Слайд 1Исследовательский проект по литературному краеведению
«Никульевская земля – источник сил душевных…
Выполнили: обучающиеся
9 класса
Царапкина Ксения, Бабков Денис
Научный руководитель: учитель
русского языка и литературы
Жигалина Ольга Анатольевна
МБОУСОШ с.Никульевка Башмаковского района Пензенской области
2014г.
Слайд 3Александр Михайлович Кузнецов
родился 26 мая 1941 года в селе Раздольное
Башмаковского района Пензенской области. Окончил Алексеевскую школу, Саратовский экономический институт. Работал в городе Минске доцентом кафедры финансов. Умер в 1997 году.
Татьяна Алексеевна Желудкова родилась в 1952 году в селе Алексеевка Башмаковского района Пензенской области. Окончила Пензенское Училище культуры и искусств. Много лет работала в городе Заречном на ПО «Старт». С 2000 года является членом литературно-поэтического объединения «Радуга».
Слайд 6
Д.С.Лихачёв
«Уважение к труду наших предков, к их традициям, обычаям, к их
песням, развлечениям - всё это дорого нам. Поэтому так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной»
Слайд 7 Необходимо пробудить интерес
к
истории родного края и землякам
Как ?
Социологический опрос
Поиск материала о поэтах и известных людях села
Систематизация собранного материала
Встречи с общественностью
Разработка дизайна сборников, подготовка к печати, их выпуск
Создание рекламных буклетов о поэтах - земляках
Показ видеофильмов,видеозаписей, созданных группой учащихся , демонстрация результата проекта на школьном празднике
Слайд 8ЦЕЛИ
Провести социологический опрос населения «Знаете ли вы поэтов нашего села?»
Выявить творчески
одарённых людей, родившихся и выросших на нашей земле, с целью популяризации творчества земляков
Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к нашей истории, к памяти о людях, прославивших в своих произведениях родные места, запечатлевших исторические этапы нашей жизни, трудовую сторону деревенского быта второй половины 20 века, современной действительности.
Выявить новые таланты среди молодежи села Никульевка. Пополнить поэтический сборник «Никульевские жаворонки» новыми стихами с целью популяризации творчества учащихся и выпускников школы.
Содействовать повышению общего культурного уровня людей нашего села.
ЗАДАЧИ
Систематизация собранного материала, распределение его по рубрикам, с целью создания сборников, которые составят альманах «Моя признательность родной земле»
Разработка и создание рекламных буклетов о поэтах-земляках, успешных людях нашего села
Демонстрация результата проекта на школьном празднике, включающем выразительное чтение стихов авторов- земляков, фрагментов творческих работ учащихся и выпускников нашей школы (пригласить на праздник тех ребят, которые когда – то посвящали свои работы краеведческой теме, устроив чтение и комментирование их на встречах с сегодняшними участниками проекта – обмен творческими предложениями)
Презентация электронного альманаха на общешкольном родительском собрании
Показ на уроках краеведения видеофильма, созданного группой наших учащихся к 200-летию М.Ю.Лермонтова «Есть, как прежде, у нас в России, дорогие места, святые», видеозаписи стихов «М.Ю.Лермонтову посвящается…»
Слайд 9Доктор филологических наук, профессор Пензенского государственного университета Г.Е.Горланов в книге «За
страницами учебника» писал: «Любой собранный материал становится с годами исторической реликвией».
Слайд 13«Во глубине России есть село такое» (о тружениках села Никульевка)
Солдатский долг
исполнив свято, я утверждаю неспроста, // Что биография солдата, как слёзы детские, чиста (о воинах – земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны)
«Я говорил возвышенно и нежно своей Отчизне добрые слова» (Исследовательские работы о творчестве поэтов-земляков)
«М.Ю.Лермонтову посвящается…»
«Сердца исповедь, души движенье.// Живой да будет каждая строка (стихи, творческие работы учащихся, выпускников школы)
«И пробуждается поэзия во мне…» (стихи выпускников и учащихся школы)
Слайд 14Мир природы: «Колпак «чуткие уши» (Жигалин С.), «Неужели это наше будущее?»
(Желудкова А.) (упр. №666), «С природой одною он жизнью дышал» (Саунин А.)
О животных и птицах: «Кеша, Кешенька, Кешунька» (Боронина О.), «Гога» (Царапкина К.), «Мой четвероногий друг» (Саунин А.), «Жизнь моих кошек и котят» (Жигалин С.), «Дом моего раннего детства» (Боронин Е.), «Спешу поделиться только что прочитанным» (Жигалина И.), «Дай, джим, на счасте лапу мне…» (Суходолова Т.)
Юмористические рассказы: «Боевые будни» (Скокшин А.), «Почему нужно учиться?» (Дворянчикова К.) (упр.№ 652), «Воображаемое путешествие» (Жигалин С.)
На морально – нравственные темы, о будущем: «В чём смысл жизни?» (Переходько К.), (упр.»345), «Вся Россия наш сад» (Гордеева М.), «Кем бы я хотел стать и почему?» (Саунин А.) (упр. №484), «Редкий дар» (Скокшина Ю.)
О прекрасном в окружающем мире: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» (Дворянчикова К.) (упр.№385), «Как прекрасен этот мир» (Скокшина Ю.), «Люблю тебя, мой край родной» (Силкин А.) (упр.№78). Стихи учащихся о временах года (упр.№352), «Золотой дождь» (Гордеева
Слайд 15По литературе
по творчеству Салтыкова – Щедрина сказки: «Пропала доброта» (Переходько
К.), «Пропали учителя» (Силкин А.), «Пропала школа» (Жукова И.), «Как у двух братьев лень пропала» (Смирнов В.)
по творчеству И.А.Крылова: Басни «Что за нудные уроки» (Китанина Е.), «Старая лисица и мечта о красоте» (Силкина Е.), «Хитрая лисица» (Саунин А.), «Мартышка», «Хитрая лиса» (Жукова И.) и т.д.
по творчеству М.Ю.Лермонтова: сочинения «Ко мне Лермонтов «пришел…»» (Жигалина И.), « Люблю Отчизну я…» (Калинина М.), «Не мог понять в сей миг кровавый, // На что он руку поднимал…» (Зверкова К.); стихи «Тарханы» , «Люди тебя помнят» (Силкин А.), «Тарханы – милый уголок» (Боронин Е.), «Письмо Лермонтову», «Русский поэт» (Сёмина Е.), «Вот перед нами дуб стоит могучий…» (Иминов В.) и др.
по творчеству А.С.Пушкина «Там, где тихо развивался я давнишнею порой», пьса в двух действиях «Невольник чести»
о В.Г.Белинском «Душа, пламенная ко всему благому и прекрасному» Рудинская У.)
Слайд 16Для внеклассных мероприятий:
О малой родине: творческие и исследовательские работы - «Богатырь
земли Никульевской» (Суходолова А.), «История одной фотографии» (Гордеева М.), «Просветляется душа, // Рождается волнение…» ( О строительстве церкви Святаго Иоанна Златоуста в с.Никульевка (Мещерякова Е., Дворянчикова К. ), «Семья из рода земледельцев» (Щуплова О.), Человек делом славится» (Царапкина К.), Стихи «Моё село», «Моя деревня» ( Сёмина Е.), «Мне посчастливилось родиться в чудесном пензенском краю» (Горшкова О.), «Родина», «Пензенский край мой, сторонка родная», «Утро в берёзовой роще» (Силкин А.), «Родной край» (Боронин Е.) и др.
О Великой Отечественной войне: творческие и исследовательские работы- «Дорогой мой человек» (Саунина А.), «В плену военных воспоминаний» (Дворянчикова К.), «На сопках Маньчжурии» (Судоргина И.), «Памяти павших…» (Жигалина И.), « Я не хочу больше писать о войне…» (Казённова Е.), стихи «Не бывать войне!», «Баллада о матери» (Силкин А.), «Война» (Гордеева Е.), «Мне жаль, что не было меня» (Саунин А.), «Песнь о солдате» (Скокшина Ю.).
О творчестве поэтов - земляков «Рукописи не горят…» (Гордеева М.)
Слайд 18Находясь в атмосфере поэзии и прозы, соприкасаясь с биографией и творчеством
поэтов – земляков, учащиеся и сами начинают писать стихи, рассказы, очерки. «Но творчество и в другом – в поисках новых материалов, в дизайнерской работе по оформлению обложек сборников, в чтении работ выпускников и учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях.
Слайд 19Допечатная подготовка:
верстка
Команда наборщиков
Фальцовка
Прошивка книги
Процесс печати
Команда издательских специалистов