Слайд 1Курс лекций
ПМ 05. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих
11711 Горнорабочий на маркшейдерских работах
Часть 3. Шахтный и карьерный транспорт
Раздел 1. Некоторые понятия из геологии, горного дела, геодезии и маркшейдерии
Тема 1.2. Общие сведения о горных работах
Автор : преподаватель Тихонова О.Н.
ГБПОУ ИО Бодайбинский горный техникум
Слайд 2Шахтный и карьерный транспорт
Шахтный транспорт — комплекс сооружений и устройств, предназначенный
для приёма и перемещения различных грузов и людей на подземных горнодобывающих предприятиях.
Чукикамата — самый большой карьер в мире
Угольный разрез
Слайд 3Шахтный и карьерный транспорт
В задачи шахтного транспорта входит:
Слайд 4Шахтный и карьерный транспорт
Карьерный транспорт предназначен для перемещение карьерных грузов.
Основной карьерный груз
— горная масса (полезное ископаемое или пустые породы), начальный пункт — забой, конечный — место разгрузки (отвалы для пустых пород, некондиционных руд и приёмные бункера погрузочных станций, дробильные, обогатительные, фабрики, склады — для полезного ископаемого).
Слайд 5Шахтный и карьерный транспорт
Шахтный и карьерный транспорт включает:
Слайд 6Шахтный и карьерный транспорт
Перемещение горной массы по подземным выработкам осуществляют следующим
транспортом
Слайд 7Шахтный и карьерный транспорт
В горных выработках наиболее распространен рельсовый транспорт —
откатка в вагонетках по рельсовым путям.
Этот вид транспорта широко применяется также для перевозки материалов, оборудования и людей.
Слайд 8Шахтный и карьерный транспорт
Рельсовый путь состоит из рельсов, элементов скрепления рельсов
между собой и со шпалами, шпал и балластного слоя, на который уложены шпалы. В почве выработки, на которую укладывают рельсовый путь, проводят водоотводную канавку.
Слайд 9Шахтный и карьерный транспорт
Шахтные локомотивы разделяют на
электровозы, работающие на постоянном
или переменном токе,
дизелевозы — локомотивы с дизельными двигателями,
гировозы, т. е. инерционные локомотивы,
локомотивы, источником энергии которых является сжатый воздух.
Слайд 10Шахтный и карьерный транспорт
В качестве подвижного состава на рельсовом транспорте применяют
рудничные, шахтные вагонетки и локомотивы.
Вагонетки различают
грузовые, предназначенные для транспортирования насыпных грузов,
пассажирские, служащие для перевозки людей,
специальные — для транспортирования различных вспомогательных грузов.
Слайд 11Шахтный и карьерный транспорт
Конвейерный транспорт — технологический процесс перемещения горных масс с
помощью конвейеров на подземных и открытых разработках, объединяющий конвейеры и вспомогательное оборудование (например, бункеры, питатели), технические средства управления производством работ, а также технического обслуживания и ремонта.
Слайд 12Шахтный и карьерный транспорт
Области эффективного использования конвейерного транспорта:
на подземных работах
— перемещение руд из забоя или от дробильных комплексов до пунктов перегрузки в другие транспортные средства или до обогатительной фабрики на поверхности;
на открытых работах — перемещение до различных пунктов руд и пород, разрабатываемых роторными экскаваторами , а также крепких пород и руд после предварительного дробления .
Слайд 13Шахтный и карьерный транспорт
Погрузочно-доставочные машины ПДМ и погрузочно-транспортные машины ПТМ предназначены
для перевозки горной массы в ковше на весу к месту разгрузки. ПДМ применяются в горных выработках с площадью поперечного сечения от 5 до 14 м2 и более.
Слайд 14Шахтный и карьерный транспорт
Подземные экскаваторы с электрическим приводом и вместимостью ковша
1-2 м применяют в комплексе с бульдозерами и автосамосвалами в горных выработках высотой не менее 6 м.
Автосамосвалы используют при доставке горной массы на расстояние 300-1000 м и более; их грузоподъемность составляет 40-50 т, все автосамосвалы оснащают системой очистки выхлопных газов.
Слайд 15Шахтный и карьерный транспорт
Подъем горной массы на земную поверхность через шахтные
стволы производят в вагонетках, размещаемых в подъемных устройствах — клетях, в специальных подъемных сосудах — скипах, ленточными конвейерами по наклонным шахтным стволам, гидротранспортом — непрерывным потоком от забоя. Перемещение грузов по вертикальным и наклонным шахтным стволам в клетях и скипах осуществляют подъемными установками с подъемными машинами.
Слайд 16Шахтный и карьерный транспорт
Подъемные установки классифицируют:
по назначению - на главные
или грузовые, вспомогательные или грузолюдские;
по типу ствола шахты - на вертикальные и наклонные;
по числу канатов - на одноканатные и многоканатные;
по типу органов навивки - на установки c постоянным радиусом навивки и c переменным радиусом навивки;
по типу подъёмных сосудов - на скиповые, клетевые, скипо-клетевые, бадейные.
Слайд 17Шахтный и карьерный транспорт
Cхемы подъёмных установок для вертикальных стволов: a -
одноканатная (барабанная) клетевая; б - одноканатная (барабанная) скиповая; многоканатная скиповая co шкивом трения; двухканатная;
1 - подъёмная машина; 2 - подъёмные канаты; 3 - копровые шкивы; 4 - клети; 5 - скипы; 6 - погрузочный (аккумулирующий) бункер; 7 - погрузочно-дозировочное устройство.
Слайд 18Шахтный и карьерный транспорт
На открытых горных работах выемочно-погрузочные операции выполняют экскаваторами,
погрузчиками, колесными скреперами и другими машинами.
Транспортирование горной массы в основном осуществляют железнодорожным, автомобильным, воздушно-канатным, конвейерным и гидравлическим транспортом.
Слайд 19Шахтный и карьерный транспорт
Погрузка горной массы на карьерах производится экскаваторами, которые
разделяются на одноковшовые и многочерпаковые.
Важнейшие типы одноковшовых экскаваторов — прямая и обратная механическая лопата и драглайн. У механической лопаты ковш жестко скрепляется с рукоятью. У драглайна ковш подвешивается к стреле на стальном канате.
Слайд 20Шахтный и карьерный транспорт
Для добычи мела или глины эффективно применение роторных
многочерпаковых экскаваторов, работающих в паре с передвижным промежуточным транспортером на гусеничном ходу, передающим сырье на стационарный транспортер, идущий параллельно фронту добычи.
Слайд 21Шахтный и карьерный транспорт
Автотранспорт используют при удалении карьера от завода на
расстояние до 8 км, при расположении карьера не на равнине или при разработке карьера в несколько уступов.
При расстоянии карьера от завода 8- 10 км и ровном рельефе применяют железнодорожный транспорт.
Слайд 22Шахтный и карьерный транспорт
При расстоянии карьера от завода более 10 км
применяют ленточные конвейеры, которые при установке в укрытие (галерею), для защиты от дождя и ветра, являются наиболее экономичным видом транспорта. При мягком высоковлажном сырье ленточные транспортеры и канатные дороги не применяют из-за налипания материала. При использовании подвесных дорог или ленточных конвейеров дробильные отделения переносятся на карьер.
Карьерная дробильная установка.
Канатно-ленточная конвейерная система общей длиной в 51,4 км (Австралия).
Слайд 23Шахтный и карьерный транспорт
Гидротра́нспорт поле́зных ископа́емых — перемещение супычих и жидких материалов
по трубам с помощью потока воды.
При использовании мягкого пластичного сырья (мела, глины, суглинка, мягких мергелей) при мокром способе производства экономичен гидротранспорт, который характеризуется полной поточностью, простотой оборудования и обслуживания.