Слайд 1КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕТНИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Слайд 3Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО)
– это система
учебно-методических документов, регламентирующих
цели,
ожидаемые результаты,
содержание,
условия,
технологии реализации образовательного процесса,
системы оценки качества подготовки выпускника
Слайд 4КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
- подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в
качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Слайд 5Компетенция
- это способность применять знания, умения и личностные качества для
успешной деятельности в определенной области.
Слайд 6Возможная структура компетенции
Знания
Умения
Навыки
Ценностные отношения
Личностные характеристики
Слайд 7РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Усвоенные знания, умения и навыки и освоенные компетенции.
формулировка того, что,
как ожидается, будет знать, понимать и/или в состоянии продемонстрировать учащийся по окончании образовательного процесса (например, лекции, дисциплины, модуля или ООП в целом.
Слайд 8МОДУЛЬ
- часть образовательной программы (или учебной дисциплины), которая имеет определенную логическую
завершенность по отношению к установленным целям и результатам образования
Слайд 9ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- совокупность организационных форм, педагогических методов, средств, а также социально-психологических,
материально-технических ресурсов образовательного процесса, создающих комфортную и адекватную целям воспитания и обучения образовательную среду, содействующую формированию всеми или подавляющим большинством студентов необходимых компетенций и достижению запланированных результатов образования
Слайд 10
ч. 2 Проектирование ООП
3-го поколения
Слайд 11Структурные элементы ООП
Общие положения
Характеристика профессиональной деятельности выпускников ООП
Требования к результатам освоения
ОПП (компетенции выпускника)
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП
5. Требования к условиям реализации ООП
6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных (социально-личностных) компетенций выпускника
7. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся
Слайд 154.Документы,
регламентирующие
содержание и
организацию образовательного
процесса при реализации
ООП
Календарный учебный план
Учебный план
Учебные программы
дисциплин/модулей
Программы практик
Методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий
Слайд 18Требования к результатам освоения ООП
1. Нормативно-методическое обеспечение
системы оценки качества освоения обучающимися;
2.
Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации;
3. Итоговая государственная аттестация
выпускников ООП (Положения и др.)
Слайд 19ч.4. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПЛАНА
КАК КОМПОНЕНТА ООП
Слайд 22Матрица соотнесения компетенций
(ПРОДОЛЖЕНИЕ)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Слайд 24ОБОБЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Указываются общие для данной ООП методы и средства
организации и проведения образовательного процесса
Слайд 265. Рекомендации по использованию образовательных технологий
5.1. Формы, методы и средства организации
и проведения образовательного процесса (общие для всех профилизаций основной образовательной программы бакалавра).
а) формы, направленные на теоретическую подготовку:
– лекция;
– семинар;
– лабораторная работа;
– самостоятельная аудиторная работа;
– самостоятельная внеаудиторная работа;
– консультация;
б) формы, направленные на практическую подготовку:
– практическое занятие;
–экскурсия;
– учебная и производственная практика;
– курсовая работа;
– выпускная работа.
Слайд 275.2. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных
на теоретическую подготовку.
Лекция. Можно использовать различные типы лекций: вводная, мотивационная (возбуждающая интерес к осваиваемой дисциплине); подготовительная (готовящая студента к более сложному материалу); интегрирующая (дающая общий теоретический анализ предшествующего материала); установочная (направляющая студентов к источникам информации для дальнейшей самостоятельной работы).
Содержание и структура лекционного материала должны быть направлены на формирование у студента соответствующих компетенций и соотноситься с выбранными преподавателем методами контроля и оценкой их усвоения.
Слайд 28Семинар.
Эта форма обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при
освоении теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать семинарские занятия при освоении дисциплин гуманитарно-социально-экономического, математико-естественнонаучного и профессионального циклов (профильные дисциплины).
Слайд 29Лабораторная работа (Практикум)
должна помочь практическому освоению научно-теоретических основ
изучаемых дисциплин, овладению техникой эксперимента, освоению основных методов работы в области профилизации
Рекомендуется разработка и внедрение инновационных образовательных технологий: деловых игр, эссе, диспутов и др., направленных на формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций.
Слайд 30Самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов при освоении учебного материала. Самостоятельная
работа может выполняться студентом в читальном зале библиотеки, в учебных кабинетах (лабораториях), компьютерных классах, а также в домашних условиях. Организация самостоятельной работы студента должна предусматривать контролируемый доступ к лабораторному оборудованию, приборам, базам данных, к ресурсу Интернет. Необходимо предусмотреть получение студентом профессиональных консультаций, контроля и помощи со стороны преподавателей.
Самостоятельная работа студентов должна подкрепляться учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, учебным программным обеспечением.
Слайд 315.3. Рекомендации по использованию форм и средств организации образовательного процесса, направленных
на практическую подготовку.
Практическое занятие. Эта форма обучения направлена на практическое освоение и закрепление теоретического материала, изложенного на лекциях. Рекомендуется использовать практические занятия при освоении базовых и профильных дисциплин профессионального цикла.
экскурсия. Форма обучения, позволяющая познакомить студента с объектами, сведения о которых он получил в теоретической части курса.
Слайд 32
При проведении всех видов учебных занятий необходимо использовать различные формы текущего
и промежуточного (рубежного) контроля качества усвоения учебного материала: контрольные работы, индивидуальное собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен, защита курсовой или выпускной работы, а также формировать инновационные оценочные средства на основе компетентностного подхода.
Слайд 33Курсовая работа.
Форма практической самостоятельной работы студента, позволяющая ему освоить один из
разделов образовательной программы (или дисциплины). Рекомендуется использовать курсовые работы при освоении базовых и профильных частей профессионального цикла ООП бакалавра
Слайд 34Выпускная работа бакалавра
является учебно-квалификационной работой . Её тематика и содержание должны
соответствовать уровню компетенций, полученных выпускником, в объеме цикла профессиональных дисциплин (с учетом профилизации). Работа должна содержать самостоятельную исследовательскую часть, выполненную студентом, как правило, на материалах, полученных в период прохождения производственной практики
Слайд 35Структура программ учебных дисциплин
Слайд 38Структура и содержание учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет _____
зачетных единиц, _______ часов.