Слайд 1Качество обучения и самообразование учителя
учитель математики
Даньшина Ирина Валерьевна
декабрь 2013
«Учитель живёт
до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться, в нём умирает учитель»
К. Д. Ушинский
Слайд 2Повышение качества обучения
Повышение качества обучения выражается не только в росте процентов,
но и в «учении с увлечением», так как только процесс обучения, который интересен ребенку, идет без напряжения и только такой процесс формирует самодостаточную и достойную личность, интеллектуально и коммуникативно состоятельную.
Слайд 3Качество образовательного процесса синтезируется из данных качеств
Слайд 4Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога
Общество предъявляет, и будет предъявлять
к учителю самые высокие требования.
Сегодня значительно увеличился объем функциональных обязанностей учителя: к таким традиционным видам деятельности, как обучающая, воспитывающая, развивающая, методическая, культурно-просветительная, добавились диагностическая, социально-воспитательная, коррекционно- развивающая, коммуникативная и другие.
Изменился и характер реализации названных выше функций: учитель переходит от нормативно-исполнительской деятельности к проектировочной, инновационной, исследовательской. В школе возникли такие виды профессионально-педагогической деятельности, к которым учителя в вузе специально не готовят.
Это требует готовности учителя к преобразованиям.
Слайд 5Самообразование учителя
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии,
тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Одним из показателей педагогической культуры учителя является его способность к самообразованию, которая проявляется в неудовлетворенности существующим положением, стремлении к росту, самосовершенствованию. Опрос учителей нашей школы выявил положительную тенденцию готовности педагогического коллектива к обучению с целью повышения профессиональных умений.
Слайд 6Составляющие потребностей и мотивов, побуждающих педагога к самообразованию
Ежедневная работа с информацией. Готовясь
к уроку, родительскому собранию, общешкольному мероприятию у учителя возникает необходимость поиска и анализа информации.
Желание творчества. Творческий учитель не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одни и те же уроки. Обязательно появится желание - большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост прогресса. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мироощущение, и очень часто, образ "не современного" учителя.
Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим учителем быть обидно, хорошим – престижно.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка в школу к конкретному педагогу.
Материальное стимулирование. Материальная компенсация тех затрат, которые несет педагог в ходе своего профессионального роста.
Слайд 7Показатель запросов педагогов
Шкала направлений самообразовательной деятельности опрошенных учителей:
современные подходы в
обучении (73%);
технологии обучения (51%);
мотивация учащихся (45%);
применение ИКТ (30%);
оценочный контроль (24%).
Слайд 8Мнение педагогов
Список глаголов, которые выбрали наши педагоги для представления своей деятельности
в области самообразования :
читать
изучать
апробировать
анализировать
наблюдать
писать
посещать
повышать
решать
Слайд 9Формы организации самообразования, которые выбирают наши педагоги в работе
1)повышение квалификации:
-в
рамках курсовой подготовки
-с использованием дистанционных технологий
2) групповая самообразовательная работа:
-работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
-проведение семинаров, тренингов, конференций
3) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
-средств массовой информации, интернета
-решения задач, упражнений, тестов и других заданий по своему предмету повышенной сложности
-библиотек, музеев
-организации кружковой и внеклассной деятельности по предмету
-исследований, экспериментов
-осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
-формирование портфолио через участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах
Слайд 10Работа ШМО 2013-2014
«Смоленский областной институт развития образования»
Отдел научно-методического сопровождения ФГОС
Методические рекомендации
по организации работы методических объединений при переходе на стандарты нового поколения в основной школе в 2013-2014 учебном году.
Возрастает роль методических объединений учителей как инстанции, куда педагогу можно обратиться за помощью и которая обеспечивает повышение квалификации и формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем месте.
Первоочередная задача, которая должна быть решена в рамках МО – изучение документов и материалов, сопровождающих введение ФГОС в основную школу: фундаментальное ядро содержания общего образования, ФГОС основного общего образования, основной образовательной программы ОУ и программ по учебным предметам.
Слайд 11Работа ШМО 2013-2014
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, реализация которого в
учебном процессе должна обеспечить получение необходимых результатов. Таким образом, ФГОС не регламентирует содержание образования (чему учить?), но определяет технологию - развивающее обучение.
Следовательно, в рамках работы МО необходимо уделить внимание освоению развивающего обучения педагогами и тем изменениям в учебном процессе, которые произойдут в связи с реализацией этой технологии на уроке. Для осознания этих изменений необходимо ответить на вопросы: что изменить? что оставить прежним? - и в деятельности МО, и в деятельности учителя на уроке, а так же во внеурочной деятельности (кружки, факультативы, элективы)
Слайд 12Работа ШМО 2013-2014
Также одной их важнейших особенностей ФГОС является ориентация на
результат. Стандарт впервые содержит требования не только к предметным результатам, но и к метапредметным и личностным. Для полного представления планируемых результатов и методов их получения на уроке учитель создаёт технологическую карту урока. Переход на ФГОС основного общего образования вносит изменения и в контрольно-оценочную деятельность педагога.
Особое внимание необходимо уделить формированию банка ситуативных задач для проверки предметных результатов. Наиболее продуктивным в плане достижения и отслеживания результатов освоения программы по учебному предмету является использование заданий, содержащих описание реальных ситуаций, например, совершение покупки в магазине; вклад в банке; туристический поход и проч.. Такого типа задач ещё очень мало в существующих учебных пособиях, но они дают возможность ученику оценить значение изучения данного предмета для его жизнедеятельности, а учителю – проконтролировать усвоение целых групп как предметных, так и метапредметных умений.
Слайд 13Работа ШМО 2013-2014
Итак, ключевым направлением деятельности методических объединений в 2013 –
2014 учебном году должно стать освоение ФГОС ООО как ведущей инновации основной школы. Именно с проблемами внедрения нового стандарта рекомендовано связать тему работы МО, проблематику заседаний МО, а также темы самообразования педагогов.
Слайд 14Работа ШМО 2013-2014
Тематика заседаний МО математики, физики и информатики:
«ФГОС: содержание и
технологии реализации» сентябрь
«Современный урок математики, физики, информатики в свете требований ФГОС» ноябрь
«Проектирование урока, реализующего цели формирования универсальных учебных действий в школе с использованием современных образовательных технологий; анализ и самоанализ современного урока» январь
«Организации контроля знаний учащихся в условиях перехода на ФГОС» март
«Итоги работы и перспективные направления деятельности учителей математики, физики и информатики в условиях реализации ФГОС ООО» июнь
Слайд 15Темы самообразования учителей ШМО
2013-2014
Апраксина Р.М. « Проектная
деятельность как эффективная форма развития математических способностей учащихся.Разработка проектов в рамках ФГОС» ФГОС»
Лыткина Н.В. «Технология дифференцированного обучения на уроках математики. Разработка уроков в соответствии с ФГОС»
Даньшина И.В. «Развивающее обучение в учебном процессе изучения математики. Урок в условиях перехода на ФГОС»
Сербайло Т.А. «Технология адаптивного обучения в свете ФГОС»
Русакова Т.Н. «Использование системно-деятельностного подхода в обучениии в условиях ФГОС» в 5-х классах»
Семченкова Т.Л. «Разноуровневое обучение на уроках физики с условиях ФГОС»
Покатович О.А. «Технолоия личностно-ориентированного обучения. Применение технологии в условиях ФГОС»
Ходченкова М.В. «Разноуровневое обучение. Проектирование компетентностно-ориентированной модели общего и профильного образования. Разработка моделей урока с учетом необходимости образования»
Кобранова Н.А. «Разноуровневое обучение на уроках информатики в рамках ФГОС»
Слайд 16Работа ШМО 2013-2014
Участие в конкурсе школьных методических объединений.
На 2 этапе «Современный
урок» нашим методическим объединением представлены модели современного урока с позиции требований ФГОС, технологические карты урока математики в 5классе « Доли. Обыкновенные дроби» и урока информатики в 10 физико-математическом классе «Использование процедур с параметрами для создания целостного графического изображения».
Эти модели можно считать результатом самообразовательной деятельности учителей методического объединения математики, физики и информатики.
Слайд 17Результаты самообразования учителя
повышение качества преподавания предмета;
создание методических пособий, программ, сценариев, программ
исследований;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, статьи, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
повышение престижа образовательного учреждения.