Слайд 1..
«Что за прелесть эти
сказки!...»
Интеллектуальная викторина по сказкам А.С.Пушкина
Слайд 2РАЗМИНКА
Назовите произведения, из которых взяты следующие строки:
Ветер на море гуляет
И кораблик
подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
1.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря…;
2.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
3.
Слайд 3В каких сказках Пушкина присутствуют эти персонажи?
Слайд 4А теперь, ребята узнаем, насколько хорошо вы знаете содержание произведения А.
С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Слайд 5Какими словами начинается произведение «Сказка о царе Салтане…»?
Слайд 6Почему царь взял в жены третью девицу? Что она пообещала сделать
для батюшки-царя?
"Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Слайд 7Почему сестры пытались навредить царице?
Слайд 8Правильно!
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
Слайд 9Куда отправился царь после свадьбы?
В те поры война была.
Царь Салтан, с
женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Слайд 10„Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не
лягушку,
А неведому зверюшку“.
Какое письмо послали они царю?
Слайд 11Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца
хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
„Ждать царева возвращенья
Для законного решенья“.
Слайд 12Что стало с царским посланием?
Оно было заменено на другое.
Слайд 13Почему царица с ребенком оказалась в бочке в океане?
Слайд 14Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой
Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
„Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод“.
Слайд 16Ребята , а теперь узнаем значение слов «бояре», «гонец», «грамота».
Бояре- высшее
сословие, советники князя, царя.
Гонец – весник, посланец.
Грамота- письменные документы, указы, послания.
Слайд 17Что происходило с царевичем в бочке?
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней
царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Слайд 18Как им удалось спастись?
День прошел - царица вопит...
А дитя волну
торопит:
"Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли -
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!"
Слайд 19Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба
сук
И в тугой сгибает лук,…
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно на́ море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Слайд 20«Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;…»
Что произошло дальше?
Слайд 22Каким был первый подарок царевичу от лебедь — птицы?
Вот открыл
царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Слайд 23Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана
К
какому острову весело бежит кораблик?
Слайд 24Почему грустил князь Гвидон?
«Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Слайд 25В каких насекомых превращала царевна-лебедь царевича, чтобы дать ему возможность посетить
отца?
Муху?
Бабочку?
Стрекозу?
Шмеля?
Гусеницу?
Комара?
МУХУ
ШМЕЛЯ
КОМАРА
Слайд 26О каких небывалых чудесах твердят ткачиха с поварихой и
с сватьей бабой
Бабарихой царю Салтану?
И с какой целью они это делают?
Слайд 27Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра
— чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…
Вспомните ,что делала белочка в славном граде на острове Буяне
Слайд 33Сколько богатырей выходит из моря и кем они приходятся царевне –
лебедь?
«Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.»
Слайд 34Как выглядела царевна, в которую обернулась лебедь?
Месяц под косой блестит,
А во
лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
Слайд 35Какое событие больше всего удивило и обрадовало царя Салтана на острове
Буяне?
"Что я вижу? что такое?
Как!" - и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,»
Слайд 36Как отпраздновали герои радостную встречу?
И садятся все за стол;
И веселый пир
пошел.
Слайд 37Молодцы! А теперь переходим к Сказке о рыбаке и рыбке.
Слайд 38Сколько лет прожили вместе старик и старуха? И в каком жилище
они жили?
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Слайд 39«…Воротись, поклонись рыбке…»
Вспомните слова, которые постоянно говорила старуха старику
Слайд 40Сколько раз ходил старик к рыбке?
Пять раз.
Три раза
Слайд 41Что потребовала старуха от старика в первый раз?
Старика старуха забранила:
"Дурачина ты,
простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше-то совсем раскололось".
Слайд 42Что получила старуха от рыбки во второй раз?
Перед ним (стариком) изба
со светёлкой,
С кирпичною, белёною трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чём свет стоит мужа ругает.
Слайд 43Кем захотела стать старуха в третий раз?
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля,
избу!
Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть чёрной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".
Слайд 44Внимание ! Узнаем значение слова –столбовая дворянка!
Столбовая дворянка- это дворянка старинного
и знатного рода.
К «столбовым» причисляли тех, чьи предки еще в XVI-XVII веках были записаны в родословные книги — «столбцы»
Слайд 45Кем захотела стать старуха в четвёртый раз?
"Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть
столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей".
Слайд 46И наконец: последнее желание старухи.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей
морскою,
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках".
Слайд 47Что ответила рыбка на последнюю просьбу старика?
Слайд 48Почему старуха вновь оказалась у разбитого
корыта?
Слайд 49А теперь, ребята, переходим к Сказке о попе и о работнике
его Балде ,
Кто главный герой этой сказки?
Слайд 50Кого встретил поп разгуливая по базару? В какие отношения вступают главные
герои?
Слайд 51Почему поп послал Балду собрать оброк с чертей?
Попадья говорит: "Знаю средство,
Как
удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
Н Балду-то без расплаты отправишь".
Слайд 52Чтобы не платить оброк , бесёнок придумал Балде испытание. Какое?
Кто скорее
из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,…
Слайд 53Кто оказался победителем в этой сказке?
Слайд 54Кто оказался побеждённым и почему?
Слайд 55Что роднит сказки А. С. Пушкина с русскими народными сказками