Слайд 1МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Автор: Парыгина Ирина Анатольевна,
учитель математики высшей категории
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
с. Биджан, 2019 г.
Использование здоровьесберегающих технологий
в процессе обучения и воспитания школьников.
Часть 1
Слайд 2Задача повышения качества образования, поставленная в Федеральной целевой программе развития образования,
связана с решением проблемы охраны и укрепления здоровья обучающихся:
«Работа по сохранению и укреплению здоровья детей приобретает особую актуальность и предполагает внедрение здоровьесберегающих форм и технологий в педагогический процесс».
Нормативно-правовая база
Слайд 3В Концепции модернизации Российского образования отмечено:
«...необходимо провести оптимизацию учебной, психологической
и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся».
Слайд 4В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
Статья 2 «государственная
политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...».
Статья 51 «Охрана здоровья обучающихся и воспитанников»: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников», а также «ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения».
Слайд 5Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования содержат:
новые идеи образования, которые заключаются в том, что осуществляется переход от успешности школы к успехам ребенка, развивающегося как личность;
обязательное наличие программы формирования здорового и безопасного образа жизни у школьников разных ступеней обучения;
обозначены направления деятельности учителя и школы по формированию здорового и безопасного образа жизни школьников
Слайд 6Факторы риска, связанные с учебным процессом и их влияние на здоровье
учащихся
1. Интенсификация учебного процесса.
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
4. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся.
5. Недостаточность существующей системы физического воспитания.
6. Стрессовая учебная деятельность.
7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
9. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей».
Исследования Института возрастной физиологии России
Слайд 7Всемирная организация здравоохранения все перечисленные выше факторы делит на 3 категории:
-
неизбежные факторы, с которыми необходимо считаться, но нет способа изменить,
-корректируемые факторы, действие которых можно в некоторых случаях регулировать,
- устранимые факторы – негативное действие которых, можно снизить, нейтрализовать, исключить.
Смысл использования здоровьесберегающей технологии - учитывать неизбежные факторы, ослаблять воздействие корректируемых факторов и избавляться от устранимых факторов.
Слайд 8Здоровьесберегающие образовательные технологии.
Общее понятие
Слайд 9 Технология - это системный метод создания, применения и определения всего
процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.
Слайд 10Понятие «здоровьесберегающие технологии»
Первым, кто использовал понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии» считается Никита
Константинович Смирнов: «Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач».
Здоровьесберегаюшую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - технологическая основа здоровьесберегающей педагогики, совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога
Слайд 11По мнению доктора педагогических наук, профессора Владислава Владиславовича Серикова:
«Здоровьесберегающие педагогические
технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством».
Некоторые педагоги считают, что здоровьесберегающая технология - это условия обучения ребенка в школе, рациональная организация процесса обучения и соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.
Слайд 12Здоровьесберегающие технологии - это совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов,
методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Слайд 13Основные компоненты здоровьесберегающей технологии
аксиологический - осознание учащимися высшей ценности
своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни;
гносеологический, связанный с приобретением необходимых для сохранения здоровья знаний и умений побуждающих заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни;
-эмоционально-волевой включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых; они обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива;
экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Слайд 14Основные мероприятия:
1. Организационно-педагогические - мероприятия, которые определяют структуру образовательного процесса на
основании СанПиНов и способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других негативных явлений.
2. Психолого-педагогические - это группа мероприятий, связанных с воздействием, которое педагог оказывает на детей в ходе образовательного процесса.
3. Учебно-воспитательные - все программы, которые реализуются в образовательном учреждении и направлены на обучение и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
4. Социально адаптирующие и личностно-развивающие - группа мероприятий, направленных на формирование и укрепление психологической адаптации учащихся.
5. Лечебно-оздоровительные - мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся, профилактические мероприятия относящихся к компетенции медицинской службы.
Слайд 15Результат применения здоровьесберегающих технологий -
изменение образовательного процесса, в котором должно
четко прослеживаться:
- объем образовательной нагрузки, который соответствует как возрастным, так и индивидуальным особенностям ребенка;
- составление расписания и распределение нагрузки в соответствии с требованиями норм;
- чередование различных видов обучения с другой физической деятельностью;
- увеличение физической активности детей;
- возможность получения адекватной медицинской и психологической помощи;
- привлечение родителей к активному участию в школьной жизни;
- система работы по формированию заинтересованного отношения к здоровому образу жизни у школьников;
- подготовка педагога к созданию адекватного психологического климата в классе;
- индивидуальный подход к ребенку;
- коррекционная работа;
- использование методик и образовательных технологий согласно возрасту.
Слайд 16Главные задачи здоровьесберегающих технологий в современной школе
воспитание здоровой личности, ориентированной на
здоровый образ жизни;
организация образовательного процесса, который не навредит здоровью ребенка;
использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника.
Слайд 17Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности
современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.