Слайд 1Кураторский час
Толерантность
Слайд 2Цель
Сформировать понятие толерантности, развивать у студентов идею терпимого взаимодействия в социуме
посредством практических упражнений-тренингов
воспитание толерантности, чувства такта, умения принимать позицию другого человека, развитие умения создавать благоприятную атмосферу для разговора воспитание толерантности и уважения к жизненной позиции другого человека, активизация творческих способностей студентов
Слайд 3План
1. Понятие толерантности.
2. Значимость и актуальность формирования толерантности для современного
общества.
3. Самостоятельная работа студентов
Написать мини-сочинение на тему: «Толерантность во взаимоотношениях людей» (подготовительный этап).
4. Беседа.
Слайд 4Толерантность
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение.
Потому что уважение студентов к людям другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем - вот одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Слайд 5Вопросы для беседы
1. Что такое толерантность и в чем состоит ее
общественное значение?
2. Что такое интолерантность, каковы ее признаки?
3. В чем состоят последствия интолерантности?
4. Основные принципы толерантности.
Слайд 6Б. Шоу
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой,
как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Слайд 7Вступительное слово куратора
О многообразии мира: Наш мир многообразен и в то
же время един. Так случилось, что на земле живет множество народов, сложились различные культурные сообщества. Терпимость к другому человеку, нации или культуре является одной из предпосылок гармонии в современном мире.
Такие известные международные организации как ООН и ЮНЕСКО призывают людей всего мира жить, основываясь на принципах свободы, справедливости, демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия. Такой тип социальных отношений предусматривает предотвращение конфликтов на ранней стадии их развития путем установления диалога и ведения переговоров.
Поведение людей, которым удается избегать ссор, конфликтов, войн называют толерантным.
Слайд 8Понятие
Толерантность – слово заимствованное, а поэтому мало понятное.
Ближайшие синонимы: терпимость,
уважение к чужому мнению, лояльность
Основой толерантности как качества личности является признание права на отличие.
Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценностей и культуры представителей другой национальности и веры.
Слайд 9Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает
быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
Слайд 10Интолерантность
Интолерантность – это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими
(иными) людьми; интолерантность проявляется через конфликтное, агрессивное поведение.
Слайд 11Правовые документы, регламентирующие внедрение идей толерантности в практику:
«Декларация принципов толерантности», «Федеральная
программа по профилактике экстремизма и терроризма», «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав человека».
Слайд 12Задание:
Проанализируйте слова французского писателя Антуана де Сенкт-Экзюпери: «Если я чем-то на
тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю»
Слайд 13Вывод
Каждый человек уникальная личность, что в чем-то он совершенно не подражаем
и вне всякой конкуренции
Слайд 14Задание
Куратор предлагает студентам подумать над тем, что каждый из них действительно
является «подарком» для человечества.
Каждый студент аргументирует свое утверждение, например: «Я подарок для человечества, так как я…» – и так каждый… - все члены группы
Слайд 15Творческое задание
Попытайтесь создать свою эмблему толерантности – групповая работа – три
группы
Определите, что общего в ваших эмблемах?
Слайд 17Ответы
Наши эмблемы объединяются сущностью понятия «толерантность»:
культура мира
терпение
доверие
рука помощи
дружба народов
терпимость к различиям
доброжелательность
принимать других такими, какие они есть, так как каждый индивидуален.
Слайд 18Посмотрим, что из этого получится?
Когда в группе создан комфортный микроклимат, ее
участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Игры — один из самых эффективных способов создания такой атмосферы. Они дают ведущим возможность использовать психологическую энергию игры в запланированных учебных процессах.
Игры могут значительно усилить мотивацию участников, способствуют пониманию сложных взаимосвязей. Они помогают социализации и развитию личности участников и дают им возможность проверить на практике, развить и интегрировать различные убеждения, навыки и способности. Применение игр позволяет ведущим полнее реализовывать широкий спектр учебных целей. Они в равной степени затрагивают разум и чувства человека, отвечают его потребности в движении. Однако прежде всего игры доставляют удовольствие. В свою очередь удовольствие — лучший ответ на вопрос о мотивации. Это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к риску и импровизации — все то, благодаря чему работа в группе становится более спонтанной, концентрированной и полной сюрпризов.
Слайд 19Тренинги
Игры, которые сплачивают
Если человек учится или работает с увлечением, он получает
удовольствие.
Слайд 20Основные принципы толерантности: разве они такие?
Слайд 21Тренинг «Мировое приветствие»
Поприветствуйте друг друга без слов принятыми в разных странах
способами
Россия – объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки.
Китай – легкий поклон со скрещенными на груди руками.
Франция – рукопожатие и поцелуй в обе щеки.
Индия – легкий поклон, ладони вытянуты по бокам.
Япония – легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам.
Испания – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера.
Германия – простое рукопожатие и взгляд в глаза.
Малайзия – мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев.
Эскимосская традиция – потереться друг о друга носами.
Слайд 22Тренинг «Я - хороший, ты – хороший»
Участники находятся в кругу, у
ведущего в руке мяч. Ведущий подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество, начинающееся на первую букву имени. Затем кидает мяч другому и называет положительное качество этого человека, начинающееся на первую букву его имени. Мяч должен побывать у всех .
Беседа:
1. Какие чувства вы испытывали, когда мяч оказался у вас в руках и было необходимо назвать свое положительное качество?
2. Какие чувства испытали, когда вы делали комплимент другому?
3. Какие чувства испытывали, когда комплимент сделали вам?
Слайд 23Тренинг «Рюкзачок успеха»
Ведущий объясняет участникам, что для того, чтобы в жизни
добиться успеха, нужно уметь прежде всего правильно общаться с людьми. Но это очень сложно. Общение с другими людьми требует наличия у человека разных качеств.
Куратор предлагает студентам собрать "рюкзачок успеха". Для этого каждый студент на отдельном листочке записывает два качества: первое помогает ему добиться успеха в общении, а второе – мешает. Затем все листочки подписываются и собираются в один яркий рюкзачок. Далее работа может проходить по одному из вариантов.
Слайд 24Варианты работы
I вариант – куратор по одному листочку достает из рюкзака,
зачитывает написанное, а студенты определяют "обладателя" этих качеств;
II вариант – рюкзачок открывается через небольшой отрезок времени, и происходит анализ изменений в каждом студенте: остались ли хорошие качества, смог ли студент избавиться от плохих.
Слайд 25Беседа
1. Что показалось сложным в этом упражнении?
2. Кем считаете себя –
пессимистом или оптимистом?
3. Что вы понимаете под словом "успех"?
4. Как вы собираетесь развивать свои положительные качества и бороться с отрицательными?
Слайд 26Тренинг «Как быть толерантным в общении»
Каждый из нас время от времени
попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций – кто-то обижается, кто-то "дает сдачи", кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Участники должны разыграть эту сцену. Используя предложенную ниже схему, "обиженный" попытается достойно выйти из ситуации. Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Слайд 28Схема достойного выхода из ситуации:
1. Начни разговор с конкретного и точного
описания ситуации, которая тебя не устраивает: "Когда ты накричала на меня при ребятах…"
2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: "… я почувствовал себя неудобно…"
3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: "… поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…«
4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: "… тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".
Слайд 29Обсуждение
участники группы высказывают свое мнение о том, чей выход из ситуации
оказался наиболее удачным и почему
Слайд 30Рефлексия
Какие чувства вы испытывали по время тренингов?
Легко ли было выполнять условия
тренинга?
Что дал вам кураторский час?