Слайд 1Категории лиц с ОВЗ:
нарушение зрения
Слайд 2План
Основные понятия
Классификация
Историческая справка
Виды
Причины
Коррекция
ДОО для детей с нарушением зрения
Школы для детей с
нарушением зрения
ФГОС НОО слепых обучающихся
Слайд 3Основные понятия
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом
и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Нарушения зрения – снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способами, такими как очки или лекарства.
Тифлопсихология – наука, изучающая закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения.
Слайд 4Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения —
является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.
Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем:
психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях;
пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.
Слайд 5Классификация
Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью
отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями (заболевание, при котором происходит постепенное прогрессирующее изменение личности в сторону деградации) и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08.
Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.
Слайд 6Валентин Гаюи (1745-1822)
Французский педагог, основатель первых образовательных
учреждений для слепых во
Франции и в России.
Систематическое обучение незрячих и формирование гуманистического отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.
Слайд 7
Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в
1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге.
Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам.
В 1928 году появились первые советские школьные программы для слепых.
В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ, а с конца 30-х годов открываются и первые школы для слабовидящих.
Слайд 8Слепые (незрячие)
Врожденная слепота – обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период
внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения.
Приобретенная слепота – обычно бывает следствием заболевания органов зрения:
сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит);
осложнений после общих заболеваний организма
(корь, грипп, скарлатина);
травматических повреждений мозга
(ранения головы, ушибы) или глаз.
Слайд 9Всемирная организация здравоохранения среди частых причин слепоты указывает следующие:
катаракта – помутнение
хрусталика глаза (47,9 %)
глаукома – повышение внутриглазного давления (12,3 %)
снижение зрения, связанное со старением (8,7 %)
помутнение роговицы (5,1 %)
диабетическая ретинопатия – поражение сосудов сетчатой оболочки глазного яблок (4,8 %)
слепота у детей (вызывается частности дефицитом витамина А, катарактой и ретинопатией у недоношенных (РН)) (3,9 %)
трахома – хроническая хламидийная инфекция, поражающая конъюнктиву и роговицу глаз (3,6 %)
онхоцеркоз – характеризуется образованием подкожных узлов, поражением кожи и глаз(0,8 %)
Среди других слепоту могут вызвать и травматические повреждения глаз, инфекции (например, бленнорея, сифилис и др.).
В мире все чаще встречается слепота, развивающаяся с возрастом, а также вызванная неконтролируемым диабетом.
Слайд 10Лечение
На сегодняшний день не существует методик по восстановлению зрения в случаях
слепоты из-за повреждения зрительного нерва и инсульта.
Бионический глаз – искусственная зрительная система для восстановления потерянного зрения.
В глаз с поврежденной сетчаткой вживляют имплантат—протез сетчатки глаза, дополняя саму сетчатку c оставшимися в ней неповрежденными нейронами.
Слайд 11Слабовидящие
Зрение остается ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично
и является не вполне полноценным.
Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие.
Причины:
наследственность;
врожденные заболевания;
травмы;
высокая нагрузка на глаза;
аллергические заболевания.
Слайд 12Близорукость (истинная и ложная формы патологии) – механизм развития нарушения заключается
в удлинении глазных яблок/патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы;
Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз;
Косоглазие – происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении;
Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза;
Амблиопия – различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино.
Слайд 13Диагностика
Тесты для проведения проверки зрения ребенка
1 тест – проверка на возможность
прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или яркой игрушкой на расстоянии 10 - 15 см в любом направлении. Проводится в 4 - 4,5 мес.
2 тест – для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.
3 тест – на выверение остроты зрения для обоих глаз. Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голов
Слайд 14Коррекция зрения
Обратимые виды коррекции:
Очки
Контактные линзы
Необратимые виды коррекции:
Лазерная коррекция зрения
Имплантация внутриглазных линз
Рефракционная
замена хрусталика
Другие виды:
Классические упражнения
Упражнения индийских йогов
Слайд 15«Цифровая гимнастика»
Потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они
хорошо нагрелись.
Закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя.
Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным.
«Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами.
Для взрослых: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.
Слайд 16Восприятие и познание мира
Через осязание.
Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных
ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения.
Через слуховое восприятие и речь.
С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.
Слайд 17Воспитание и обучение дома
Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения
имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др.
Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха».
Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения.
Слайд 18Воспитание и обучение в ДОО
Цель – воспитание, лечение, возможное восстановление и
развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовка их к обучению в школе.
Работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей.
Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.
Слайд 19Школы для слепых и слабовидящих
Являются составной частью единой государственной системы специального
образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Функции:
Учебно-воспитательная;
Коррекционно-развивающая;
Санитарно-гигиеническая;
Лечебно-восстановительная;
Социально-адаптационная;
Профориентационная.
Слайд 20Специфика школ:
Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей в опоре
на здоровые силы и сохранные возможности;
Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения;
Дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и воспитательных групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
Специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы;
Усиление работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.
Слайд 21I ступень (начальная школа) – обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие
ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться.
II ступень (основная школа или неполная средняя школа) – закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества.
III ступень (средняя школа) – обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации.
Слайд 22Образование детей и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс:
нравственного,
физического,
эстетического,
трудового воспитания,
социально-психологического адаптирования учащихся,
формирование активной жизненной позиции.
Слайд 23Нравственное воспитание
На формирование личностных качеств у слепых и слабовидящих значительное влияние
оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и активности.
Слайд 24Физическое воспитание
Физическое воспитание имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья
и физического развития слепых и слабовидящих.
Для них проводятся специальные коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых, пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений.
Слайд 25Эстетическое воспитание
Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в
разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.
Слайд 26Трудовое воспитание
Первоначальное трудовое обучение (1-4 классы) – направлено на привитие любви
к труду, ознакомление с элементами технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда.
Трудовая подготовка (5-10 классы) – осуществляется на общеобразовательной основе и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд.
Широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную (11-12 классы) – обучение сочетается с производительным трудом в условиях школы и на предприятиях.
Слайд 27ФГОС НОО слепых обучающихся
Общие положения ФГОС НОО слепых обучающихся:
Общая характеристика
Назначение
Варианты адаптированной
основной общеобразовательной программы НОО для слепых обучающихся:
Требования к структуре программы (вариант A,B,С,D)
Требования к результатам освоения программы (вариант A,B,С,D)
Требования к кадровым условиям реализации программы
Требования к финансовым условиям реализации программы
Требования к материально-техническим условиям программы
Слайд 28Вариант А
Предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым
достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Нормативный срок обучения 4 года.
Слайд 29Вариант В
Предполагает, что слепой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование,
сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Нормативный срок обучения 5 лет
Слайд 30Вариант С
Предполагает, что слепой обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает образование, несопоставимое
по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Нормативный срок обучения 5 лет.
Слайд 31Вариант D
Предполагает, что слепой обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
получает образование с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных образовательных возможностей.
Нормативный срок обучения 5 лет.