Слайд 1 ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ЩЕЛКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Конференция «Инновационные направления деятельности педагогического
коллектива в контексте системных изменений в сфере профтехобразования РФ»
Инновационные направления
в формировании ключевых
компетенций
(на основе метода проекта)
Преподаватель истории и
обществознания Киреева Н.Н.
Слайд 2В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное
внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников Щелковского филиала.
Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно -ориентированный подход в образовании, является метод проектов.
По положениям ФГОС каждый обучающийся должен выполнить проект по общеобразовательному предмету, который он выберет.
Слайд 4Соотношение компетенций студента и
видов деятельности для их формирования
Слайд 5Учебно-познавательные компетенции
Слайд 6Информационные компетенции (ИКТ).
Слайд 8
Проектная деятельность обучающихся
совместная деятельность
общая цель,
согласованные методы
способы деятельности,
общий результат
актуализация приобретаемых
компетенций.
Именно проектная деятельность способна сделать учебный процесс для обучающегося личностно значимым, таким, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, активность, фантазию, креативность, самостоятельность.
Слайд 9При использовании данного подхода представляется возможность соединить цели образования, профессиональную деятельность,
а также перейти от воспроизведения знания к его практическому применению.
Слайд 10
Проектное обучение
является той педагогической технологией, которая в большей степени, чем
многие другие, отвечает требованиям профессионального обучения.
Слайд 11
ПРОЕКТ – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение
оптимальным способом заранее запланированного результата.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы обучающихся, но только как способов достижения результата проекта.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
ГЛАВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К ПРОЕКТУ является обязательное наличие проблемы, цели, планирования и презентации своего проекта.
Слайд 12Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых
студенты:
самостоятельно и охотно добывают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные компетенции, работая в разных группах;
развивают у себя исследовательские умения (умение выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
развивают системное мышление.
Слайд 13Формирование у студентов опыта проектной деятельности осуществляется по двум основным направлениям:
включение метода проектов в процесс изучения различных дисциплин, предусмотренных учебным планом,
проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Слайд 14Принципы метода проектов, формирующие содержательные аспекты профессиональной компетенции
Слайд 15Сильные и слабые стороны метода проектов
проектов:
Исследовательские проекты
Творческие проекты
Ролевые, игровые проекты
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
Практико-ориентированные (прикладные) проекты
Слайд 17 Классификация проектов по типу предметно-содержательной области
- Монопроекты:
литературно-творческие
естественно-научные
экологические
языковые (лингвистические)
культуроведческие
спортивные
исторические
- Межпредметные
Слайд 18Алгоритм составления проекта
Тема
проекта
Проблема
Цель
проекта
Задачи
проекта
Ресурсы
Мероприятия
проекта
Слайд 19Проект состоит из «5 П»:
Шестое П – портфолио, папка, в
которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и т.д.)
проблема
планирование
поиск
продукт
презентация
Слайд 201. Проблема, актуальность исследования
2. Представляется теоретический материал, в котором предполагается способ решения
этой проблемы.
3. Формулирование рабочей гипотезы.
4. Цель и задачи исследования
5. Методика исследования (объект и методы изучения)
6. Результаты исследования (перед презентацией результатов – накопление фактов, наблюдений, доказательств, их сравнение, анализ и синтез, и т.д.) Результаты представляются обобщенно в виде таблиц, графиков, диаграмм, фотографий, рисунков и т.д.
7. Выводы
8. Практическая значимость работы (практические рекомендации).
Методика создания проектов является ЕДИНОЙ для всех типов проектов
Слайд 21Учебный проект
– это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других
видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Слайд 23Критерии оценки проекта и проектной деятельности
Слайд 24
Применяя проектную деятельность в процессе подготовки специалистов, мы формируем
общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:
самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников – (ОК 4);
используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность – (ОК 2)
развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа) – (ОК 3);
Слайд 25
учатся презентовать свои проекты (ОК 5.)
учатся совместному труду (ОК6. ОК7.).
С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.
Слайд 26Задача преподавателя - отыскать такие пути применения проектирования, которые привлекли бы
к данной деятельности студентов с различным уровнем знаний, умений и навыков, расположили бы их к общей совместной деятельности, активизировали бы интерес к профессии.
Проектирование является тем средством, с помощью которого педагог может расширять горизонт своей компетентности, изменять уровень развития собственной личности, и, конечно, своего профессионализма в контексте обучения проектированию студентов.
Слайд 27Таким образом, применение метода проектного обучения в работе со студентами является
одним из направлений модернизации современного образования. Проектная деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает личности самоопределиться и самореализоваться, что в конечном счете формирует общие и профессиональные компетенции выпускников колледжа, обеспечивающие их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Слайд 28
Презентация выполнена обучающейся группы 21ЦИ-14Щ «Мастер по обработке цифровой информации» Мельник
Анной