Слайд 1Буллинг и современный подросток.
Слайд 2Буллинг-
( от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян) длительный процесс
сознательного жестокого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку, который не может себя защитить.
Д. Лейн, Э. Миллер
Слайд 3Мотивами буллинга являются:
зависть;
· месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за
боль и причиненные страдания);
· чувство неприязни;
· борьба за власть;
· нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
· самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
· стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
· стремление удивить, поразить;
· стремление разрядиться, «приколоться»;
· желание унизить, запугать непонравившегося человека
Слайд 4Наиболее распространенные акты буллинга:
-негативные разговоры о ком-то за его за спиной
-распространение
слухов и лживых сведений
-обзывание и придумывание обидных прозвищ
-выставление в смешном виде
-унижающие и обесценивающие взгляды и жесты
-передразнивание
-объявление глупым («дураком»)
-не позволение сказать свое слово, ответить
-изоляция от остального классного сообщества (бойкот)
-отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды
- необоснованные обвинения
-пинки, удары
-шантаж, вымогательство
Слайд 5Буллеры – это:
· активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
· агрессивные
дети, использующие для самоутверждения безответную
жертву;
· дети, стремящиеся быть в центре внимания;
· дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является
результатом соответствующего семейного воспитания);
· максималисты, не желающие идти на компромиссы;
· дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя
ответственность за свое поведение;
· дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.
Слайд 6Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:
Чаще всего жертвами насилия становятся
дети, имеющие:
• физические недостатки – носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями (например, при ДЦП), то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
• особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением. Гиперактивные дети бывают слишком назойливыми и общительными: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре. По этим причинам они часто вызывают раздражение и негодование в среде сверстников;
• особенности внешности – все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба);
• плохие социальные навыки – недостаточный опыт общения и самовыражения. Такие дети не могут защищаться от насилия, насмешек и обид, часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, чем со сверстниками;
• страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей
отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
• отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
• особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
• низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку: "Я не справлюсь", "Я хуже других" и т. д. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
Слайд 7Часто буллерами становятся:
-дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;
-дети из семей, в которых у матери
отмечается негативное отношение к жизни;
-дети из властных и авторитарных семей;
-дети из конфликтных семей;
-дети с низкой устойчивостью к стрессу;
-дети с низкой успеваемостью
Слайд 8УЧАСТНИКИ БУЛЛИНГА
(круг буллинга)
БУЛЛЕРЫ
ЖЕРТВА
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
ОДОБРЯЮЩИЕ
ПАССИВНЫЕ ОДОБРЯЮЩИЕ
РАВНОДУШНЫЕ СВИДЕТЕЛИ
ЗАЩИТНИКИ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНИКИ
Слайд 10Последствия школьного насилия
Падение самооценки, затравленность
Проблемы в учёбе и поведении
Суицидальные намерения
Слайд 11Игра-эксперимент «Враждебность»
Проведение: Часть 1 (около 10 минут). Выберите одного ученика
(ученик А). Этот ученик выходит из класса. Оставшихся ребят разделите на две группы. Группа 1 будет выступать в роли наблюдателей. Группа 2 получает такую инструкцию: Когда ученик А зайдет в класс, ведите себя с ним приветливо и дружелюбно, здоровайтесь с ним, спрашивайте, как дела, говорите, что вы рады его видеть, предлагайте что-то сделать вместеит.д.
Часть 2 (около 10 минут). Ученик А снова выходит из класса. Группа 2получает задание настроиться враждебно против А: когда он зайдет в класс, не здороваться с ним, не отвечать на его приветствия или попытки спросить о чем-то, вести себя с ним так, как будто он – пустое место, или показывать ему свою враждебность – бросать недружелюбные взгляды ,называть обидными прозвищами и т.д. … Проводится обсуждение …
Слайд 13Встаньте в один большой круг и крепко сцепитесь руками. Один подросток
должен остаться в круге и попытаться вырваться из круга. Как только ему это удастся, следующий должен войти в круг и попытаться вырваться из него. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить одноклассника, но это слишком легко.
Пожалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причинить боли.
Дайте возможность как можно большему числу детей собственными силами покинуть круг. Если подросток оказывается не в состоянии сделать это, проследите, пожалуйста, чтобы он находился в круге не более одной минуты. Дети должны выпустить этого подростка из круга, а кто-то другой входит в него и продолжает игру.
Слайд 14Кибербуллинг
(электронная травля, жестокость онлайн) — это вид травли, преднамеренные агрессивные действия
систематически на протяжении длительного периода, осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействий, направленных против жертвы, которая не может себя защитить. Это может происходить через смс-сообщения, социальные сети, создание компрометирующих веб-страниц или размещение унижающего, оскорбляющего видеоконтента и так далее.
Слайд 15кибербуллинг (интернет-травля)
— это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью
современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Изображение trollface, созданное в 2008 году художником
Whynne с сайта DeviantArt для веб-комикса,
часто используется для обозначения троллинга в
современной интернет-культуре
Слайд 16Типы и формы агрессивного проявления в сети Интернет
Троллинг (cyber trolls) — это
ситуации, когда именно агрессоры публикуют негативную, тревожащую информацию на веб-сайтах, страницах социальных сетей, даже на мемориальных страницах, посвященных умершим людям.
Хейтинг (hate) — это негативные комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции.
Флэйминг (flaming) — это вспышка оскорблений, публичный эмоциональный обмен репликами, часто разгорается в чатах и комментариях в социальных сетях. Так как это происходит публично, большое количество людей могут спонтанно подключаться к оскорблениям одной из сторон конфликта. Часто бывает, что одна из сторон ставит целью вовлечение большого количества случайных свидетелей в противостояние.
Киберсталкинг (cyberstalking; to stalk — преследовать, выслеживать) — использование электронных коммуникаций для преследования жертвы через повторяющиеся угрожающие, вызывающие тревогу и раздражение сообщения с намерением напугать жертву угрозой противозаконных действий или повреждений, которые могут быть осуществлены с получателем сообщений или членами его семьи.
Грифинг (griefers) — это процесс, в котором игроки целенаправленно преследуют других игроков в многопользовательских онлайн-играх. Их цель не победить в игре, а лишить удовольствия от игры других. Их легко можно узнать: они активно используют брань, блокируют отдельные области игры и открыто мошенничают в игре, также они могут использовать более опасные методы воздействия на играющего (например, разместить специально созданную мигающую панель с движущимися объектами, провоцирующую у игроков эпилептический приступ).
Секстинг (sexting) — это процесс рассылки или публикация фото- и видеоматериалов с обнаженными и полуобнаженными людьми. Чем старше дети, тем выше вероятность их вовлечения в секстинг. Иногда сообщения рассылают в рамках парных отношений, в других случаях преследуют при этом цели травли и нанесения вреда, например выкладывая в интернет обнаженные фото бывшей партнерши в качестве мести за болезненный разрыв отношений. Получение такого рода сообщений может вызвать сильную тревогу у ребенка
Слайд 1743% подростков в возрасте 13-17 лет постоянно сталкиваются с кибербуллингом.
16% опрошенных подтвердили, что они сами когда-либо занимались кибербуллингом в интернете.
Статистика: