Презентация, доклад на тему Изучение и формирование мотивации учащихся

Содержание

Леонтьев А. Н. Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет –

Слайд 1ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Семинар классных руководителей

ИЗУЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯСеминар классных руководителей

Слайд 2Леонтьев А. Н.
Для того, чтобы возбудить интерес, не
надо указывать цель,

а затем пытаться
мотивационно оправдать действие
в направлении данной цели. Нужно, наоборот,
создать мотив, а затем открыть возможность
нахождения цели. Интересный учебный
предмет – это и есть учебный предмет,
ставший «сферой целей» учащегося в связи
с тем или иным побуждающим его мотивом.
Леонтьев А. Н. Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать

Слайд 3Задача воспитания
Опираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную для общества

и самого человека сторону
Задача воспитанияОпираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную для общества и самого человека сторону

Слайд 4
Настоящее искусство воспитания состоит в том, чтобы так влиять на эти

идеалы и цели, а также мотивы ежедневного поведения, чтобы воспитанник хотел идти путем, который показывает ему опытный и мудрый воспитатель, и одновременно, чтобы он усиленно работал над своим умственным развитием, над усовершенствованием мотивов собственного поведения.
Настоящее искусство воспитания состоит в том, чтобы так влиять на эти идеалы и цели, а также мотивы

Слайд 5Мотив-это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков человека
Побуждение к

деятельности
Побуждающий и определяющий выбор
Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий
Мотив-это причина, лежащая в основе выбора действий и поступков человекаПобуждение к деятельностиПобуждающий и определяющий выборОсознаваемая причина, лежащая

Слайд 6Мотивация
Побуждение, потребность в активных действиях

Мотивация Побуждение, потребность в активных действиях

Слайд 7Методы мотивации
Эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, самоутверждение)
Познавательные - практическая значимость,

познавательные интересы, выполнение творческих заданий, «мозговой штурм»
Проблемные ситуации
Социальные – взаимопомощь, эмпатия, желание быть полезным, подражание образцу, поиск коммуникации, заинтересованность конечным результатом
Методы мотивацииЭмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, самоутверждение)Познавательные - практическая значимость, познавательные интересы, выполнение творческих заданий, «мозговой

Слайд 8К внутренним мотивам относятся:

1. собственное развитие в процессе учения;
2. действие с

другими и для других;
3. познание нового, неизвестного.
К внутренним мотивам относятся:1. собственное развитие в процессе учения;2. действие с другими и для других;3. познание нового,

Слайд 9Еще более насыщены внешними моментами следующие мотивы:
1. учеба как вынужденное поведение;
2.

процесс учебы как привычное функционирование;
3. учеба ради лидерства и престижа;
4. стремление оказаться в центре внимания.
Еще более насыщены внешними моментами следующие мотивы:1. учеба как вынужденное поведение;2. процесс учебы как привычное функционирование;3. учеба

Слайд 10Классификация мотивов

Классификация мотивов

Слайд 11 А. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
1. мотивы, связанные с содержанием

учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т .д.;
2. мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, то есть ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
А. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: 1. мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться

Слайд 12 Б. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1.

широкие социальные мотивы: мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями; мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т. п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2. узколичные мотивы: стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация);
3. отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
Б. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности: 1. широкие социальные мотивы: мотивы

Слайд 13 Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней

школы.

I.
Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.
Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит – во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.

Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы. I. Подросток тяготеет к

Слайд 14Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней

школы.

II.
Наконец, отношение подростка к учению никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения со взрослыми и сверстниками.

Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы. II.Наконец, отношение подростка к учению

Слайд 15Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней

школы.

III.
Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:
– учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;
– когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);
– когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
– изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;
– как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске.
– требования, предъявляемые учителем к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы. III.Бурно развивающееся стремление подростка к

Слайд 16 Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней

школы.

IV.
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их, в конечном счете, к управлению ими.

Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы. IV.Подростков не удовлетворяет роль

Слайд 17Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней

школы.

V.
Таким образом, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста, готовность их включаться в разные виды деятельности, стремление к взрослым формам учения. Однако эти условия недостаточно используются, не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе – способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе они не пополняют опыта самостоятельной познавательной деятельности, что их не всегда учат тем приемам, с необходимостью которых они чаще всего сталкиваются на практике.

Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы. V.Таким образом, в подростковом возрасте

Слайд 18Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней

школы.

VI.
И ещё одна из причин снижения интереса к школе – подросток не всегда получает здесь возможности самоутверждения.

Ряд обстоятельств могут объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы. VI.И ещё одна из причин

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть