Презентация, доклад на тему Исследовательская работа по теме Чум-жилище наших предков

Актуальность : мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю их культуру, способствовал значительному упрощению быта. Чум стал меньше использоваться.Цели исследования : выявление значения чума для ненцев; изучение его строения;сравнение зимнего и летнего чума.

Слайд 1Ямало-Ненецкий автономный округ
Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

ЧУМ- ЖИЛИЩЕ НАШИХ ПРЕДКОВ

Автор: Езанги Ульяна
4 класс
Руководитель: Насонова Н.А.

Ямало-Ненецкий автономный округМуниципальное образование Ямальский районМуниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

Слайд 2
Актуальность :
мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю

их культуру, способствовал значительному упрощению быта. Чум стал меньше использоваться.

Цели исследования :
выявление значения чума для ненцев;
изучение его строения;
сравнение зимнего и летнего чума.

Актуальность : мобильный образ жизни тундровых оленеводов наложил отпечаток на всю их культуру, способствовал значительному упрощению

Слайд 3
Гипотеза исследования: если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах

нашего округа, узнают подробно о том, что чум был идеально приспособлен к открытым пространствам тундры, что древний человек, не зная законов физики и астрономии, смог создать уникальное жилище, форма которого придает ему устойчивость, то они заинтересуются культурой и бытом коренных народов Ямала.


Задачи:
изучить научно-популярную литературу по данной проблеме;
описать построение чума;
дать сравнительную характеристику летнего и зимнего чума.

Гипотеза исследования:  если учащиеся школ, проживающие в поселках и городах нашего округа, узнают подробно о

Слайд 4

«Песнь моя звенит, как древний бубен.
Спросите, где мой дом, мое жилище.
Отвечу

вам звенящей песней ветра,
Что чум родной мой – это тундра вся.»
Л. Лапцуй. «Тундра»

Чум - жилище кочевых народов, занимающихся оленеводством,
по- ненецки - `мя`.
Чум - переносная конусообразная палатка.
«Песнь моя звенит, как древний бубен.Спросите, где мой дом, мое жилище.Отвечу вам звенящей песней ветра,Что чум

Слайд 5

Традиционное жилище – конический чум от 3 до 9 метров в

поперечнике. Остов чума состоит из жердей и покрыт нюками (покрытие чума). 

Традиционное жилище – конический чум от 3 до 9 метров в поперечнике. Остов чума состоит из

Слайд 6
Устанавливают чум у ненцев женщины. Им помогают девочки-подростки. Делают они это

быстро, по строго установленным правилам. При этом сохраняется определенная последовательность установки чума. Каркас современного чума составляют из шестиметровых шестов от 25 до 40 штук.

Установка чума

Устанавливают чум у ненцев женщины. Им помогают девочки-подростки. Делают они это быстро, по строго установленным правилам.

Слайд 7
На равном расстоянии от очага устанавливают два основных шеста (макода). Их

нижние концы втыкают в землю примерно под углом 45 градусов, а верхние связывают гибкой петлей.

Определяют центр  жилища. Здесь сооружают очаг . По обе стороны от него укладывали доски  пола и плетеные циновки.

На равном расстоянии от очага устанавливают два основных шеста (макода). Их нижние концы втыкают в землю

Слайд 8
Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (симзы) располагались две горизонтальные жерди (ти), на

которых укладывали железный стержень с крючком для котла.



По окружности размещали остальные шесты.

Перпендикулярно центральному внутреннему шесту (симзы) располагались две горизонтальные жерди (ти), на которых укладывали железный стержень с

Слайд 9
В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена

для приготовления пищи. Тепло от печи поднимается вверх и не дает осадкам проникать в чум.
В центре чума находится печь, которая служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. Тепло от

Слайд 10
Когда остов чума поставлен, начинают натягивать покрытие `нюк`. Два человека специальными

шестами поднимают `нюки` за кармашки вверх.
Когда остов чума поставлен, начинают натягивать покрытие `нюк`. Два человека специальными шестами поднимают `нюки` за кармашки

Слайд 11
Две других женщины держат за боковые края и одновременно по команде

покрытие поднимается на чум.

А потом расправляются, натягиваются края, которые завязываются веревками к шестам.

Две других женщины держат за боковые края и одновременно по команде покрытие поднимается на чум.А потом

Слайд 12



В старину летний чум покрывали берестяными покрышками.
В настоящее время такие покрытия

не используются оленеводами.



Достижения современной промышленности позволили оленеводам использовать брезент, более быстрый в изготовлении и удобный в транспортировке.

В старину летний чум покрывали берестяными покрышками.В настоящее время такие покрытия не используются оленеводами. Достижения современной

Слайд 13
Зимний чум - сырей мя. Он покрывается нюками из оленьих шкур.

Летний чум – тангы мя. Покрытием для него служит брезент. Раньше покрывали вываренной берестой. Снаружи нюки придавливают шестами и нартами, а снизу ещё присыпают снегом. Дверью служит откидывающаяся часть нюка. Отверстие сверху прикрывается шкурой зимой или берестой летом.

Зимний чум - сырей мя. Он покрывается нюками из оленьих шкур. Летний чум – тангы мя.

Слайд 14
После установки чума, женщины застилают постели внутри . Поверх циновок кладут

оленьи шкуры.


У самого основания шестов складывают малицы и другие мягкие вещи. Оленеводы часто возят с собой перины и подушки, а также специальные теплые спальные мешки, сшитые из овчины.

После установки чума, женщины застилают постели внутри . Поверх циновок кладут оленьи шкуры. У самого основания

Слайд 15Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше

традиционного жилища в суровых условиях тундры, не придумано никакое другое жилище. Существенных изменений в чуме с начала двадцатого века (кроме электричества, железной печки, сотовой связи) не произошло. Тундровики как жили в чуме, так и будут жить, пока существует традиционная отрасль – оленеводство. Каждый человек должен интересоваться своей духовной и материальной культурой, то есть обычаями, традициями, родным языком, происхождением своего народа, историей своего края, охранять природу, чтобы потом, через какое-то время, всё это передать своим потомкам.
Тундровое население до сих пор проживает в чуме, потому что лучше традиционного жилища в суровых условиях тундры,

Слайд 16
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь

каждый будет вас увидеть рад
И обогреть душевной теплотою!

Суров мой Север лишь на первый взгляд.Пусть ветры завывают за стеною,Здесь каждый будет вас увидеть радИ

Слайд 17
Спасибо
за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть