Слайд 1Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
кафедра человековедения и физической культуры
«Конфликтологическая компетентность как составляющая профессиональной культуры педагога»
Московская обл. г.Волоколамск
МОУ «ВСОШ №2 г.Волоколамска»
Учитель технологии
первой категории Шипелов Е.И.
Слайд 2Слово «конфликт» (от лат. – conflictus – «столкновение») означает столкновение противоположных
интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласие, спор, грозящий осложнениями.
Конфликты – созидательные
разрушительные
Слайд 3В психологии под конфликтом понимают одновременное действие противоположных тенденций, мотивов и
интересов.
Обусловлены:
социально-экономическими противоречиями, системой общественных отношений;
2) психологическими особенностями личности, ее поведением, устремлениями.
Слайд 4Конфликты могут быть -
парными,
- межгрупповыми,
- скрытыми,
- открытыми,
- внутри- и
- межличностными.
Слайд 5Внутриличностный конфликт – это внутренняя борьба мотивов, выбор цели и поведения.
Внутриличностный
конфликт может быть:
созидательным
разрушающим.
Слайд 6При межличностных конфликтах сталкиваются
интересы личностей,
их взгляды,
нормы
поведения,
отношение к тем или другим ситуациям.
Слайд 7Классификация причин конфликтов
1. Организационно-творческие порождаются слабой
организацией труда, в частности педагогического и учащихся; стилем общения друг с другом и с учащимися; игнорированием условий жизнедеятельности коллектива.
Известно, что «кто хочет работать, учиться, ищет способы, а кто не хочет, ищет предлог не делать ничего».
Слайд 8Конфликты неизбежны там, где:
нет перспективы творческого роста,
не уточнены функциональные обязанности,
установлены непродуманные
и нереальные нормы работы, критерии оценки труда,
не разработаны системы морального и материального поощрения,
отсутствует необходимая для работы и учебы информация.
Слайд 9 2. Личностные конфликты возникают на основе
характерологических и ситуативных предпосылок.
К характерологическим относятся устойчивые, предрасполагающие к столкновению с окружающими черты характера: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчинить себе.
Ситуативные предпосылки для конфликтов:
чувство неуверенности и неопределенности в реализации своих возможностей;
недостаточная или искаженная информированность;
непризнание коллег;
отрицательная реакция на сложившуюся ситуацию.
Слайд 10 3. Поведенческие конфликты формируются в процессе
общения и в тех случаях, когда ожидания обмануты, слова расходятся с делом.
Некоторые причины конфликтных ситуаций в педагогической деятельности:
перегрузка педагогов и учащихся, завышенные требования;
неудачное расписание;
рассогласование личных интересов с общественными;
избыточная эмоциональная реакция. Неадекватность реакции значимости причины, обусловливающей данную реакцию;
недостаточная информированность о данном событии;
незаслуженное обвинение, бездушие, оскорбление человеческого достоинства. Недостаток воспитания в целом;
отсутствие четких примеров оценки работы педагогов, знаний и умений учащихся, т.е. отсутствие благоприятного психологического климата для работы и учебы.
Слайд 11Система профилактики конфликтов.
Зная основные виды конфликтов
и их причины , можно продумать и систему профилактики конфликтов. К ним относится прежде всего учет характера человека.
Доминантный характер: жесткий, напористый, решительный, самоуверенный, т.е. он действует по принципу «хочу и буду», то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в ссору.
Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется, терпеливо сносит, когда его перебивают. Он нуждается в поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя (как педагога) и в него самого. Ни в коем случае не кричать (крик и педагог – несовместимые понятия).
Встречаются ригидные люди, которые не любят, чтобы их перебивали, с ними необходимо педагогическое терпение.
Слайд 12 Каждому педагогу необходимо умение определять характер учащегося и
выбирать стиль общения с ним.
Экстраверт расположен к общению, для него непонятно, как это другой избегает общения, его дружелюбие может быть поверхностным. Он – соловей, слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Его «перехлесты» лучше умерить беззлобной иронией, ибо экстраверт особенно чувствителен к ироническому тону, боится выглядеть смешным.
Интраверт любит одиночество, уходит в себя. С ним полезно держаться учтиво, даже немного суховато, обсуждать вопросы профессиональные и абстрактные, стараться побольше молчать и быть готовым к затяжным паузам.
Слайд 13К эффективным профилактическим средствам легко можно отнести ряд правил:
- замечание лучше
делать наедине и по принципу: «да, да, но…». Это поможет выявить причину конфликта;
- предоставлять ссорящимся психологическую паузу, она снимает эмоциональный накал и заставляет обратиться к рассудку;
- не отвергать сразу и резко точку зрения другого;
- свой неверный шаг лучше признать как можно быстрее и решительнее, опередив возможную критику;
- дискутировать в доброжелательном тоне, начиная с вопросов, мнения по которым совпадают;
- обсуждать с коллегами или учащимися пути выхода из конкретной ситуации;
- использовать «эффект отказа», по К. С. Станиславскому, т.е. отказаться от недостатков человека и искать, что в нем есть хорошего. Это поможет установить доброжелательные отношения;
- быть вежливым, вежливость снимает напряженность во взаимоотношениях;
- аргументировать поступки, а не давать оценку личности, т.е. обсуждать поступки, а не личность, совершившую их.
Слайд 14Конфликты быстро решаются при условии:
признания позиции или превосходства одной стороны
и подчинения ее другой;
согласия на основе взаимных уступок при сохранении своих основных несхожих позиций;
взаимного согласия за счет формирования общих интересов.
Слайд 15Различают три уровня разрешения конфликтов:
1. Немедленное срочное вмешательство, когда
нет времени и возможности долгое время разбираться со взаимными претензиями сторон, их требованиями, интересами, основаниями, ценностями. просто надо «развести» конфликтующие стороны и начать с ними «переговоры», вести открытый разговор.
2. Достигнутое «перемирие» делает возможным углубленные переговоры, направленные уже на принципиальное разрешение конфликта.
3. Профилактика конфликтов, своевременное раскрытие, обнаружение неизбежных конфликтов и введение их в конструктивное русло разрешения.
Слайд 16Каждому педагогу полезно ознакомиться с рекомендациями Д.Карнеги «Как расположить к себе
собеседника».
Вот основные из них.
Когда говорите сами:
следите, чтобы слушающий вас понимал;
подбирайте слова, соответствующие подготовке собеседника;
прежде чем высказать указание, обдумайте его;
распоряжение должно быть максимально кратким по форме;
высказывайте мнение как можно определеннее;
поощряйте вопросы;
снижайте или наоборот усиливайте аргументы собеседника;
старайтесь, чтобы подчиненные не во всем соглашались с вами;
наблюдайте, какое впечатление производит ваша речь.
Слайд 17Когда слушаете собеседника:
не спешите прервать разговор или сказать что-либо наперекор;
смотрите собеседнику глаза;
не отвлекайтесь на посторонние разговоры;
запоминайте существенные моменты из сказанного собеседника;
не прекращайте слушать, как бы тяжело это не было;
не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику;
постарайтесь понять, чем вызван спор – различием точек зрения или неодинаковой постановкой вопроса.