Презентация, доклад на тему Категории лиц с ОВЗ: нарушение зрения

Содержание

ПланОсновные понятияКлассификацияИсторическая справкаВидыПричиныКоррекцияДОО для детей с нарушением зренияШколы для детей с нарушением зренияФГОС НОО слепых обучающихся

Слайд 1Категории лиц с ОВЗ: нарушение зрения

Категории лиц с ОВЗ: нарушение зрения

Слайд 2План
Основные понятия
Классификация
Историческая справка
Виды
Причины
Коррекция
ДОО для детей с нарушением зрения
Школы для детей с

нарушением зрения
ФГОС НОО слепых обучающихся


ПланОсновные понятияКлассификацияИсторическая справкаВидыПричиныКоррекцияДОО для детей с нарушением зренияШколы для детей с нарушением зренияФГОС НОО слепых обучающихся

Слайд 3Основные понятия
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом

и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

Нарушения зрения  – снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способами, такими как очки или лекарства.

Тифлопсихология – наука, изучающая закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения.

Основные понятияЛица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть

Слайд 4Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения —

является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:
психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;
пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из

Слайд 5Классификация
Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью

отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями (заболевание, при котором происходит постепенное прогрессирующее изменение личности в сторону деградации) и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.

Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.

КлассификацияСлепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или

Слайд 6Валентин Гаюи (1745-1822)
Французский педагог, основатель первых образовательных
учреждений для слепых во

Франции и в России.

Систематическое обучение незрячих и формирование гуманистического отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Валентин Гаюи (1745-1822)Французский педагог, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России.Систематическое обучение незрячих

Слайд 7 Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в

1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.

В 1928 году появились первые советские школьные программы для слепых.
В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ, а с конца 30-х годов открываются и первые школы для слабовидящих.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в  1807 году при

Слайд 8Слепые (незрячие)
Врожденная слепота – обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период

внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.

Приобретенная слепота – обычно бывает следствием заболевания органов зрения:
сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит);
осложнений после общих заболеваний организма
(корь, грипп, скарлатина);
травматических повреждений мозга
(ранения головы, ушибы) или глаз.


Слепые (незрячие)Врожденная слепота – обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной

Слайд 9Всемирная организация здравоохранения среди частых причин слепоты указывает следующие:
катаракта  – помутнение

хрусталика глаза (47,9 %)
глаукома  – повышение внутриглазного давления (12,3 %)
снижение зрения, связанное со старением (8,7 %)
помутнение роговицы (5,1 %)
диабетическая ретинопатия  – поражение сосудов сетчатой оболочки глазного яблок (4,8 %)
слепота у детей (вызывается частности дефицитом витамина А, катарактой и ретинопатией у недоношенных (РН)) (3,9 %)
трахома – хроническая хламидийная инфекция, поражающая конъюнктиву и роговицу глаз (3,6 %)
онхоцеркоз  – характеризуется образованием подкожных узлов, поражением кожи и глаз(0,8 %)

Среди других слепоту могут вызвать и травматические повреждения глаз, инфекции (например, бленнорея, сифилис и др.).
В мире все чаще встречается слепота, развивающаяся с возрастом, а также вызванная неконтролируемым диабетом.

Всемирная организация здравоохранения среди частых причин слепоты указывает следующие:катаракта  – помутнение хрусталика глаза (47,9 %)глаукома  – повышение внутриглазного

Слайд 10Лечение
На сегодняшний день не существует методик по восстановлению зрения в случаях

слепоты из-за повреждения зрительного нерва и инсульта.

 Бионический глаз – искусственная зрительная система для восстановления потерянного зрения.
В глаз с поврежденной сетчаткой вживляют имплантат—протез сетчатки глаза, дополняя саму сетчатку c оставшимися в ней неповрежденными нейронами.

ЛечениеНа сегодняшний день не существует методик по восстановлению зрения в случаях слепоты из-за повреждения зрительного нерва и

Слайд 11Слабовидящие
Зрение остается ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично

и является не вполне полноценным.
Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие.

Причины:
наследственность;
врожденные заболевания;
травмы;
высокая нагрузка на глаза;
аллергические заболевания.

СлабовидящиеЗрение остается ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор

Слайд 12Близорукость (истинная и ложная формы патологии) – механизм развития нарушения заключается

в удлинении глазных яблок/патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы;
Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз;
Косоглазие – происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении;
Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза;
Амблиопия – различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино.

Близорукость (истинная и ложная формы патологии) – механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок/патология характеризуется постоянным

Слайд 13Диагностика
Тесты для проведения проверки зрения ребенка

1 тест – проверка на возможность

прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или яркой игрушкой на расстоянии 10 - 15 см в любом направлении. Проводится в 4 - 4,5 мес.
2 тест – для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.
3 тест – на выверение остроты зрения для обоих глаз. Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голов

ДиагностикаТесты для проведения проверки зрения ребенка1 тест – проверка на возможность прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком)

Слайд 14Коррекция зрения
Обратимые виды коррекции:
Очки
Контактные линзы

Необратимые виды коррекции:
Лазерная коррекция зрения
Имплантация внутриглазных линз
Рефракционная

замена хрусталика

Другие виды:
Классические упражнения
Упражнения индийских йогов

Коррекция зренияОбратимые виды коррекции:ОчкиКонтактные линзыНеобратимые виды коррекции:Лазерная коррекция зренияИмплантация внутриглазных линзРефракционная замена хрусталикаДругие виды:Классические упражненияУпражнения индийских йогов

Слайд 15«Цифровая гимнастика»
Потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они

хорошо нагрелись.
Закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя.
Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.

«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами.
Для взрослых: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.
«Цифровая гимнастика»Потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Закройте оба глаза или

Слайд 16Восприятие и познание мира
Через осязание.
Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных

ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.

Через слуховое восприятие и речь.
С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

Восприятие и познание мираЧерез осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод,

Слайд 17Воспитание и обучение дома
Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения

имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.

Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха».

Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения.


Воспитание и обучение домаДомашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния

Слайд 18Воспитание и обучение в ДОО
Цель – воспитание, лечение, возможное восстановление и

развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовка их к обучению в школе.

Работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей.
Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.
Воспитание и обучение в ДООЦель – воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей

Слайд 19Школы для слепых и слабовидящих
Являются составной частью единой государственной системы специального

образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Функции:
Учебно-воспитательная;
Коррекционно-развивающая;
Санитарно-гигиеническая;
Лечебно-восстановительная;
Социально-адаптационная;
Профориентационная.

Школы для слепых и слабовидящихЯвляются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов,

Слайд 20Специфика школ:
Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей в опоре

на здоровые силы и сохранные возможности;
Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения;
Дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и воспитательных групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
Специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;
Усиление работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Специфика школ:Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;Модификация

Слайд 21I ступень (начальная школа) – обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие

ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться.

II ступень (основная школа или неполная средняя школа) – закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества.

III ступень (средняя школа) – обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации.
I ступень (начальная школа) – обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и

Слайд 22Образование детей и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс:
нравственного,


физического,
эстетического,
трудового воспитания,
социально-психологического адаптирования учащихся,
формирование активной жизненной позиции.

Образование детей и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс:нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания, социально-психологического адаптирования

Слайд 23Нравственное воспитание
На формирование личностных качеств у слепых и слабовидящих значительное влияние

оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и активности.
Нравственное воспитаниеНа формирование личностных качеств у слепых и слабовидящих значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе,

Слайд 24Физическое воспитание
Физическое воспитание имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья

и физического развития слепых и слабовидящих.
Для них проводятся специальные коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых, пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений.

Физическое воспитаниеФизическое воспитание имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих.Для

Слайд 25Эстетическое воспитание
Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в

разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Эстетическое воспитаниеСлепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке

Слайд 26Трудовое воспитание
Первоначальное трудовое обучение (1-4 классы) – направлено на привитие любви

к труду, ознакомление с элементами технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда.
Трудовая подготовка (5-10 классы) – осуществляется на общеобразовательной основе и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд.
Широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную (11-12 классы) – обучение сочетается с производительным трудом в условиях школы и на предприятиях.

Трудовое воспитаниеПервоначальное трудовое обучение (1-4 классы) – направлено на привитие любви к труду, ознакомление с элементами технического,

Слайд 27ФГОС НОО слепых обучающихся
Общие положения ФГОС НОО слепых обучающихся:
Общая характеристика
Назначение
Варианты адаптированной

основной общеобразовательной программы НОО для слепых обучающихся:
Требования к структуре программы (вариант A,B,С,D)
Требования к результатам освоения программы (вариант A,B,С,D)
Требования к кадровым условиям реализации программы
Требования к финансовым условиям реализации программы
Требования к материально-техническим условиям программы



ФГОС НОО слепых обучающихсяОбщие положения ФГОС НОО слепых обучающихся:Общая характеристикаНазначениеВарианты адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для слепых

Слайд 28Вариант А
Предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым

достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Нормативный срок обучения 4 года.
Вариант АПредполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию

Слайд 29Вариант В
Предполагает, что слепой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование,

сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Нормативный срок обучения 5 лет
Вариант ВПредполагает, что слепой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту

Слайд 30Вариант С
Предполагает, что слепой обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает образование, несопоставимое

по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.

Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант СПредполагает, что слепой обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения

Слайд 31Вариант D
Предполагает, что слепой обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

получает образование с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных образовательных возможностей.

Нормативный срок обучения 5 лет.
Вариант DПредполагает, что слепой обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью получает образование с учетом его особых

Слайд 32Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть