Презентация, доклад на тему Ключевые позиции психолога в реализации СИПР

Содержание

Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенокЛ.С. Выготский Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с умственными и физическими

Слайд 1Ключевые позиции психолога в реализации СИПР


Чередниченко М.В.

Ключевые позиции психолога в реализации СИПРЧередниченко М.В.

Слайд 2Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенок
Л.С. Выготский
Право на равенство

возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного мира. Тяжелое положение лиц с умственными и физическими нарушениями, с ТМНР (с тяжелыми и множественными нарушениями развития) – одна из актуальных социальных проблем современной России.
Ребенок с дефектом не есть непременно дефективный ребенокЛ.С. Выготский	Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни

Слайд 3Ключевые позиции психолога в реализации СИПР


Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными

специалистами, предусмотренными штатным расписанием организации и включенными в СИПР.
В групповой форме обучения могут принимать участие все обучающиеся класса или несколько (2 – 4 человека), которым СИПР рекомендована ПМПК.
Малые группы формируются с учетом задач, поставленных в СИПР, и готовности, обучающихся к освоению содержания учебного предмета. Проведение индивидуальных занятий в классе предпочтительно для обучающихся с ТМНР, не готовых к освоению учебного материала в условиях группового обучения.
Кроме того, индивидуальные занятия с обучающимися проводятся учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами с целью психолого-педагогической коррекции нарушений развития ребенка и формирования умений и навыков, предусмотренных СИПР.
Ключевые позиции психолога в реализации СИПР			Психолого-педагогическая работа с ребенком проводится разными специалистами, предусмотренными штатным расписанием организации и

Слайд 4Проведение психолого-педагогического обследования и оценка состояния развития ребенка
В соответствии с Письмом

Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» проводится психолого-педагогическое обследование и оценка состояния развития ребенка с целью последующей разработки СИПР и создания оптимальных условий ее реализации
при поступлении ребенка в образовательную организацию специалисты знакомятся с ним и его семьей (законными представителями), проводят психолого-педагогическое обследование
в процессе психолого-педагогического обследования ребенка участвуют все специалисты, которые составляют и реализуют СИПР
результаты обследования отражаются в протоколах консилиума образовательной организации и обсуждаются командой специалистов при участии родителей (законных представителей) ребенка

Проведение психолого-педагогического обследования и оценка состояния развития ребенка			В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от

Слайд 5Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:
1) беседу с родителями, в ходе которой

выясняется история ребенка; определяется отношение членов семьи к ребенку, их взгляд на его развитие, ожидания от образования, происходит общая ориентация членов семьи в организации образования детей на основе второго варианта АООП, определяется порядок разработки и реализации СИПР;
 2) наблюдение за ребенком. В ходе специально организованной деятельности ребенка специалисты в течение продолжительного периода (до 2-х - 3-х недель) изучают возможности и особенности обучающегося.
В качестве основного метода изучения используется наблюдение, дополнительно могут применяться различные опросники и фрагментарно тесты (например, социограммы Гинцбурга, диагностическая методика РЕР-3 и др.)
В ходе наблюдения выявляются особенности двигательного и сенсорного развития ребенка; устанавливается сформированность базовых учебных действий, речи, действий с предметами и их изображениями, игры, навыков самообслуживания; наличие контакта с детьми и взрослыми; особенности познавательной деятельности и др.;
3) анализ результатов обследования. Итоги обследования отражаются в протоколах и обсуждаются командой специалистов при участии родителей (законных представителей) ребенка.
Специалисты, работающие с конкретным ребенком, совместно с его родителями (законными представителями) представляют собой экспертную группу.
Задачи экспертной группы: разработка СИПР, ее реализация, оценка и анализ результатов освоения индивидуальной программы развития.
Проведенный экспертной группой образовательной организации анализ результатов психолого-педагогического обследования ребенка позволяет дать оценку состояния развития обучающегося и обозначить направления образовательного маршрута.


Психолого-педагогическое обследование ребенка включает:  1) беседу с родителями, в ходе которой выясняется история ребенка; определяется отношение

Слайд 6Психолого-педагогическая характеристика ребенка и ее место в СИПР
Структура характеристики:
1) социальная картина

(семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение членов семьи к ребенку);
2) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3) особенности проявления познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
4) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
5) характеристика поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка;
6) сформированность социально значимых навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, интеллектуальные умения: счет, письмо, чтение, содержание представлений об окружающих предметах, явлениях, самообслуживание, предметно-практическая деятельность;
7) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
8) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
Психолого-педагогическая характеристика является итогом психолого-педагогического обследования ребенка, представляет собой оценку его актуального состояния развития и зоны ближайшего развития, становится основой последующей разработки СИПР и является ее структурным элементом.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка и ее место в СИПРСтруктура характеристики:1) социальная картина (семейное окружение; бытовые условия семьи; отношение

Слайд 7Основные проблемы образования детей с интеллектуальными нарушениями
Все дети, имеющие особые образовательные

потребности, обусловленные особенностями их развития, имеют возможность получить образование. Чем тяжелее нарушения развития учащегося, тем больше возрастает составляющая жизненных компетенций при проектировании СИПР
Основные проблемы образования детей с интеллектуальными нарушениями связаны с отсутствием или недостатком:
системы комплексного сопровождения детей и взрослых с ТМНР
единых государственных требований к образованию детей с ТМНР
подготовленных специалистов для работы с детьми и взрослыми
просвещенности и действенной заинтересованности многих родителей (законных представителей) в вопросах образования детей и взрослых
готовности общества к взаимодействию с людьми с инвалидностью

Основные проблемы образования детей с интеллектуальными нарушениями  	Все дети, имеющие особые образовательные потребности, обусловленные особенностями их

Слайд 8Примерные направления деятельности учителя и специалистов сопровождения при реализации СИПР
На определенный

период (четверть, полугодие, год)
выбираются не более двух приоритетных на данном этапе направлений,
для постановки задач каждое направление разделяется на более мелкие составляющие.
Например, по направлению «Формирование адекватного поведения в учебной ситуации» можно выделить следующие задачи:
научить ребенка поднимать руку перед ответом,
научить ждать и слушать, как отвечает одноклассник,
научить готовиться к уроку в соответствии с расписанием,
соблюдать порядок на парте,
при выходе к доске выполнять задание учителя и возвращаться на свое место и т.д.
При этом важно, чтобы все взрослые (включая тьютора, родителей, всего персонала школы) придерживались одинаковых требований к поведению ребенка, что способствует целостному восприятию ребенка.
Примерные направления деятельности учителя и специалистов сопровождения при реализации СИПРНа определенный период (четверть, полугодие, год)выбираются не более

Слайд 9Коррекция поведенческих проблем

Коррекция поведенческих проблем

Слайд 10Коррекция поведенческих проблем

Коррекция поведенческих проблем

Слайд 11Коррекция поведенческих проблем

Коррекция поведенческих проблем

Слайд 12Коррекция поведенческих проблем

Коррекция поведенческих проблем

Слайд 13Сенсорное развитие
Зрительное восприятие
- фиксация взгляда на лице человека
- фиксация взгляда на

неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа:
- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном слева:
- прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом:
- прослеживание взглядом за движущимся удаленным предметом
Слуховое восприятие
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха:
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча:
- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне талии:
- прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука
Кинестетическое восприятие
- адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре:• холодный • теплый
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по вязкости (клейстер, крупа, вода и т.д.): • густой • жидкий
- адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по фактуре:• гладкий • шероховатый
- адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов
- адекватная реакция на давление на поверхность тела
- адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
Сенсорное развитиеЗрительное восприятие- фиксация взгляда на лице человека- фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка:- фиксация

Слайд 14Альтернативная и дополнительная коммуникация
Коммуникация

- установление зрительного контакта с собеседником

- реагирование на

собственное имя - приветствие собеседника: • жестом (пожать руку) • словом «Привет»

- выражение своих желаний:• жестом • словом «Дай» • предложением «Лена, дай» • жестом • словом «Помоги» • предложением «Лена, помоги»

- выражение просьбы о помощи: выражение согласия: • жестом (кивок головы) • словом «Да»

- выражение несогласия: • жестом (покачать головой из стороны в сторону) • словом «Нет»

- прощание с собеседником: • жестом (помахать рукой) • словом «Пока»
Альтернативная и дополнительная коммуникацияКоммуникация- установление зрительного контакта с собеседником- реагирование на собственное имя - приветствие собеседника: •

Слайд 15Альтернативная и дополнительная коммуникация
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
различение

по именам:
• членов семьи • учащихся класса • педагогов

понимание слов, обозначающих предмет:
• кружка • тарелка • ложка • стул • стол • шкаф • яблоко • банан • носки • куртка • футболка • брюки • шапка • ботинки • сандалии • мяч

понимание слов, указывающих на предмет, его признак:
• мой • твой

понимание простых предложений:
• нераспространенных («Оля ест» и др.)• распространенных («Оля ест яблоко» и др.)
Экспрессивная речь
называние своего имени

называние имён:
• членов семьи • педагогов
Альтернативная и дополнительная коммуникацияРазвитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникацииИмпрессивная речьразличение по именам: • членов семьи •

Слайд 16Значение разработки СИПР
1. Разработка и реализация СИПР влияет на изменение

содержания, структуры и качества профессиональной деятельности учителя.

2. Разработка СИПР помогает:
• структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях);
• сфокусироваться на моментах, которые являются приоритетными для обучения ребёнка в определённый период времени, опираясь на понимание его возможностей;
• привлечь дополнительные ресурсы, разделить ответственность за качество обучения и воспитания ребенка с несколькими специалистами и родителями;
• увидеть динамику развития ребенка, в рамках самоанализа оценить эффективность собственной деятельности с целью переработки СИПР;
• сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и администрации.
Значение разработки СИПР 1. Разработка и реализация СИПР влияет на изменение содержания, структуры и качества профессиональной деятельности

Слайд 17Заключение и выводы
СИПР составляется только на тех детей, которым это рекомендовано

ПМПК.
СИПР обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков,
умений и знаний.

2. От специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы, что обеспечивает действенный, эффективный результат.

3. Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности, что оптимизирует коррекционный процесс.

4. Обязательным является участие родителей. Это повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей.

5. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

6. Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.), позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы.

Заключение и выводыСИПР составляется только на тех детей, которым это рекомендовано ПМПК. СИПР обеспечивает каждому ребенку адекватный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть