Слайд 1
Учитель начальных классов, адыгейского языка и литературы МБОУ СОШ № 10
имени К.Б. Бжигакова п. Тлюстенхабль Теучежского района Республики Адыгея
Коблева Сусана Байзетовна
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературного чтения
( из опыта работы)
Слайд 2 “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”
К.Д.Ушинский
Слайд 3Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение
и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Слайд 4Цель обучения с использованием мнемотехники:
развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная);
мышления;
внимания;
воображения;
развитие творческого познания.
Слайд 5Подходы в работе с технологией мнемотехника:
- системный – технология мнемотехника используется
в системе обучения и воспитания;
- личностный – с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
- деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные учителем схемы, таблицы и составляет свои;
- диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;
- культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
- информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.
Слайд 6Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Работа на
уроках по мнемотаблицам состоит из трех этапов.
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 . После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме.
Слайд 7Актуальность использования мнемонических приемов:
Ребёнок-ученик очень пластичен и легко обучаем,но характерна быстрая
утомляемость и потеря интереса к занятию.
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания
Слайд 8Мнемотехника– это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации.
Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов.
Слайд 9 Основные приёмы:
Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Рифмизация.
Нахождение ярких
необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Метод Цицерона на пространственное воображение.
Методы запоминания цифр.
Слайд 10Рифмуйте информацию
Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму. К
примеру: «кое, либо, то, нибудь — тире ставить не забудь, а частицы бы, ли, же – пишут давно раздельно уже».
Слайд 11Друг, запомни Рифму,
И эту панараму:
Мама мыла раму,
Кот украл панаму.
Слайд 12Формируйте фразы из первых букв информации
Ярким примером такого приема служит последовательность
цветов в спектре: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова означает определенный цвет: К – красный, О –оранжевый, Ж – желтый и т.д.
Слайд 13Регина,Роксана,Рузана,
Инна,Ирина,Ильина,
Фаина,Фотина,Феона,
Марина,Милана,Мальвина,
Арина,Алёна,Алина.
Слайд 14ЗАГАДКИ
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три-и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый,я тебя
найду!(Боровик)
Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно полвет.(Улитка)
Слайд 15Шарады
Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом
мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.(Сто-ля-р)
Слайд 16Считалка
Ты-хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот вышел вон.
Слайд 17Метод связки
Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или
иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит)
Слайд 24И.Токмакова « К нам весна шагает…»
Слайд 26Сочиним сказку
В лесу жил зверь, в названии которого был звук [а].
Отгадайте, кто это мог быть?
У него была поляна, на которой он выращивал овощи, в названии которых был звук [а].
Он собрал друзей на «Праздник урожая». Каждый принес подарок, в названии которого был звук [а].
Все веселились…
Слайд 28Метод зацепок
Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0
– баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д.
Слайд 32Метод Цицерона
Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в
знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.
Слайд 33Плохой учитель преподносит истину,а хороший учит её находить.
Дистерверг
Слайд 34Список литературы:
Денис Букин Развитие памяти по методике спецслужб. — М.: Альпина Паблишер,
2014. — 486 с. — ISBN 978-5-9614-4730-9
Дёмин Р. Н. Танец как форма философствования и мнемотехники. //Философия — Детям. Человек среди людей: Материалы Второй Международной Научно-практической конференции. 25-28 мая 2006 г. М., 2006. С.98-100.
С. А. Гарибян. Школа памяти. Суперактивизация памяти через возрождение эмоций. Изд-во Цицеро, 1992 г, 64 с, — ISBN 5-8286-0017-6
Козаренко В. А. Учебник мнемотехники, 2002, электронная публикация
Авшарян Г. Э. . Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — 224 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-226-00682-1
Станислав Матвеев Феноменальная память. Методы запоминания информации. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-9614-1876-7
Слайд 35
Ссылки
Запоминалки в русском языке
В. Козаренко «Мнемотехника: Запоминание на основе визуального мышления»
Авторская
школа Самвела Гарибяна
Френсис Йейтс Искусство памяти
Коллекция мнемонических правил по химии
Запоминалки для английских слов
Мнемоника. RU — тренировка памяти
Тренировка и развитие памяти
Статьи о запоминании и людях-счётчиках
Морковные финики, фазаны, круги и штаны Пифагора (или же сборник фраз-запоминалок). Есть несколько на немецком, английском и французском языках.
schatz-wort Использование мнемотехнических приёмов для запоминания немецких слов.
Мнемотехника.Как улучшить память