Презентация, доклад на тему Клетки

Содержание

Цель: расширение знаний о многообразии задач на клетчатой бумаге, о приёмах и методах решения этих задач, о применении клетчатой бумаги в повседневной жизни человека.Задачи: - познакомиться с историей создания бумаги и тетрадей;- провести социологический опрос среди

Слайд 1 Клетки… Клетки…

Клетки…

Руководитель работы :
Буцких Татьяна Николаевна,
учитель математики

Филиал МБОУ Староюрьевская СОШ в с. Спасское,
Староюрьевского района Тамбовской области

Клетки…         Клетки…

Слайд 2Цель: расширение знаний о многообразии задач на клетчатой бумаге, о приёмах

и методах решения этих задач, о применении клетчатой бумаги в повседневной жизни человека.

Задачи:
- познакомиться с историей создания бумаги и тетрадей;
- провести социологический опрос среди учащихся и учителей, чтобы определить уровень их знаний по данной теме;
- изучить классификацию задач и научиться их решать;
- проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Методы исследования:
- Беседа, опрос, анкетирование и тестирование;
Изучение литературных источников, материалов
Интернет – сайтов, по проблеме исследования;
- анализ источников информации;
- обобщение полученных данных.

Актуальность и новизна: Поводом к созданию работы послужило появление в материалах ОГЭ и ЕГЭ задач на клетчатой бумаге  (задание №12, модуль "Геометрия«, №4 профильный ЕГЭ, №8 базовый ЕГЭ по математике).

Цель: расширение знаний о многообразии задач на клетчатой бумаге, о приёмах и методах решения этих задач, о

Слайд 3Информационный: знакомство учащихся с новой для них формулой, рисунки по данной

тематике, сообщения из истории появления бумаги и тетрадей.

Поисковый, научно-исследовательский этап: интервьюирование, занятия научно-исследовательской деятельностью.

Завершающий этап: создание презентации, представление работы, решение заданий КИМОВ по новой формуле.

Основные этапы исследования

Подготовительный этап: изучение ситуации на уроках математики по теме «Площади фигур».

Практический этап: самостоятельное решение заданий по данной теме, выполнение чертежей, знакомство с играми, оформление работы.

Информационный: знакомство учащихся с новой для них формулой, рисунки по данной тематике, сообщения из истории появления бумаги

Слайд 4 В России производство бумаги началось в XVI веке во времена Ивана

IV Грозного, но качество её было невысоким, так что отправлявшимся в Московию иностранцам настоятельно советовали иметь с собой бумажный запас.
Петр I обратил на эту отрасль особое внимание, при нём в России появились первые государственные бумажные мельницы, а затем и многочисленные частные предприятия. Уже к 1825 году в России имелось 87 бумажных фабрик.
  Как только была изобретена бумага, почти сразу же появилась и тетрадка. Два листа бумаги, сшитых между собой шелковой нитью, являются прабабушкой современных тетрадей.
Примерно с 40-х годов начат фабричный выпуск школьных тетрадей - тонких, разлинованных в клетку или линейку, обычно в синей бумажной обложке.
К концу столетия уже в основном сложился тот же ассортимент, что существует и доныне: помимо школьных тетрадей еще и общие для старшеклассников и студентов, альбомы для рисования, различные записные книжки и т.д.

Самое основное предназначение клетчатой бумаги – школьные тетради по математике.

В России производство бумаги началось в XVI веке во времена Ивана IV Грозного, но качество её было

Слайд 5Первые тетради

Первые тетради

Слайд 6В какой тетради вам больше нравится писать: в клетку или в

линейку?

Социологический опрос моих одноклассников, других учащихся нашей школы и учителей.

Для чего вы используете свои тетради?

В какой тетради вам больше нравится писать: в клетку или в линейку?Социологический опрос моих одноклассников, других учащихся

Слайд 7Ирина Гаврилова
Я потеряла тетрадку с отметками. Были в ней листики

с синими клетками, Где я решала задачи старательно. И выходило все так замечательно! …

Владимир Агурейкин
Катается шарик по клеткам тетради, Несёт околесицу чувств…

Олейников Н. М.
Приятен вид тетради клетчатой…

Валентин Берестов
Тетради в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. Тетрадка в линейку бормочет: - Грамматика! А в клетку тетрадка ворчит: - Математика! На чём примирились тетрадка с тетрадкой, Для нас до сих пор остаётся загадкой.

Тетрадь…

Ирина Гаврилова Я потеряла тетрадку с отметками.  Были в ней листики с синими клетками, Где я

Слайд 8 В городе Мышкин Ярославской области, есть единственный в России музей

школьных тетрадей. Всего в коллекции музея около тысячи тетрадей .
В городе Мышкин Ярославской области, есть единственный в России музей школьных тетрадей. Всего в коллекции музея

Слайд 9Симметрия на клетчатой бумаге
Задача. ОМ – ось симметрии. Надо построить точку

В, симметричную точке А относительно оси ОМ.
1. Узнаем, на каком расстоянии от оси ОМ находится точка А. Сосчитаем клетки.
2. Теперь, двигаясь в том же направлении, но по другую сторону от оси ОМ, отсчитаем столько же клеток и отметим точку В
3. Точка В будет симметрична точке А относительно оси ОМ.
Вывод: Симметричные точки находятся на одной и той же линии, которая пересекает ось симметрии и на одном и том же расстоянии от оси симметрии, которое легко определяется по клеткам

Ось симметрии фигуры, нарисованной по клеточкам, может быть либо параллельна сторонам клеток, либо идти под углом 45 градусов к ним.

Симметрия на клетчатой бумагеЗадача. ОМ – ось симметрии. Надо построить точку В, симметричную точке А относительно оси

Слайд 10Скопируйте в тетрадь фигуру, составленную из окружности и частей окружности.
В этом

задании клетчатая бумага используется в качестве измерительного инструмента.
Определяем, что конфигурация состоит из окружности и двух полуокружностей; радиус большой окружности равен четырем клеточкам, радиусы меньших окружностей — двум клеточкам; центры окружностей расположены на одной прямой; центры меньших окружностей расположены слева и справа от центра большой окружности на расстоянии, равном двум клеточкам.

Выполняя это упражнение, учимся «ходить» от узла к узлу не только по линиям сетки. Определяем «путь» от точки А до точки В следующим образом: отсчитываем от точки А пять клеток вправо и три клетки вверх.

Скопируйте отрезок в тетрадь.

Воспроизведение заданного изображения

Скопируйте в тетрадь фигуру, составленную из окружности и частей окружности.	В этом задании клетчатая бумага используется в качестве

Слайд 11Задачи с раскраской в условии

Задача. Плоскость разбита на треугольные клетки —

равные равнобедренные прямоугольные треугольники. Две клетки называются соседними, если они имеют общую сторону. Все точки внутри любой клетки окрашены одинаково, у каждой клетки все ее соседки цветов. Придумайте вариант такой раскраски. В 4 цвета.


Задача. Можно ли шестиугольный торт разрезать
на 23 равных куска по указанным линиям?

Невоз -
можно

Задачи с раскраской в условииЗадача. Плоскость разбита на треугольные клетки — равные равнобедренные прямоугольные треугольники. Две клетки

Слайд 12Вычисление площади фигуры

с помощью палетки
Вычисление площади фигуры

Слайд 13Слышали вы когда когда-нибудь имя Георг Пик?
Знаете ли вы формулу Пика

для вычисления площадей многоугольников?
Слышали вы когда когда-нибудь имя Георг Пик?Знаете ли вы формулу Пика для вычисления площадей многоугольников?

Слайд 14   10 августа 1859 – 13 июля 1942 - австрийский математик .

Георга, который был одарённым ребёнком, обучал отец, возглавлявший частный институт.
В 16 лет Георг закончил школу и поступил в венский университет. В 20 лет получил право преподавать физику и математику. Шестнадцатого апреля 1880 года  Пик защитил докторскую диссертацию «О классе абелевых интегралов».
  В Немецком университете в Праге в 1888 году Пик получил место экстраординарного профессора математики, затем в 1892-м стал ординарным профессором.
В 1900—1901 годах занимал пост декана философского факультета.Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника.
В Германии эта теорема включена в школьные учебники.

Георг Алекса́ндр Пик

 	 10 августа 1859 – 13 июля 1942 - австрийский математик . Георга, который был одарённым ребёнком, обучал

Слайд 15S = В + Г/2 - 1
Задачи на нахождение площади многоугольника.

Формула Пика.

Площади многоугольников, вершины которых расположены в узлах сетки, можно вычислить очень просто: обозначим через В - количество узлов, лежащих внутри многоугольника, а через Г – количество узлов на его границе.

Задача. Найдите площадь треугольника АВС .

Решение:
В = 6, Г = 5,
S = 6 + 5/2 – 1 = 7,5 (см²)
Ответ: 7,5 см².

Найдите площадь трапеции.
Решение.
В = 12, Г = 17 , S = 12 + 17/2 – 1 = 19,5 (см²)
Ответ: 19,5 см²

S = В + Г/2 - 1Задачи на нахождение площади многоугольника. Формула Пика.

Слайд 16Найдите площади данных фигур самостоятельно

Найдите площади данных фигур самостоятельно

Слайд 17Игры в школьной тетрадке
Как весело скоротать время на

переменке? Конечно же, играя в настольные игры! Тем более, что из реквизита потребуется только ручка, листочек бумаги в клетку и, хотя бы, один товарищ.
Игры в школьной тетрадке    Как весело скоротать время на переменке? Конечно же, играя в настольные

Слайд 18Как еще можно использовать клетчатую бумагу?

Как еще можно использовать клетчатую бумагу?

Слайд 19Увеличение размера по клеткам

Увеличение размера по клеткам

Слайд 20Рисование по клеткам

Рисование по клеткам

Слайд 21Схемы для вышивки

Схемы для вышивки

Слайд 22Вышивка крестиком
Вышивка крестом — вид рукоделия Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания

рисунка на канве Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестиком	Вышивка крестом — вид рукоделия	Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве	Вышивка крестом — вид рукоделия.

Слайд 23Японские кроссворды

Японские кроссворды

Слайд 24 В результате работы мы научились вычислять площади многоугольников, нарисованных на

клетчатом листке с помощью формулы Пика, узнали, как раскраска клеточек помогает решать задачи, познакомились с задачами на разрезание и, научились играть в увлекательные игры на листке бумаги в клетку.
Оказалось, что клетчатую бумагу используют не только для школьных тетрадей, но и для создания схем для вышивки, японских кроссвордов, рисования и др.
Мы пришли к выводу, что тема нашей работы актуальна для нашей школы, задачи очень интересны и разнообразны. Упражнения на клетчатой бумаге способствуют развитию интуиции, воображения, памяти, внимания.
Клетка – ты Чудо! Загадочна, проста и таинственна.
Рассмотренные нами задания имеют различный уровень трудности – от простых до олимпиадных. Каждый может найти среди них задачи посильного уровня сложности, отталкиваясь от которых, можно будет переходить к решению более трудных.

Заключение

В результате работы мы научились вычислять площади многоугольников, нарисованных на клетчатом листке с помощью формулы Пика,

Слайд 25Литература:
1. Екимова М.А. Кукин Г.П. Задачи на разрезание.—М.:МЦНМО,2002.—120с.:ил.Се-рия: «Секреты

преподавания математики».
2. Григорьева Г. И. Подготовка школьников к олимпиадам по математике: 5 – 6 классы. Метод. пособие. – М.: Глобус, 2009.
Детская энциклопедия. Книга от А до Я. Москва. Олимп,1997.
4. Жарковская Н. М., Рисс Е. А. .Геометрия клетчатой бумаги. ФормулаПика // Математика, 2009, № 17, с. 24-25.
5. Смирнова И. М., Смирнов В. А. Геометрия на клетчатой бумаге. – М.: Чистые пруды, 2009.

http://pesochnizza.ru/igroteka/igry-v-tetradke
http://oppps.ru/kto-i-kogda-pridumal-shkolnye-tetradi.html
http://russian-kenguru.ru/load
http://mathege.ru/or/ege/ShowProblems.html?posMask=32

Интернет - ресурсы:

Литература:1.  Екимова М.А. Кукин Г.П.  Задачи на разрезание.—М.:МЦНМО,2002.—120с.:ил.Се-рия: «Секреты преподавания математики».2.   Григорьева Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть