Слайд 2Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и
услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
Слайд 3Коммерческие риски возникают из-за следующих основных причин:
-снижение объемов реализации в результате
падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;
-повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
-непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);
-потери товара;
-потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
-повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.
Слайд 4Коммерческий риск включает в себя:
1.риск, связанный с реализацией товара (услуг) на
рынке;
2.риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
3.риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
4.риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
5.риск форс-мажорных обстоятельств.
Слайд 5Классификация коммерческих рисков
По структурному признаку коммерческие риски делятся на:
- имущественный;
- производственный;
-торговый;
- маркетинговый;
- деловой;
- финансовый.
Слайд 6Имущественные риски - это риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя
по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т.п.
Слайд 7Производственные риски - риски, связанные с вероятностью (возможностью) невыполнения предприятием своих
обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкpoтства.
Слайд 8В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:
· риск полной
остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при данной технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;
· риск не дополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;
· риск не заключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной не реализации;
· риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;
· риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
· риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;
· ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);
· риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия.
Слайд 9Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки
платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недоставки товара и т.п.
Слайд 10Маркетинговые риски связаны с возможностью получения убытка по причине снижения конкурентоспособности
продукции фирмы в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной политики и т.д.
Слайд 11Деловой риск определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной
и инновационной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др.
Слайд 12Финансовые риски связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств).
Особенностью финансовых рисков является вероятность наступления ущерба в результате проведения какой-либо операции, которая осуществляется в финансово-кредитных или биржевых сферах.
Слайд 13Анализ коммерческих рисков
Основная задача анализа коммерческих рисков - это сведение к
разумному минимуму влияния негативных факторов на результаты деятельности компании.
При проведении анализа коммерческих рисков в обязательном порядке анализируются следующие риски:
-риск признания сделки недействительной;
-риск неисполнения компанией своих обязательств;
-риск неверного определения цены сделки вследствие наличия скрытых обязательств (налоговых, договорных и пр.), а также вероятного их возникновения;
-риск утраты активов после заключения сделки и т. п.
Слайд 14Страхование коммерческих рисков
Не зря считается, что страхование коммерческих рисков – это
один из наиболее сложных видов страхования. Дело в том, что данный вид страхования призван возместить страхователю коммерческие риски в случае, если оговоренные в договоре страхования операции за четко установленный период не дадут той окупаемости, которая определена заранее в договоре.
Обычно договор страхования коммерческих рисков учитывает следующие риски:
- неблагоприятные изменения конъюнктуры рынка;
- невыполнение контрактов деловыми партнерами, заказчиками, клиентами страховщика;
- различные непредвиденные обстоятельства (форс-мажор).
Слайд 15В качестве срока страхования сторонами договора предусматривается срок окупаемости капитальных вложений
предпринимателя в определенный бизнес проект.
Страхователь старается максимально сократить срок окупаемости, это связано увеличением доходности его деловых операций. Страховщик же, напротив, стремится этот срок увеличить, ведь в данном случае его риски, вытекающие в уплату страховой суммы страхователю, сводятся к минимуму.
Поэтому в данном случае стороны руководствуются не только общими сведениями о бизнес проекте и расчетами номинальных сроков окупаемости, но и личными мотивами, в основе которых лежит сокращение возможных убытков.
Есть у страхования коммерческих рисков и свои особые ограничения. В частности, не страхуется посредническая деятельность, а также вложения в азартные игры. Обычно ограничивается и максимальная сумма возмещения страхователю, это снижает риски страховщика.