент кафедры
управления, экономики и права, Почетный работник общего образования РФ, руководитель отдела профессиональной переподготовки кадров,
8(951)-793-37-51, 264-01-51,
danelchenko_ta@ipk74.ru
Слайд 102Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Организационная структура управления - это совокупность управленческих звеньев,
расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Каждая организация – это сложная система, которая при определении характера взаимодействий может описываться на нескольких уровнях:
организация – внешняя среда;
подразделение – подразделение (группа-группа);
индивид – организация.
Слайд 103Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы организационных структур
Слайд 104Менеджмент в сфере образования
г.Аша
*
Организационные структуры
Линейная структура
Функциональная структура
Линейно-функциональная структура
Программно-целевые структуры (проектный,
матричный)
Уровни управления
Стратегический
Тактический
Оперативный
Слайд 105Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Линейная структура управления
Слайд 106Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Функциональная
структура управления
Слайд 107Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Линейно-функциональная структура
Директор
Юридическая служба
Служба управления персоналом
Служба сбыта
Технологическая служба
Служба маркетинга
Слайд 108Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Дивизиональная структура управления
Слайд 109Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Матричная организационная структура
Слайд 110Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Матричная структура
Слайд 111Менеджмент в сфере образования
г.Аша
3. Матричная
Слайд 112Менеджмент в сфере образования
г.Аша
1. Продуктовая структура
Слайд 113Менеджмент в сфере образования
г.Аша
2. Потребительская (клиентская) структура
Слайд 114Менеджмент в сфере образования
г.Аша
3. Региональная структура
Слайд 115Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Проектная структура
Слайд 117«…Организационная структура управляющей системы школы представляет собой смешанный вариант линейно-функциональной оргструктуры
с элементами матричной.
Первый уровень - директор - главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность за все, что делается в образовательном учреждении всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Совет школы, педагогический совет, органы самоуправления учащихся.
Второй уровень - заместители директора образовательного учреждения и завхоз, органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации. Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение учебно-воспитательной системы согласно своему административному статусу или общественной роли. Этот уровень выступает звеном опосредованного руководства директора образовательной системой. Его главная функция согласование деятельности всех участников процесса в соответствии с заданными целями, программой и ожидаемыми результатами, то есть добиваться тактического воплощения стратегических задач и прогнозов.
Третий уровень - методические объединения. К управленцам этого уровня относятся руководители методических объединений. Взаимодействие субъектов управления этого уровня осуществляется через специализацию функций при их одновременной интеграции. Руководство на этом уровне основано преимущественно на личных контактах, осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и не формализовано.
Четвертый уровень - учащиеся, родители и учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества. В структурных связях принципиальным является единство управления - соуправления - самоуправления. Вертикальные связи в уровнях управления отражают формулу "власть - подчинение"…»
Менеджмент в сфере образования
Слайд 119Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Разделение исполнительского и управленческого труда
Группировка работ и образование
структурных подразделений
Определение способов координации и интеграции труда
Определение диапазона контроля руководителя
Определение степени централизации власти
Определение способа реагирования организационной структуры управления на изменения
Создание среды, благоприятной для профессионального общения и роста кадров
Проектирование орг. структуры находится под воздействием таких факторов, как внешняя среда, орг. цели, технология и размеры компании, т. е. ключевых контекстуальных переменных, которые, помимо того, еще и влияют друг на друга.
Задачи, решаемые при разработке структуры:
Слайд 120Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Переменные, учитываемые при построении структуры
Стратегия развития школы
Дифференцированность, вариативность
и интегративность образовательной системы
Размер и вид ОУ
Режим жизнедеятельности учреждения
Стабильность внешней среды
Зрелость педагогического коллектива
Слайд 121Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Этапы создания организационной структуры:
Определить значимые для проектирования структуры
переменные
Разработать варианты структуры с учетом ситуации
Оценить рациональность и потенциальную полезность вариантов
Выбрать вариант организационной структуры
Оценить его качество
Слайд 122Менеджмент в сфере образования
г.Аша
*
Линейная структура
Слайд 123Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Линейная структура
Слайд 124Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Функциональная структура
Наличие иерархии органов для выполнения возложенных полномочий
Каждый
функциональный руководитель обладает правами принятия решений по вопросам, входящим в его компетенцию
Но принцип единства распорядительства нарушается из-за множественности исходящих от разных руководителей распоряжений
Слайд 126Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Функциональная структура
Слайд 127Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Сильные стороны:
(1) позволяет экономить на масштабах в рамках
функциональных подразделений
(2) способствует развитию профессиональных навыков
(3) помогает организации в достижении функциональных целей
(4) оптимальна для мелких и средних размеров компании
(5) оптимальна при производстве одного (или нескольких) товаров
Слабые стороны:
(1) медленная скорость реагирования на изменения окружающей среды
(2) решения скапливаются наверху, что ведет к функциональной перегрузке высшего руководства
(3) порождает слабую горизонтальную координацию деятельности между отделами
(4) меньшие объемы инноваций
(5) ограниченные горизонты видения общеорганизационных целей.
Слайд 128Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Линейно-функциональная структура
Сочетание линейных и функциональных связей
Интеграция разных элементов
управления в единую систему
Обеспечивает новое разделение труда
Делегирование полномочий выполнения отдельных функций на низшие ступени
Выделение подразделений специализированных на отдельных видах управленческой деятельности
Децентрализация принятия решений
Слайд 129Менеджмент в сфере образования
г.Аша
2. Линейно-функциональная
Слайд 130Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Заполнить таблицу 3:
Слайд 131Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Дивизиональные структуры
Сильные стороны:
(1) оптимальна для быстро меняющейся, нестабильной
внешней среды
(2) способствует высокому уровню удовлетворения потребностей клиентов в силу высокой ответственности за качество продукции и полного контакта с клиентурой
(3) высокая скоординированность различных функциональных видов деятельности (в рамках одной линии продукции)
(4) позволяет производственным единицам хорошо адаптироваться к различиям в продуктах, регионах, клиентуре
(5) оптимальна для крупных организаций, выпускающих несколько видов продукции
(6) децентрализует процесс принятия решений
Слабые стороны:
(1) не позволяет экономить на масштабах производства
(2) плохая координация деятельности между различными продуктовыми линиями
(3) мешает углубленной специализации и повышению уровня профессиональной компетенции
(4) затрудняет интеграцию и стандартизацию на межпродуктовом уровне
Слайд 132Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Матричная структура управления
Сочетание линейно-функционального и программно-целевого управления
Подчинение как
руководителям линейных и функциональных подразделений, так и руководителю проекта
Сокращает длину горизонтальных связей, минимизирует последствия много уровневого линейного подчинения
Не связана с созданием новых подразделений
Повышает ответственность за результат
Слайд 133Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Заполнить таблицу 4:
Слайд 134Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Результат работы 2-ой группы:
Слайд 135Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Сильные стороны:
(1) Добивается координации, необходимой для удовлетворения требований
внешней среды
(2) Гибкость в распределении человеческих ресурсов между продуктовыми линиями
(3) Подходит для принятия комплексных решений и частых изменений нестабильной внешней среды.
(4) Дает возможность развивать как функциональные, так и производственные навыки.
(5) Оптимальна для компаний средних размеров, выпускающих разнообразную продукцию.
Слабые стороны:
(1) Участники матрицы испытывают бремя двойной власти, что ведет к фрустрации и затруднениям
(2) Требует от участников отличных навыков межличностного общения и интенсивной подготовки в этой области
(3) Требует больших затрат времени (для частых встреч, совещаний, урегулирования конфликтов)
(4) Не сработает, если участники не поймут сущности матрицы и не примут скорее коллегиальный (чем вертикальный) тип взаимоотношений
(5) Для поддержания баланса сил (власти) требуется дуальное давление окружающей среды.
Слайд 136Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Признаки структурной недостаточности
Старшие менеджеры периодически оценивают орг. структуру
Ко, чтобы определить уровень ее соответствия меняющимся потребностям окружающей среды. Структурная реорганизация отражает необходимость найти соответствие между внешней окружающей средой организации и ее внутренними отношениями подчиненности. Если орг. структура перестала соответствовать орг. потребностям, то, как правило, об этом можно судить по ПРИЗНАКАМ (СИМПТОМАМ) СТРУКТУРНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ (3):
(1) принятие решений откладывается либо ему недостает качества (причиной может быть функциональная перегрузка высшего звена управления, а делегирование полномочий на низшие этажи власти положения не спасает; или – причина в том, что информация не доходит до нужных людей, то есть не срабатывают либо вертикальные, либо горизонтальные связи);
(2) организация не реагирует на изменения окружающей среды с помощью инноваций (причины – отсутствие горизонтальной координации деятельности подразделений).
(3) конфликты интересов/целей (орг. структура обязана самым разным целям многих подразделений предоставить возможности соединиться в единый общеорганизационный свод целей и задач; если этого не происходит, и цели подразделений могут быть реализованы только за счет общеорганизационных, то орг. структуру надо менять, поскольку она не обеспечивает горизонтальных механизмов связи).
Слайд 137Менеджмент в сфере образования
г.Аша
После проведения анализа организационной структуры необходимо оценить ее
соответствие стратегии и целям развития организации, в частности:
тип организационной патологии (если она есть);
коэффициент управляемости и уровень управляемости;
характер механизмов принятия решений;
перечень внутри- и внеорганизационных проблем;
тип организационной культуры;
ожидаемые результаты деятельности подразделений и сотрудников;
причины трудовых конфликтов.
Слайд 138Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы патологий
• господство структуры над функцией — если
выявляется подструктура, которая не выполняет существенных для деятельности организаций функций или не имеет ни внутри, ни внеорганизационного потребителя своих услуг;
• бюрократизация — если выявляется такая структура или функция, деятельность которой не регламентирована требованиями технологии и корпоративной культуры, а осуществляется в соответствии с индивидуальными предпочтениями и целями работающих в ней сотрудников;
• стагнация — потеря организационной структурой гибкости, может быть диагносцирована, если организационная структура не изменялась длительное время, несмотря на изменение деятельности, персонала, внешней среды;
• дублирование организационного порядка — выявление участка технологии или функции, которая повторяется и осуществляется несколькими подразделениями одновременно. Вторым аспектом дублирования организационного порядка может быть ситуация, когда функция, нормированная, заданная технологией и не требующая сознательного регулирования, вменяется в обязанность, например, одному из руководителей.
Слайд 139Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Задание. Ответьте на вопросы:
1. Нужна ли модернизация организационной
структуры управления ОУ?
2. В чем состоит такая модернизация?
3. Разработайте и представьте алгоритм модернизации организационной структуры ОУ.
Слайд 140Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Алгоритм модернизации оргструктуры
Провести диагностику методом проблемно-ориентированного анализа;
Определить необходимые
элементы на основе нового содержания управленческой деятельности;
Определить функциональные обязанности
специалистов;
Проверить на противоречивость связям и отношениям по вертикали и горизонтали;
Особо выделить субъекты матричной структуры для своевременной организации их деятельности
Слайд 141Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы организации по взаимодействию с человеком
Существует два
типа организации: корпоративный и индивидуалистский.
Корпоративная организация – состоит из замкнутых групп людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства, противопоставляющие себя другим социальным общностям на основе своих узкокорпоративных интересов.
Субъектом интереса в такой организации является сама группа.
Слайд 142Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Типы организации по взаимодействию с человеком
Индивидуалистская организация –
это тоже объединение людей, осуществляющих совместную деятельность, но объединение свободное, открытое и добровольное. Вместо властной иерархии здесь господствует принцип увязки интересов всех членов. Субъектом интереса становится личность. В такой ситуации человек начинает отвечать сам за себя.
Действует принцип меньшинства.
Слайд 143Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Новые типы организационных структур
Эдхократическая организация
Самое ценное
– компетентность сотрудника. При этом каждый исполнитель сам выбирает средства достижения цели и отвечает за свои действия. Вознаграждается тот, кто добивается успеха. Отсутствуют формальности: иерархия, рабочие условия, помещения, льготы, одежда и т.п.
Слайд 144Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Партисипативная организация
Сущность – участие работников в управлении.
Основные черты:
участие
в принятии решений;
участие в установлении целей;
участие в решении проблем.
Слайд 145Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Задание. Ответьте на вопросы:
1. Нужна ли модернизация организационной
структуры управления ОУ?
2. В чем состоит такая модернизация?
3. Разработайте и представьте алгоритм модернизации организационной структуры ОУ.
Слайд 146Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Алгоритм модернизации оргструктуры
Провести диагностику методом проблемно-ориентированного анализа;
Определить необходимые
элементы на основе нового содержания управленческой деятельности;
Определить функциональные обязанности
специалистов;
Проверить на противоречивость связям и отношениям по вертикали и горизонтали;
Особо выделить субъекты матричной структуры для своевременной организации их деятельности
Слайд 147Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Контроль за развитием ОС
(носящий сегодня в основном констатирующий
и лишь иногда упреждающий характер)
заключается в постоянном мониторинге за изменениями ОС, вызванными действиями управляемых субъектов, предпринимаемых в соответствии с планом, а также в выявлении отклонений от плана;
так как развитие ОС является непрерывным (во времени) процессом, то по мере поступления новой информации (получаемой в результате осуществления функции контроля) о ходе решения задач развития может потребоваться внесение корректирующих воздействий (что составляет суть оперативного управления)
Слайд 149Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Спасительный мир контроля…
Не задумывали ли вы о том,
что контроль – это самая страдающая функция в раздираемой текучкой нашей суматошной жизни не всегда дружной семье управленческих действий?
И виним мы ее, как падчерицу, когда за ее отсутствие или недолжное исполнение получаем нагоняй от начальства. Не любим мы ее, потому, что, освоив, наконец, технологии анализа и планирования, не рассчитываем свои управленческие силы на неукоснительное соблюдение запланированного контроля. А он, контроль, как малое дитя, требует ежедневного внимания, заботы и неукоснительного родительского глаза.
И ругаем мы чаще всего именно эту функцию за ее сложный, необузданный нрав, разрушающий хрупкое равновесие, с таким трудом создаваемое нами, а она как бы не приукрашивали ее словами «диагностический» или «предупредительный», входит в это наше хрупкое строение и разворачивается там как слон в посудной лавке.
И относимся мы к ней страстно, когда видим, что без контроля не разгребем свои завалы управленческого бурелома, и тогда именно к этой функции обращаем свои надежды на спасение. Но когда он поможет нам в экстремальной ситуации, притупляется наша любовь, ослабевает наша страсть к контролю, а эта функция, как забытая дальняя родственница, тихо коротает свои дни вдали от бушующей интересной управленческой жизни, не держит на нас зла и всегда знает, что придет час и мы вновь обязательно вспомним о ней.
И этот час настает. И мы, испытывая чувство стыда за нашу забывчивость, вновь со страстью окунемся в спасительный мир контроля.
Т.А. Данельченко
Слайд 150Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Тема: Функция контроля
Технология контроля
Выбор концепции контроля:
Система, процесс или
частные проверки; Предмет и цель контроля; Контролирующий орган.
Нормы контроля:
Этические, правовые, производственные и т.п.
Определение цели контроля:
Целесообразность, правильность, регулярность и эффективность контроля.
Методы контроля:
Предварительный (диагностический, терапевтический), текущий, заключительный и др.
Объем и власть контроля:
Полный, сплошной, эпизодический, финансовый, качество продукции, производительность труда и т.п.
Слайд 151Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Виды контроля
1. Предварительный (осуществляется до начала работ).
Используется в 3х областях: человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Имеет два типа:
Диагностический;
Терапевтический.
2. Текущий (осуществляется в процессе выполнения работ). Обычно объектом являются сотрудники. Аппарат управления часто использует обратную связь как элемент текущего контроля.
3. Заключительный. Цель – предотвращение ошибок в будущем. Обратная связь используется ПОСЛЕ того, как работа выполнена. Служит для:
Предоставления руководству информации для планирования;
Повышения мотивации сотрудников.
Слайд 152Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Требования-критерии контроля
Требования-критерии контроля
Эффективность контроля:
Выполнение обязательств, предотвращение недостатков. Затраты
на контроль и устранение недостатков.
Эффект влияния на людей:
Удовлетворение, обучение, конфликт, страх, стресс.
Задачи контроля:
Устранение недостатков;
Качественная оценка недостатков;
Количественная оценка недостатков;
Достоверность недостатков.
Границы контроля:
Соблюдение установленных законом норм, соблюдение прав и свобод личности.
Слайд 153Менеджмент в сфере образования
г.Аша
РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
Для чего необходима разработка оценочный
системы?
– Позволяет давать адекватную оценку ситуации или различных ее аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений.
Какие существуют виды оценочных систем?
1) формирование индексов, или индикаторов, характеризующих состояние ситуации в зависимости от изменения значений факторов, определяющих ее развитие;
2) расчет рейтинга; с помощью рейтинга определяется надежность и устойчивость организаций, рейтинги регулярно рассчитываются и нередко публикуются в открытой печати.
3) сравнительная оценка объектов, представленных на конкурс или тендер; сравнительная оценка при решении вопроса о финансировании проектов, программ, работы; сравнительная оценка альтернативных вариантов решений.
Слайд 154Менеджмент в сфере образования
г.Аша
СОСТАВ ОЦЕНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
В состав оценочной системы входят:
– критерии, характеризующие объект оценки;
– шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев;
– принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка либо производится сравнительная оценка предпочтительности альтернативных вариантов.
Слайд 155Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Методы построения оценочных шкал
Метод градации - метод построения
балльных оценочных шкал, в том числе с использованием весовых коэффициентов
Метод упорядочения рангов – метод ориентирован на установление между оцениваемыми объектами отношений «лучше - хуже», «больше - меньше» и т.д.
Слайд 157Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Карта проверки
Объект проверки: работа руководителей структурных подразделений;
Предмет проверки
(элемент объекта):
уровень исполнительной дисциплины;
руководство персоналом;
уровень реализации функций структурным подразделением
Задачи проверки:
формировать информационную базу для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе;
выявить наиболее ценный опыт управленческой деятельности
Субъекты проверки: специалисты, курирующие реализацию ФГОС
Методы проверки: изучение документации, собеседование
Контролируемые нормы:
ДИ, приказы о создании творческих (рабочих) групп;
ДИ персонала, планы методической работы;
Положение о структурном подразделении, решение педагогического совета о структуре УМК
Предполагаемые управленческие решения:
Обобщение опыта работы руководителей структурных подразделений
Слайд 158Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Оценочная шкала с подробным описанием ее использования
Уровень
исполнения определяется по степени соответствия результатов работы требованиям ДИ и оценивается по следующей качественной шкале:
Слайд 159Менеджмент в сфере образования
г.Аша
В основу построения шкалы оценивания результатов работы руководителей
структурных подразделений можно положить следующие подходы:
необходимо оценивать управление на уровне функционирования
и на уровне развития структурных подразделений.
В этом смысле определяющими в шкале являются уровни: средний и высокий. Все остальные являются производными от них.
Слайд 160Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Выполнение должностных обязанностей в полном объеме определяет функционирование
структурных подразделений, поэтому данный уровень результатов определен как средний. По сути, это означает, что руководители обеспечивают стабильную работу структурных подразделений, не всегда эффективно реализуя потенциал развития.
Высокий уровень выполнения должностных обязанностей означает, что руководитель структурного подразделения, обеспечив стабильное функционирование, работает сам и организует работу подчиненных в опережающем плане, активно участвуя во всех инновационных процессах в образовательном учреждении.
Примечание: При данных подходах оценивания можно рассматривать вопрос о том как руководители ОУ устанавливают надбавки к основным окладам руководителей структурных подразделений, если результаты работы соответствуют трем уровням: среднему, выше среднего и высокому.
Слайд 161Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Средний - норма
Результаты работы в основном соответствуют требованиям
должностной инструкции.
Материалы, обозначенные в программе контроля, представлены в полном объеме; оформлены в дела (в соответствии с номенклатурой), достаточно систематизированы.
Приказы директора по исполнению решений педагогического совета и совета школы в основном выполняются.
Руководитель структурного подразделения участвует в работе различных творческих групп по разработке документов, регламентирующих учебную и учебно-методическую работу в соответствии с приказом директора.
Учебно-методическое обеспечения программ в основном соответствует установленным требованиям
Слайд 162Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Ниже среднего - критический
Результаты работы частично соответствуют требованиям
должностной инструкции.
Материалы, обозначенные в программе контроля, представлены не в полном объеме; частично оформлены в дела (в соответствии с номенклатурой), недостаточно систематизированы.
Приказы директора по исполнению решений педагогического совета и совета школы выполняются не в полном объеме.
Учебно-методическое обеспечения программ не в полном объеме соответствует установленным требованиям.
Слайд 163Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Недопустимый
Результаты работы в целом не соответствуют требованиям должностной
инструкции. Материалы, обозначенные в программе контроля, представлены частично; в большей своей части не оформлены в дела (в соответствии с номенклатурой), не систематизированы.
Приказы ректора по исполнению решений педагогического совета и совета школы выполняются частично.
Учебно-методическое обеспечения программ частично соответствует установленным требованиям.
Слайд 164Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Выше среднего
Результаты работы полностью соответствуют требованиям должностной инструкции.
Материалы, обозначенные в программе контроля, представлены в полном объеме; оформлены в дела (в соответствии с номенклатурой), оптимально систематизированы.
Культура оформления материалов – высокая.
Приказы директора по исполнению решений педагогического совета и совета школы выполняются в полном объеме.
Руководитель структурного подразделения результативно участвует в работе различных творческих групп по разработке документов, регламентирующих учебную и учебно-методическую работу .
Учебно-методическое обеспечения программ соответствует установленным требованиям
Слайд 165Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Высокий
Результаты работы полностью соответствуют требованиям должностной инструкции.
Материалы,
обозначенные в программе контроля, представлены в полном объеме; оформлены в дела (в соответствии с номенклатурой), оптимально систематизированы.
Культура оформления материалов – высокая.
Материалы используются для управления качеством реализуемых программ (наличие аналитических материалов, перечня вопросов качества реализуемых программ на заседаниях кафедр или методических объединений). На кафедрах (методических объединениях) имеются дополнительные разработки, инициативы по основным направлениям деятельности.
Приказы директора по исполнению решений педагогического совета и совета школы выполняются в полном объеме. Руководитель структурного подразделения активно, проявляя инициативу, и результативно участвует в работе различных творческих групп по разработке документов, регламентирующих учебную и учебно-методическую работу.
Учебно-методическое обеспечения программ в полном объеме соответствует установленным требованиям, руководитель структурного подразделения проявляет инициативу по разработке авторских методических и дидактических материалов (в т.ч. цифровых образовательных ресурсов).
Слайд 166Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Этапы контроля
1. Этап А – установление стандартов:
Определить временные
рамки;
Определить критерии, по которым оцениваются работа.
2. Этап Б – сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами:
Определить, насколько достигнутые результаты соответствуют ожиданиям;
Определить допустимость отклонений;
Определить масштаб отклонений, измерение результатов, передача информации и ее оценка.
3. Этап В – принятие необходимых корректирующих действий:
Ничего не предпринимать;
Устранить отклонение;
Пересмотреть стандарт.
Слайд 167Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Анализ произведенных изменений
по мере завершения каждого из запланированных
этапов развития ОС, включая в том числе (и в первую очередь) весь горизонт планирования, для успешного осуществления следующих этапов необходим анализ произведенных изменений, обобщение опыта развития, который должен использоваться при разработке стратегии и тактики дальнейшего управления ОС
Слайд 168Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Принципы анализа
А) принцип объективности – объективное содержание научного
знания чтобы определить истинное положение дел;
Б) принцип детерминизма – утверждает причинную обусловленность всех явлений, является основой построения причинно - следственных связей;
В) принцип развития – для достижения эффективного результата в изучаемом объекте надо рассматривать его с позиций качественных и количественных изменений (прошлое, настоящее и будущее, дельта прироста);
Г) принцип системного подхода – видение объекта как целостного образования, как системы, с её компонентами и связями между ними;
Д) принцип главного звена – не фиксировать все увиденное, а найти главное, что существенно влияет на анализируемое явление. Определив его можно нейтрализовать действие других факторов;
Е) принцип единства анализа и синтеза – анализ предполагает не только расчленение и дифференциацию содержания изучаемых объектов, но и их синтез и обобщение (показ единства и взаимной обусловленности).
Слайд 169Менеджмент в сфере образования
г.Аша
*
Логика изложения имеющегося материала:
Вы определяете тезис (через цели
и задачи анализа);
Раскрываете содержательный аспект этого тезиса;
Находите положительное и отрицательное в разрешении данного вопроса;
Выявляете проблемы;
Определяете задачи
Итак, это – общая схема анализа. Ее необходимо придерживаться как при сборе информации, так и при подготовке итогового доклада (справки)
Слайд 170Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Задание для самостоятельной работы. В последней колонке таблицы
попытаться на основе одном из имеющихся аналитических документов привести примеры, записав их как ответы на поставленные вопросы, т.е. произвести сопоставление своего анализа с предложенным алгоритмом. Определить типы производимого анализа (согласно классификации).
Слайд 171Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Рекомендации
к составлению аналитической справки
Основные требования к справке
1.
Четкость построения
2. Логическая последовательность изложения материала
3. Аргументированность
4. Точность оценок, исключающих возможность их субъективного толкования.
Структура справки
1 часть – вводная (опорные вопросы: Что? Кем? Когда? Зачем?)
2 часть – аналитическая (опорные вопросы: Что и по каким причинам?)
3 часть – заключительная (опорный вопрос: Что рекомендуется?)
Слайд 172Менеджмент в сфере образования
г.Аша
1. Вводная часть:
предмет изучения;
сроки изучения;
тема проверки;
цель и программа
проверки;
кто проверяет;
объем проделанной работы.
2. Аналитическая часть:
общая характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки;
достоинства и недостатки его решения;
факторы или условия, а также причины появления положительных или отрицательных сторон анализируемого объекта или явления. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение результатов.
Таким образом, в этой части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств в решении каждого из вопросов программы.
Слайд 173Менеджмент в сфере образования
г.Аша
3. Заключительная часть:
обобщить результаты анализа, сделать выводы;
определить конкретные
рекомендации с указанием сроков исполнения;
указать сроки и формы подведения итогов.
4. Подпись составителя справки, дата составления справки.
Справка может содержать приложения:
результаты наблюдения, опроса, анкетирования;
результаты контрольных срезов;
результаты изучения документации;
указатель литературы и др.
Слайд 174Менеджмент в сфере образования
г.Аша
Задание для самостоятельной работы. Напишите эссе на предложенную
тему:
«Контроль: объять необъятное?»
«Каждый должен нести свой чемодан»
«Спросите самого себя: «Отчет или анализ?»
Слайд 175Менеджмент в сфере образования
г.Аша
РАЗДЕЛ 2. Человек в организации: основы кадрового
менеджмента
Тема 4. Менеджер организации
Менеджер. Личностно-профессиональная характеристика менеджера. Подходы к определению факторов, обусловливающих эффективную деятельность менеджера (личностный, ситуационный и интегративный). Стиль управления менеджера. Конфликтность руководителя как фактор эффективности деятельности организации. Имидж руководителя. Власть и партнерство в деятельности менеджера. Окружение организации. Составляющие микро- и макроокружения образовательной организации. Факторы эффективности менеджмента.
Тема 5. Руководство коллективом организации
Руководство персоналом организации как ключевое направление деятельности современного менеджера. Коллектив и его характеристики. Структура и развитие взаимоотношений между членами коллектива. Управление человеком и управление группой. Динамика групп и лидерство. Стимулирование деятельности сотрудников организации (управление трудовой мотивацией). Мотивация деятельности. Теории мотивации. Применение теорий мотивации в управлении. Формирование и развитие организационной культуры.
Тема 6. Управление конфликтами в организации
Сущность конфликта. Причины возникновения конфликтов в организациях.
Типология конфликтов. Управление конфликтами в организации, методы их предотвращения и разрешения.
РАЗДЕЛ 3. Управление организацией: основные функции
Тема 7. Планирование как функция управления
Сущность планирования. Взаимосвязь функции планирования с другими функциями управления. Содержание планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
Разработка системы планов в организации. Использование руководителем вариативных форм планирования. Партисипативное планирование в современной организации.
Тема 8. Организация как функция управления
Сущность функции организации. Взаимосвязь функции организации с другими функциями управления. Проектирование организационной структуры, его этапы. Характеристики организационной структуры. Типы организационных структур. Реализация организационных механизмов (регламентирование, нормирование, инструктирование и делегирование).
Тема 9. Контроль как функция управления
Сущность функции контроля. Взаимосвязь функции контроля с другими функциями управления. Этапы процедуры контроля. Виды и формы контроля деятельности организации. Характеристики современного контроля.
Координация деятельности организации. Содержание и механизм реализации координационной функции в управлении образовательной организацией.
РАЗДЕЛ 4. Организационные процессы: коммуникация и принятие решения
Тема 10. Коммуникации в управлении организацией
Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные и организационные коммуникации. Коммуникации между уровнями и подразделениями организации. Коммуникации между организацией и ее средой. Использование информационных технологий в процессе организационной коммуникации.
Тема 11. Принятие решений в процессе управления
Управленческое решение. Функции решения в методологии и организации процесса управления. Типология управленческих решений. Структура процесса принятия управленческих решений. Методы принятия решения (индивидуальные и групповые). Условия и факторы качества управленческих решений. Управленческие решения и этика. Факторы эффективности менеджмента.