Слайд 1Интегрированные занятия как одна из форм психолого-логопедического сопровождения обучающихся с нарушениями
речи в общеобразовательной школе
Подготовила:
учитель-логопед
МБОУ «СОШ №59» г. Курска
Мунтян Елена Михайловна
Слайд 2 В последнее время увеличивается число обучающихся с речевыми нарушениями, испытывающих трудности
при усвоении школьной образовательной программы. Для такой категории школьников необходимо коррекционное сопровождение, направленное на создание системы комплексной помощи в освоении образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в психическом и речевом развитии обучающихся.
Слайд 3Актуальность проблемы
Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для получения универсальных
учебных действий в соответствии с ФГОС возможно при организации психолого-логопедической работы.
Одним из основных и актуальных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие психолога и учителя-логопеда, обеспечивающее системное сопровождение младших школьников с речевыми проблемами.
Слайд 4Психологический портрет ученика, имеющего недостатки устной и письменной речи:
- низкая работоспособность,
повышенная утомляемость, быстрая истощаемость;
- несформированность произвольности психических процессов;
- незрелость эмоционально-волевой сферы (повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость);
- низкая учебная мотивация (нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм);
- низкая самооценка (неуверенность в себе).
Слайд 5 Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном
учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Интегрированное занятие – это особый тип занятия, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Слайд 6
Актуальность проведения интегрированных занятий
1. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию
окружающей действительности во всём её многообразии и единстве, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
2. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности.
3. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности.
4. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов.
Слайд 7 Работа учителя-логопеда в рамках интеграции
Развитие звуковой стороны речи.
Развитие лексического запаса
и грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Формирование полноценных учебных умений и навыков
Слайд 8Работа психолога в условиях интеграции
Развитие и коррекция высших психических функций.
Активизация
познавательной деятельности.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Слайд 9Задачи интегрированного занятия:
Дидактические задачи:
обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки
обучающихся с речевыми нарушениями;
закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия);
учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности;
учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.
Слайд 10 Коррекционные задачи:
закреплять навыки правильного звукопроизношения;
грамматического структурирования высказывания;
преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения;
развивать высшие психические функции.
Слайд 11 Воспитательные задачи:
вызывать желание вступать в контакт с окружающими;
воспитывать умение
организовать общение, включающее умение слушать собеседника;
воспитывать гуманистическое, толерантное
отношение к сверстникам, товарищам;
воспитывать умения взаимодействовать в
команде.
Слайд 12Здоровьесберегающие задачи:
Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности,
смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.
Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.
Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
Слайд 13Взаимосвязь разных видов деятельности
Музыкально-ритмическая
Логико-матимати
ческая
Физкультур
ная
Изобрази
тельная
Познаватель
ная
Психологи
ческая
Речевая
Слайд 14Структура интегрированных занятий
чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого
материала разделов программы на каждом занятии;
взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
систематичность и доступность изложения материала;
необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Слайд 15Построение интегрированного занятия
с наращиванием степени сложности материала;
имеют тематическую направленность;
учащиеся информируются
о цели занятия, о плане совместной работы;
обсуждают практическое применение полученных умений и навыков.
Слайд 16Этапы интегрированных занятий:
вход, установление контакта, проверка мотивации;
сообщение темы занятия, обсуждение плана
совместной работы;
разминка или подготовительная работа;
актуализация имеющихся знаний;
понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний;
первичное, в расчете на самого слабого ученика;
системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания;
итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия; взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.
Слайд 17 Темп занятия меняется с учетом динамики работоспособности обучающихся.
Формы выполнения заданий разнообразны:
индивидуально, парами, коллективно, группой.
Деятельность обучающихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, правильность, аккуратность, старательность и др.
Слайд 18Выводы
занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет
или явление рассматривается с нескольких сторон;
у детей формируется познавательный интерес и занятия дают высокую результативность;
переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;
интегрированные занятия объединяют общими впечатлениями и переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений; совершенствованию грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи.
Слайд 19Литература:
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1996.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.
Как преодолеть трудности в обучении детей. -М., 1999.
Беличева С.А., Коробейников И.А.,Кумарина Т.Ф. Диагностика школьной дезадаптации.-М., 1993.
Воронин Л.Г. Вопросы теории и методологии исследования высшей нервной деятельности человека. — М., 1982.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
Дуева Т.И., Суворова Е.Н.. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.
Димитрова Т.А.. Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях. – Интернет-ресурсы, сайт «Открытый урок».
Слайд 20Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю., «Организация логопедической работы в школе», Москва, 2005г.,
Творческий центр «Сфера».
Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе. — М., 1994.
Белая К.Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4
Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О.Е. Громова. М.2008.
Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.
Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., «Логопедия: методические традиции иноваторство»,2003г., Москва, изд-во «Московский психолого-социальныйинститут».
Ястребова Л.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 1999).