Слайд 1Научно-практическая конференция по теме: «История развития сестринского дела».
Подготовили
Преподаватели
профессионального
модуля:
Парасич Н.
Н.
Будагова В.В.
Слайд 2Все нынче радостны с утра,
И есть для этого причины:
Справляет праздник
медсестра -
Основа нашей медицины!
12 мая Международный день медицинской сестры
Слайд 4Об истории развития сестринского дела в России
Наиболее полный анализ истории развития
сестринского дела в России представлен в работах Г.М. Перфильевой
Слайд 5В монографии «История сестринского дела в России». Г.М. Перфильева считает, что
становление светского сестринского дела проходило самобытным путём, без заметного влияния европейской медицины. Именно России принадлежит приоритет в формировании представления о сестринском уходе как особой форме медицинской деятельности, требующей специальной теоретической подготовки. В качестве примера она ссылается на учебник русского хирурга, главного врача Мариинской больницы для бедных Христофора фон Оппеля (1822 г.). Почти полвека спустя многие его идеи нашли отражение в работах Ф. Найтингейл. Но международная изоляция лишила возможности как российских сестёр приобщиться к международному опыту, так и зарубежных коллег познакомиться с нашими достижениями.
Обобщая историю развития сестринского дела в России XVI- XX вв., мы попытались проследить её основные вехи (табл. 1-1). Для анализа условно выделим четыре этапа развития сестринского дела в России: допетровский; 1701-1917; 1918-1976; с 1977 и до наших дней.
Слайд 6На Руси придворные врачи появились уже в X в. при киевских
князьях. В основном это были монахи Киево-Печёрского монастыря. При монастырях создавались больничные палаты.
Больничные здания, как правило, размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали прачечные, бани, огороды, кладбища. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц. Неимущие за дни, проведенные на лечении в больнице, отрабатывали на пашне, на промыслах, в извозе.
Допетровский период развития сестринского дела
Слайд 7Таблица. Основные вехи развития сестринского дела в России в XVI-XX вв.
Слайд 8Из летописи мы знаем о Евпраксии, родившейся в 1108 г., внучке
князя Владимира, которая глубоко изучила народную медицину и оставила первый отечественный медицинский труд под названием «Мази». Он посвящён вопросам физиологии, гигиены, пропедевтики, профилактики некоторых болезней.
Слайд 9Впервые женщин к уходу за больными стали привлекать при Петре I
(1682-1725 гг.).
Петр I определил обязанности женщин по уходу за больными «Регламентом об Управлении Адмиралтейства и Верфи». В 1728 г., уже после смерти Петра I, в расписание госпиталей были введены штатные единицы для женщин.
Отсутствие системы организации женского труда в госпиталях и заинтересованности командования в нём привело к тому, что в большинстве госпиталей участие женщин в уходе со временем либо прекратилось, либо носило временный характер. В результате больные и раненые, особенно в военное время, находились практически на полном самообеспечении.
Развитие сестринского дела в 1701-1917 гг.
Слайд 10Начинаниям Петра I суждено было воплотиться в жизнь только во время
правления Екатерины II (1762- 1796 гг.). В 1763 г. в Москве была учреждена Павловская больница, в которой по штату полагалось иметь солдат- сидельников, а для женщин - баб- сидельниц из жён и вдов больничных солдат. Одну из них назначали «для осматривания у больных женщин в сокрытых местах болезней и вставления им клистиров» и называли бабкой, или клис - тирщицей.
Позже женский труд стали использовать и в лечебных учреждениях военного ведомства.
Слайд 11Служба «сердобольных вдов».
Некоторые авторы считают, что сестринское дело в России
возникло в 1803 г., когда появилась служба «сердобольных вдов». В этом году императрица Мария Фёдоровна учреждает в Москве и Петербурге «вдовьи дома» - приюты для бедных вдов, оставшихся без средств к существованию.
В 1813 г. было принято решение привлечь некоторое число вдов из Петербургского вдовьего дома для оказания помощи в воспитании сирот и для работы в качестве сиделок в Мариинской больнице для бедных.
Мариинская больница в Санкт-Петербурге - первое частное благотворительное лечебное учреждение. В больнице 200 коек и амбулатория, 9 врачей, 12 фельдшеров, 14 надзирательниц, 60 хожатых, 54 остальных служителей.
Больница находилась на полном самообеспечении.
Слайд 12В марте 1815 г. впервые состоялось приведение прошедших испытательный срок 16
«сердобольных вдов» к присяге с вручением знака отличия - Золотого креста, который предписывалось носить на
шее всю жизнь, даже если «сердобольная вдова» выходила в отставку. Со второго года службы «вдовы» могли посещать больных в частных домах, получая за это плату. В 1819 г. последовал особый вердикт, учреждающий Институт сердобольных вдов. Обряд посвящения и присяги был тщательно продуман самой императрицей. После совершения обряда посвящённые вдовы получали свидетельство на звание «сердобольных», о чём публиковалось в печати.
С учреждения Института сердобольных вдов началась подготовка женского медицинского персонала. По уровню медицинской квалификации сердобольные вдовы занимали среднее положение между медицинской сестрой и няней.
Присяга «сердабольных вдов»
Слайд 14Качественно новый этап в развитии сестринского дела в России связан с
организацией общин сестёр милосердия. По инициативе великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезы Ольденбургской в Петербурге (1844 г.) была создана первая в России община сестёр милосердия. Своё название - Свято-Троицкая - община получила лишь в 1873 г. В основу первой в России общины сестёр милосердия была положена мысль о том, что попечение о больных и другие формы милосердия могут быть делом личного подвига.
Первоначально община включала семь отделений: отделение сестёр милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых, пансион, приют для приходящих детей, исправительную детскую школу, отделение кающихся, или магдалин.
С 1845 по 1856 г. общину посещал Н.И. Пирогов.
Деятельность общины быстро завоевала признание.
Слайд 15В конце 1844 г. в Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская основала общину
для оказания помощи нуждающимся и страждущим, которая несколько позже получила устав и название «Общины во имя Христа Спасителя».
«Общины во имя Христа Спасителя»
Слайд 16«Никольская община.»
Её организовали два выдающихся человека: княгиня Софья Степановна Щербатова и
доктор Фёдор Петрович Гааз.
Слайд 17В 1907 г. Елизавета Фёдоровна учредила общину сестёр милосердия - Марфо-Мариинскую
обитель, по имени двух евангельских сестёр, в судьбе которых воплощены две идеи: духовное служение и деятельное милосердие. В составе общины действовала больница, амбулатория, аптека, приют для девочек-сирот, воскресная школа. Здесь же работала столовая для бедных, размещалось общежитие сестёр милосердия и спальни детского приюта. В амбулатории медицинскую помощь оказывали бесплатно, безвозмездно выдавали лекарства в аптеке.
В 1914 г. обитель была переоборудована в госпиталь, сюда поступали раненые, здесь в качестве сестёр милосердия работали императрица и её дочери. Деятельность обители продолжалась и после революции 1917 г., вплоть до ареста царской семьи.
Марфо-Мариинская обитель
Слайд 18Существование общин милосердия было замечательным примером подвижничества, который был подхвачен русским
обществом во второй половине XIX в. Женщины доказали, что они достойны иметь равные права с мужчинами в общественной жизни страны.
Движение сестёр милосердия быстро набирало силу и получило всеобщее признание. К концу 1912 г. в 109 благотворительных общинах работали 3442 сестры милосердия, а к началу Первой мировой войны их количество достигло почти 20 000.
Слайд 19В 1854 г. в Петербурге была создана Крестовоздвиженская община сестёр милосердия,
специально для работы в действующей армии. Устав общины был составлен самим Н.И. Пироговым.
Крестовоздвиженская община
Слайд 20Н.И. Пирогов дал высокую оценку трудолюбию, самоотверженности и большому нравственному влиянию,
которое оказывали сёстры милосердия на воинов. Он писал, что поведение сестёр с медиками и их помощниками было примерное и достойное уважения, обращение их со страждущими было самое задушевное, а вообще все действия сестёр при уходе за больными, сравнительно с поведением госпитальной администрации, должны быть названы не иначе как благородными.
Русские женщины в годы Крымской войны впервые вышли из сферы домашней жизни на поприще государственной службы, показав высокие деловые и нравственные качества. Сестры приобретали одну из специальностей: сестёр хирургических (перевязочных), аптекарей и хозяек.
Слайд 21.
Екатерина Михайловна Бакунина (1812-1894 гг.)
Слайд 22Н.И. Пирогов называл её неутомимой сестрой и считал своей верной помощницей.
В первые послевоенные годы Е.М. Бакунина по рекомендации Пирогова руководила Крестовоздвиженской общиной. Но летом 1860 г. она добровольно сложила с себя полномочия сестры-настоятельницы и навсегда рассталась с общиной. Причиной такого серьёзного шага послужили разногласия с Еленой Павловной по вопросам дальнейшего развития и деятельности общины. Дальнейшая жизнь Е.М. Бакуниной подтвердила духовное богатство её натуры: до конца своих дней она неустанно боролась с человеческой бедой - лечила крестьян в селе Козицино Новоторского уезда Тверской губернии, где проживала с сестрами. Участие в Русско-турецкой войне - одна из ярчайших страниц её интересной, но ещё не написанной биографии
Слайд 25Анализируя основные вехи развития сестринского дела в послеоктябрьский период, следует сказать,
что реформы начались с утверждения в 1919 г. Наркомздравом плана обучения и программ школ сестёр милосердия, которые предусматривали сугубо практический метод обучения и поэтому - постоянное пребывание учащихся в больнице.
Молодой стране нужны были новые сестры, которых могли подготовить школы, принципиально отличающиеся от школ милосердия. Так, в 1920 г. из медицинского обихода исчезает слово «милосердие». Ликвидируются общины сестёр милосердия, появляются первые государственные медицинские школы. В новых программах 1924 г. издания отмечалось, что «сестра должна быть не только механическим выполнителем назначения врача, но должна ясно отдавать себе отчет в значении указанного метода лечения»; в программах 1926 г. - что «средний медработник должен быть только помощником врача, работающим по его указаниям и под его наблюдением». И только в 1929 г. был решён вопрос об усовершенствовании квалификации среднего медперсонала (не реже одного раза в 5 лет).
Слайд 26После восстановления специальности медсестры (примерно 1932 г.) в новых требованиях к
её подготовке отмечалось, что она выполняет уход за больными под руководством врача или помощника врача, и для сознательного отношения к назначениям врача она должна быть медицински грамотна.
В 1934 г. началось массовое обучение взрослых по программе ГСО (Готов к санитарной обороне СССР), а так же обучение школьников по программе БГСО (Будь готов к санитарной обороне СССР). В эти программы были включены вопросы оказания первой медицинской помощи при ранениях, травмах, вопросы по гигиене, санитарно-технической помощи, инфекционным заболеваниям. В это же время формировались санитарные дружины и посты.
В 1936 г. введена единая система подготовки среднего медицинского персонала. С 1939 г. началась подготовка медсестёр в каждой республике. Уже в 1940 г. в бывшем СССР было 967 медицинских и санитарных школ и отделений.
Основные вехи развития сестринского дела в России в 1919-1977 гг.
Слайд 27В Великую Отечественную войну впервые в мире в Советской армии на
линию огня была выведена женщина - санитарный инструктор, в обязанности которой входили вынос раненых и оказание им неотложной помощи. 23 августа 1941 г. вышел приказ «О порядке предоставления к правительственной награде санинструкторов и санитаров-носильщиков». За вынос с поля боя 15 раненых с их винтовками и ручными пулеметами санинструктор представлялся к правительственной награде - медали «За боевые заслуги» или «За отвагу»; за вынос 25 раненых - ордену Красной Звезды; за вынос 40 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - ордену Красного Знамени; за вынос 80 раненых с их винтовками и ручными пулеметами - ордену Ленина.
24 санинструктора удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 10 человек - посмертно.
Женщина - санитарный инструктор
Слайд 32- История развития сестринского дела взаимосвязанно вбирает в себя вопросы места и роли
женщины в обществе, её профессиональных способностей и профессиональной самореализации, а также становления различных профессий.
- Первая женская религиозная организация, которая занималась благотворительностью, была основана во Франции в 1633 г.
- Одним из факторов, мешавших развитию сестринского дела в мире, был социальный статус женщины.
Флоренс Найтингейл внесла огромный вклад в обретение женщинами равноправия.
Выводы по развитию сестринского дела
Слайд 33Флоренс Найтингейл
Флоренс Найтингейл внесла огромный вклад в обретение женщинами равноправия.
Она впервые обратила внимание на значимость и особенности сестринского дела, которые определяют его специфику и выделение в самостоятельный вид профессиональной деятельности. По её инициативе в Лондоне в 1860 г. была открыта первая в мире светская школа для подготовки медсестёр.
- В 1899 г. создан Международный совет медсестёр - первая профессиональная организация женщин.
Слайд 34Медалью с изображением Флоренс Найтингейл награждают за особые заслуги отличившихся медицинских
сестер. На оборотной стороне медали латинская надпись по кругу гласит: «Pro Vera Misericordia et cara Humanitate Perennis ducor universalis» («За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества») и по середине гравированная фамилия владельца.
Официально Международный день медицинской сестры был учреждён в 1971 году.
Слайд 35 Анализ изменений в сестринском деле показывает, что с 1945
г. по 1986 г. основное внимание уделялось реформированию образования. На деятельности практических сестёр, с нашей точки зрения, это никоим образом не сказывалось. Определенный ещё в 1927 г. их профессиональный и социальный статус в основном сохраняется в российском здравоохранении и поныне.
Определенный ущерб престижу сестринской профессии нанесло и наносит то обстоятельство, что медсестра выполняет функцию помощника врача, а за рубежом всё более утверждается концепция партнёрских взаимоотношений между этими специалистами.
Отношение к медсестре только как к помощнику врача и понятие «средний медработник» мешает развитию профессионального самосознания сестёр. Отсутствие научных принципов в системе подготовки сестёр и перспектив профессионального роста послужили толчком к возникновению множества проблем российского здравоохранения.
Слайд 36Примечательно, что при всем разнообразии версий происхождения белого медицинского халата исследователи
до сих пор не могут прийти к согласию — кто же все-таки первым надел этот предмет одежды, ставший символом медицины. Попробуем и мы разобраться...
Сестринская форма ассоциируется в первую очередь с монашеским одеянием, ведь в старину уделом «невест Христовых» было радение за больных, раненых, увечных. Больниц и госпиталей как таковых во времена Средневековья не было, поэтому нуждающиеся во врачебной помощи стационарно лечились при монастырях. Традиционный наряд сестры милосердия монастырских больниц был таким: темное длинное платье с белым передником и белый платок-косынка. В середине XIX века в одежде сестер преобладал черный цвет, а платки уступили место чепчикам. На рубеже столетия сестры Красного Креста носили платья с белыми манжетами или нарукавниками и белые шапочки.
Белые одежды. История медицинского халата
Слайд 37Настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря игуменья Ксения: «Белые одежды — символ Спасителя, белый
халат врача — символ помогающего в беде».
Белый цвет — символ спасения
Слайд 38В настоящее же время одежда для медицинского персонала не менее важна, чем инструмент. Она должна
быть удобная, функциональная, вызывающая уважение. Она, как уверяют доктора, caма по себе оказывает благотворное воздействие на процесс лечения, придавая врачу уверенность, а в пациента вселяя веру. Недаром испокон веков белые халаты служат одним из символов самой гуманной профессии.
Современные врачи: «ЗА» и «ПРОТИВ» белых халатов
Слайд 39БИОЭТИКА как исследовательское направление междисциплинарного характера сформировалось в кон. 60-х —
нач.70-х гг. Термин «БИОЭТИКА» предложен В. Р. Поттером в 1969 г.
БИОЭТИКА
Слайд 40В 1903 г. В. Вересаев писал: «…Как это ни печально, но
нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собою. Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во всей полноте вопрос о взаимном отношении между врачебной наукой и живой личностью. Между тем даже частичные вопросы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебатируются…». Вересаев видит главную задачу этики «…во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об отношении между личностью и врачебной наукою в тех границах, за которыми интересы отдельного человека могут быть приносимы в жертву интересам науки…». Он подчеркивает: «…вопрос и о правах человека перед посягающею на эти права медицинскою наукою неизбежно становится коренным, центральным вопросом врачебной этики…».
Слайд 41В 1925 г. нарком здравоохранения Н. А. Семашко объявил врачебную тайну
пережитком старой кастовой врачебной практики и старых глупых предрассудков и подчеркнул, что советское здравоохранение держит «…твердый курс на уничтожение врачебной тайны, пережитка буржуазной медицины…».
Слайд 42В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начинает писать
работу «Норма поведения, или мораль с естественноисторической точки зрения». Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унаследовал от животного мира норму оборонительного поведения, эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Для морали будущего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повышение антиэгоистических норм морали и поведения людей.
Слайд 431. Модель Гиппократа («не навреди»).
2. Модель Парацельса («делай добро»)
3.
Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).
Исторические модели моральной медицины.
Слайд 441. Модель «технического» типа.
2. Модель сакрального типа.
3. Модель коллегиального
типа.
4. Модель контрактного типа.
Модели моральной медицины в современном обществе.
Слайд 45Мыслитель и врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г. до
н.э.) в своей знаменитой «Клятве» впервые сформулировал морально-этические и нравственные нормы профессии врача. Величие Гиппократа заключается прежде всего в его гуманизме, в том, что он считал человека венцом природы. Эти взгляды пронизывают весь текст «Клятвы Гиппократа».
Деонтология
Слайд 46Термин «деонтология» введен в обиход сравнительно недавно – в начале прошлого
столетия английским философом И. Бентамом как обозначение науки о профессиональном поведении человека. Бентам проповедовал идеологию буржуазного либерализма. Общее благо, по Бентаму, недостижимо в условиях непреодолимого для общества антагонизма, и поэтому каждый человек должен заботиться только о себе самом.
Слайд 47П.А.Гольбах определял этику как науку об отношениях между людьми и обязанностях,
вытекающих из этих отношений. Следовательно, этика представляет собой одно из направлений воспитания, тесно связанного с деонтологией, ее целями и практической их реализацией.
Слайд 48Согласно «Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года», отмечается снижение уровня обеспеченности населения
средним медицинским персоналом. На сегодняшний день дефицит составляет более 850 тысяч человек. Причиной этому много: низкая заработная плата, очень высокие нагрузки, непрестижность профессии и т.д. О возможных методах выхода из «кадрового тупика» и об изменении роли медсестры в ОРИТ рассказала Валентина Антоновна Саркисова – президент Ассоциации медицинских сестер России.
Валентина Саркисова: современная медсестра — полноправный участник лечебного процесса.
Слайд 49Современная роль медицинской сестры другая, нежели это было несколько лет назад.
Сегодня медицинская сестра должна быть профессионально грамотным и квалифицированным участником лечебного процесса, а не просто безмолвным помощником врача, который выполняет его поручения «на автомате». Таково требование времени. Именно медицинские сестры берут на себя заботу о больном: выхаживают, помогают вернуться в строй, работают с родственниками пациента, объясняя и показывая, как правильно следует помогать своему близкому человеку после его выписки из больницы. Ведь никто не расскажет лучше обо всех тонкостях проводимых процедур, чем медицинская сестра. Даже врач!
Слайд 50В то же самое время, надо отдать должное, Минздрав делает определенные шаги, чтобы улучшить
профессиональное положение медсестер. В частности разработана специальная программа, целью которой является улучшение условий работы сестринского персонала, решение социальных вопросов. Также в программе прописано требование о губернаторских надбавках медсестрам и фельдшерам, если, например, они едут работать в органы сельского здравоохранения. То есть диалог власти с общественным движением начал налаживаться. «Общественное движение имеет большой потенциал и много ресурсов, чтобы внести весомый вклад в развитие российского здравоохранения», — отмечает президент Ассоциации В.А. Саркисова. Поэтому можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе медицинские сестры вправе ожидать положительных изменений в своей профессии.