Слайд 1Научно – практическая конференция
Слайд 2«Мир школьных прозвищ»
Выполнила: ученица 6 е класса Галлямова Зинира
Руководитель:
Курбанова Лиана Мидехатовна
Слайд 3Цель исследования:
Изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников,
проанализировать отношение к прозвищам.
Слайд 4Задачи:
изучить научно-популярную литературу по данной теме;
провести анкетирование среди
школьников с целью изучения особенностей прозвищ;
составить картотеку школьных прозвищ;
выявить, все ли школьники в подростковом периоде имеют прозвища;
установить, каково происхождение прозвищ, когда они появились;
проанализировать отношение школьников к прозвищам.
Слайд 5Объект исследования: система прозвищ, существующая в школьном подростковом возрасте в данный
период времени
Гипотеза
Существует мнение, что прозвище – категория вечная, оно существует всегда и повсюду, особенно широко прозвища распространены среди школьников. Так ли это?
Слайд 6 Актуальность исследования
прозвища широко распространены среди школьников, однако их происхождение, особенности мало
изучены и недостаточно представлены в школьных учебниках русского языка.
- возникновение прозвищ – это явление, которое присутствует повсюду, и знакомство с этим явлением поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом.
- работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к прозвищам, а, следовательно, возможно выявить проблемы, возникающие в процессе общения детей при употреблении прозвищ.
Слайд 7Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
-
анкетирование;
-анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
Слайд 8Имена людей – часть истории народа. Каждый человек, живущий на Земле,
имеет минимум одно имя. Имя человека – своеобразный социальный знак. Им принято дорожить. История знает немало примеров, когда, за право носить то или иное имя или фамилию, шла жестокая борьба. Даже в малоцивилизованных племенах безыменный человек утрачивает многое из своих прав. Простой пример: у индейцев племени квакиютль человек, берущий взаймы, должен оставить в залог не что-нибудь, а свое имя! И пока он долга не вернет, все члены племени считают этого человека безыменным и по имени не называют.
Слайд 9Прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает
реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». Более полное определение мы находим в словаре Ушакова.
Слайд 10Существуют персональные прозвища и групповые (семейные, родовые, коллективные). Например, «буквари» (дети
начальных классов – коллективное прозвище). Но как возникают прозвища? Исследования ученых показали, что существуют четыре основных принципа происхождения прозвищ: по внешнему виду, по месту рождения, по характеру, по виду деятельности.
Слайд 11Анкета
1. Фамилия. Имя.
2. Класс.
3. Есть ли у вас
прозвище?
4. Назовите своѐ прозвище?
5. Когда оно у вас появилось? (в школе (класс), до школы)
6. Кто дал вам прозвище?
7. В связи с чем оно у вас появилось? (по фамильным данным, по чертам внешности, по черте характера, по родовой традиции, послужил случай, произошедший с вами, другое)
8. Менялось ли у вас прозвище?
9. Считаете ли вы его обидным?
10.Называете ли вы сами кого-нибудь по прозвищу?
11. Давали ли вы кому-нибудь прозвище?
12. Как вы относитесь к тому, что у вас есть прозвище? (обижаетесь, не обращаете внимания, с юмором относитесь, гордитесь)
13. Все ли прозвища учеников вашего класса вам известны?
14. Знаете ли вы прозвища детей из других классов?
Слайд 12Результаты анкетирования:
в анкетировании участвовало 13 учеников 6 е класса:
12
учеников имеют прозвища;
10 из них получили прозвища в школе;
2 из них получили прозвища в других местах
Слайд 13Фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый по повести Железнякова, - один из
ярких примеров негативного воздействия прозвища. Оно стало одним из немаловажных факторов отношения к главной героине, 12-летней девочке, которое чуть ли не привело к трагедии. Лена, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему содержанию и нравственному здоровью своей личности, чем своему внешнему виду. Испытывая на себе недоверие, зависть, недоброжелательность, непонимание или даже жестокость со стороны окружающих подростков, предательство мальчика, который вызвал в ней чувство первой любви, Лена показывает всем впечатляющий пример бескорыстия, прямоты, человеческого достоинства. А ведь все ее дразнили Чучело.
Слайд 15Проанализировав школьные прозвища, выяснив причину их появления, хочу предложить ребятам не
реагировать на них болезненно, а отнестись к ним с определенной долей юмора.