Слайд 1Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося
преподаватель ГБУ КО ПОО «Педагогический колледж»
Радс Т.П.
Слайд 4Индивидуальный образовательный маршрут — это индивидуальная программа, рассчитанная на конкретного обучающегося и
преследующая конкретные цели, которые необходимо реализовать в указанные сроки.
ИОМ — это путь или способ реализации личностного потенциала ребенка, развитие его способностей по индивидуальному плану (маршруту).
Слайд 5ИОМ
ИОМ - образовательная программа достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации
стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающегося
ИОМ - вариант целенаправленно проектируемой дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей обучающемуся позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при осуществлении педагогического сопровождения преподавателем
Слайд 6Индивидуальный образовательный маршрут
Слайд 7Технология проектирования ИОМа
Слайд 10Обобщенный образовательный маршрут-совокупность общих для массива обучающихся этапов, периодов, линий, характеризующих
их продвижение при получении образования и отражающих взаимодействие с образовательной средой
Слайд 11Периоды обобщенного образовательного маршрута
Слайд 16При составлении маршрута обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающегося
а именно:
образовательная база (знания,
которыми студент владеет);
психическое и физическое состояние студента;
личностные качества, особенности характера студента (умение работать в команде и индивидуально, вид памяти, социальная активность, мотивированность и т.д.)
возраст;
социальный аспект (пожелания родителей).
Слайд 17Область применения ИОМ
для отстающих обучающихся — восполнить пробелы в знаниях по
определенной теме;
помочь в обучении лицам с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
для слабоуспевающих — такие ИОМ предусмотрены для студентов с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
для одаренных обучащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
для обучающихся, опережающих развитие.
*В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями обучающегося.
Слайд 18Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обусловливается рядом условий:
осознание всеми участниками
педагогического процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации личности обучающегося;
осуществление педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающимися;
организация рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута
Слайд 19При реализации индивидуальных образовательных маршрутов преподаватель предлагает обучающимся
самостоятельно ставить задачи,
интегрировать идеи, замыслы, проекты;
помогает распознавать потребности и мотивы;
оказывает помощь и поддержку в саморазвитии;
обучает способам мышления, приводящим к открытию новых знаний;
учит ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью к преподавателю - тьютору;
помогает работать с информацией, производя ее классификацию;
предлагает занимать и отстаивать собственную позицию, приобретать знания в деятельности, моделирующей будущую профессиональную.
Прежде всего, меняется основная образовательная цель, которая теперь заключается не столько в знаниевой подготовке, сколько в компетентностном подходе к образованию с целью обеспечения условий для самоопределения и самореализации личности.
Слайд 20ИОМ – форма организации обучения,
основанная на принципах индивидуализации и вариативности образовательного
процесса, способствующая реализации индивидуальных образовательных потребностей и права студентов на выбор образовательного пути на фиксированном этапе обучения.
Содержание образования по ИОМ составляет самостоятельное освоение студентами разделов образовательной программы по специальности или профессии.
Цель: - обеспечение достижения обучающимися уровня, необходимого для реализации ФГОС.
Задачи:
- реализация обучающимся индивидуальных образовательных потребностей ;
- реализация дифференцированного подхода в обучении;
- качественная и успешная подготовка к государственной итоговой аттестации;
- обеспечение сотрудничества и равной ответственности субъектов образовательного процесса (студент, педагогический работник, родители (законные представители) в достижении качества образования
Слайд 21Обучение по ИОМ предусматривает:
для обучающихся , не имеющих возможности
ежедневного посещения аудиторных занятий,
- самостоятельную работу обучающегося с получением консультаций преподавателя (в том числе с использованием возможностей Internet);
для обучаюихся , имеющих возможность посещать аудиторные занятия, - сочетание частичного посещения аудиторных занятий и самостоятельной подготовки.
Обучение по ИОМ позволяет во внеучебное время проходить текущую и промежуточную аттестацию (получать текущие оценки, сдавать дифференцированные зачеты, зачеты, в том числе с использованием возможностей Internet).
Обучение по ИОМ не является основанием для неявки на экзамены, различного вида практики, государственную итоговую аттестацию.
Слайд 22Проектирование ИОМ
Целесообразность проектирования ИОМ обучающегося определяется на основании его желания и
согласия родителей (законных представителей), рекомендаций преподавателей, медицинских показаний.
Кому может быть предложен ИОМ:
Обучающимся с повышенными образовательными потребностями и особыми интеллектуальными, творческими, физическими способностями, высоким уровнем развития навыков самообразования;
- находящимся на инвалидности, длительном стационарном или амбулаторном лечении;
- не имеющим возможность посещать учебные занятия в период спортивных соревнований, творческих конкурсов, особых семейных обстоятельств;
- трудоустроившимся
Слайд 23Порядок реализации ИОМ
Обучающийся (несовершеннолетний студент совместно с родителями (законными представителями)) предоставляет
в учебную часть заявление на имя директора о переходе на обучение по ИОМ.
В зависимости от основания к заявлению прилагаются документы: медицинские справки установленного образца, официальные приглашения (вызовы) на соревнования и конкурсы, справки о трудоустройстве и т.д.;
- заведующий учебной частью осуществляет экспертизу представленных документов и представляет их в аттестационную комиссию;
Слайд 24аттестационная комиссия принимает решение о переводе студента на обучение по ИОМ
на определѐнный период или отказе в переводе;
- директор издает приказ на основании решения комиссии; - заведующий учебной частью выдает студенту лист ИОМ, в который участниками организации обучения по ИОМ вносятся следующие сведения:
- режим посещения аудиторных занятий;
- перечень дисциплин; - перечнь тем УД для самостоятельного изучения;
- задания для самостоятельного выполнения; - виды аттестации; - сроков сдачи промежуточной и итоговой аттестации.
Для студентов, восстановившихся на обучение после увольнения с военной службы, перечень дисциплин определяется разницей в учебных планах ( в дисциплинах и учебных часах), подлежащей ликвидации в определѐнные сроки (досдача экзаменов по недостающим УД и ПМ).
Лист ИОМ предоставляется заведующему отделением
Слайд 25Организаторы ИОМ
Заведующий отделением совместно с преподавателями и начальником отдела практики и
трудоустройства :
- определяют период действия ИОМ по каждой дисциплине или практике;
- составляют перечень видов деятельности, необходимых для освоения во время практики;
- составляют индивидуальное расписание занятий, консультаций;
- определяют формы аттестации,
Осуществляет контроль организации обучения студента;
- мониторинг соблюдения студентом сроков и результатов обучения;
- контроль проведения преподавателями консультаций, текущей и промежуточной аттестации; - систематически информирует заместителя директора по УМР и УПР о ходе обучения студента и возникающих проблемах
Преподаватели: - разрабатывают задания для самостоятельной работы, текущей и промежуточной аттестации;
- разрабатывают памятки, алгоритмы, опорные конспекты и другие дидактические материалы;
- планируют результаты обучения в соответствии с ОПОП
-консультируют
проверяют и оценивают самостоятельно выполненные задания;
- проводят промежуточную аттестацию
Слайд 26Председатели П(Ц)К:
- согласовывают и утверждают, разработанные преподавателем, содержание заданий для
самостоятельной работы, текущей и промежуточной аттестации и предоставляют материал заведующему отделением.
Куратор: - обеспечивает сопровождение реализации ИОМ:
поддерживает постоянную связь со студентом;
контролирует соблюдение студентом сроков реализации ИОМ;
сотрудничает с родителями
Старший мастер:
обеспечивает проведение всех видов практики;
осуществляет контроль выполнения студентом программы практики;
-участвует в проведении экзаменов(квалификационных)
Слайд 27Следует учесть!
Студенту, трудоустроившемуся по специальности (профессии), по которой он получает образование,
период работы на предприятии засчитывается в виде практики, при условии выполнения программы практики и предоставления в колледж всей необходимой документации по практике.
Студенту, трудоустроившемуся не по специальности (профессии), по которой он получает образование, колледж предоставляет места прохождения практики, заключив дополнительные договора (соглашения) с организациями и учреждениями, выдаѐт справку для предоставления по месту работы о необходимости прохождения практики в указанный период.
Студент по окончании практики предоставляет в колледж всю необходимую документацию по практике.
Студент по окончании срока обучения сдаѐт лист ИОМ, подписанный заведующим отделением, в учебную часть.
Слайд 28Документация для обучения по ИОМ включает:
- заявление студента (родителя,
законного представителя);
- выписка из учебного плана;
- программы по дисциплинам(на электронном носителе) в соответствии с уровнем освоения учебного материала и сроком реализации ИОМ;
- лист ИОМ;
- приказ директора о переводе студента на ИОМ
Слайд 29ИОМ во внеучебной и воспитательной деятельности
Индивидуальный образовательный маршрут - дифференцированная образовательная
программа, ориентированная на субъектность обучающегося на основе педагогической поддержки, самоопределения и самореализации
Слайд 30Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности
персонально - событийный путь реализации
личностного потенциала студента в процессе внеучебной деятельности в ОО в соответствии с личными предпочтениями и интересами обучающегося.
персональный путь развития обучающегося в контексте духовно- нравственного воспитания.
Индивидуально - образовательный маршрут позволяет студенту самостоятельно сделать выбор и спроектировать персональную линию развития, обрести свою индивидуальность, познать себя
Слайд 31Индивидуальный образовательный маршрут, смоделированный на основе мониторинга ценностных ориентаций, потребностей и
интересов, личной активности и мотивации студента, осуществляется :
через разработку и реализацию программ, проектов, проведение семинаров, проведение социально-педагогических акций, участие в научно-практических конференциях, участие в педагогических чтениях, участие в форумах и фестивалях, проведение обучающих тренингов, партнерства с некоммерческими общественными организациями, создание информационно-методических материалов, создание социальных видеороликов, пропаганды волонтерства, как созидательной силы в молодежной среде, внедрение образовательных и информационно-коммуникационных механизмов и технологий эффективного вовлечения молодежи в добровольческую деятельность в условиях ОО. Результаты индивидуального маршрута внеучебной деятельности, находят отражение в портфолио выпускника.
Слайд 32Формы события ИОМ
по векторным внеучебной деятельности:
программы, проекты, семинары, социально-педагогические акции,
научно-практические конференции, педагогические чтения, форумы фестивали, обучающие тренинги, партнерство с некоммерческими общественными организациями, создание информационно-методических материалов, создание социальных видеороликов, флешмоб, квест- игры, историко - краеведческий поход, мастер- классы и др.
по характеру эмоционального отклика:
положительные, негативные
по степени воздействия на сознание человека:
биографические события, способные изменить жизнь человека, его биографию; нормативные,ненормативные
по локализации события:
события- впечатления, события- мысли, события – поступки
по цели воспитания:
духовно- нравственные, патриотические, социально- значимые и др.
Слайд 33Результат реализации ИОМ во внеучебной деятельности зависит от:
создания компетентностно -
ориентированной образовательной среды;
Стимулирования устойчивых проявлений эмоционально-нравственных чувств, духовного поведения, творческо-познавательной активности и гуманного стиля поведения студентов и педагогов;
использование активных средств, форм, методов воспитания;
разработка критериев эффективности духовно-нравственного воспитания студентов;
референтность носителей духовно-нравственных ценностей участников образовательного процесса.
Слайд 34ИОМ со слабоуспевающими обучающими
Составление плана работы
Анализ ситуации на педагогическом совете
Проведение входного
контроля
Психолого-педагогический консилиум
Организация психолого-педагогических исследований
Работа преподавателей предметников
Контроль преподавания отдельных дисциплин
Постановка на внутриколледжный учет
Уведомление родителей
Педагогический совет
Подведение итогов
Слайд 35Правила сопровождения слабоуспевающего
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не
требовать быстрого ответа на него, давать обучающемуся достаточно времени на обдумывание и подготовку.
Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких обучающихся в отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность им позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких обучающихся уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи обучающегося , ведь он сам очень болезненно к ним относится.
Во время подготовки студентом ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать обучающегося , стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку