Слайд 2Основные характеристики ролевых игр
1. Наличие модели управляемой системы
«Я
в предлагаемых обстоятельствах»
Моделируется взаимодействие людей в предлагаемой ситуации, в которой необходимо принять решение и разыграть ситуацию в лицах
Слайд 32. Наличие ролей
В зависимости от предложенной ситуации участники сами подбирают адекватные
роли.
Каждый участник является носителем определенного образа-роли.
В ролях имитируются различные люди, разные по характеру, личностным особенностям, разной профессиональной ориентации.
Слайд 43. Взаимодействие ролей
Основа разыгрывания ролей – перевоплощение:
войди в игровую ситуацию
создай
свое «второе Я»
используй свою интуицию и воображение
пойми своего партнера, почувствуй его эмоциональное состояние
найди место своей роли среди других – пробуй, играй, раскрывайся
используй свою эмоциональную память
Слайд 54. Различие целей участников игры, исполняющих разные роли
Наличие общей цели у
всего игрового коллектива
Определяются подробно и сообщаются участникам игры
игровые цели:
перевоплощение в несвойственный образ,
победа в конкурентной «борьбе с оппонентом»,
разыгрывание роли соответствующей коммуникативной ситуации
Слайд 65. Многоальтернативность решений.
6. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
Слайд 7Групповое или индивидуальное оценивание деятельности участников игры
Ведущий оценивает:
Правильность решения ситуации
Воплощение ситуации
«Наблюдатели»
проводят
свободный анализ на уровне впечатлений и интуиции
Слайд 8Этапы подготовки ролевой игры
Разработка комплекта ситуаций и их решений:
описание ситуации,
инструкция,
в которой предписано, как вести свою роль, какой стратегии придерживаться, какой характер изображать, как оценивать сложившуюся ситуацию, какие интересы отстаивать и какие цели достигать.
2. Создание процедуры занятия с использованием ролевой игры.
3. Выработка некоторых регламентов, который будет зависеть от количества участников игры, от количества групп и от самой игровой ситуации (2 партнера или 5-7).
Слайд 9Этапы проведения ролевой игры
Введение в занятие
Объяснение процедуры
Объяснение регламента
Объяснение выбора ролей
Объяснение процедуры
решения ситуаций
Объяснение ее воплощения
Слайд 102. Распределение участников
Вариант 1: активные роли распределяются между некоторыми обучаемыми, а
остальные, не получившие ролей, становятся активными зрителями, наблюдателями или выполняют функции арбитра, записывая особенности поведения участников и затем оценивая его последствия.
Вариант 2: участники ситуации разбиваются на небольшие группы единомышленников, и каждая группа берет на себя роль отдельного лица, участника ситуации или возглавляемого им подразделения.
Слайд 113. Изучение ситуаций, их анализ и принятие решений.
Способ генерирования событий
алгоритмизированный,
- спонтанный (эластичный),
- смешанный.
Содержание самих ситуаций или объекта имитации подсказывает выбор способа
Слайд 12Принципы конструирования имитационных игр
Принцип наглядности:
*структура игры и информационная база игрового варианта
должна быть визуализирована (таблицы, схемы и т.д.);
удобно написать точное содержание исходных инструкций для игроков на листочках.
Принцип «открытости» игровой модели:
отдельные элементы игры могут входить готовыми блоками в последующие разработки.
Слайд 13Принцип сбалансированности игровой деятельности и деятельности по поводу игры:
* При создании
игры следует идти по цепочке – формулирование цели проведения игры –формирование деятельности по поводу игры - конструирование игровой деятельности;
Каждая игровая процедура должна занимать столько времени в игре, сколько требуется для понимания участниками ее места в реальной системе.
Слайд 14Принцип насыщения систем управления игры техническими средствами (средства сбора, передачи и
обработки информации).
Принцип сбора, систематизации и обработки экспертной информации:
требуется тщательно продуманная и отработанная методика экспертного оценивания.
Слайд 15Этапы имитационной игры
Подготовительный этап
Участники знакомятся с игровым материалом, проходят инструктаж,
тестирование; «погружение в игру».
Слайд 16Игровой этап
Обучаемые выступают в роли активных участников изучаемого процесса. Качество
подготовленных участниками игры решений для обсуждения зависят от особенностей внутригрупповой работы. Возможны такие варианты интерактивного взаимодействия:
* Закрепление за участниками отдельных вопросов и заслушивание предлагаемых решений в группе;
* Коллективное обсуждение каждого вопроса в виде свободной дискуссии;
Лидер делает стендовый доклад, на вопросы отвечает любой участник микрогруппы, оппонируют представители других микрогрупп.
Слайд 17Заключительный этап
Каждая команда участников игры предлагает и защищает перед экспертами свое
решение
Слайд 18Материалы для проведения игровых занятий
Это могут быть сценарии ролевых игр,
блок-структура
деловой игры,
подробный информационный материал для имитационной игры, конкретное задание для игрового проектирования,
структурированное практическое задание.
Слайд 19Формы структурированных практических заданий
Игровые задания, в которых проблема полностью искусственная («Кораблекрушение»).
2.
Игровое задание, в которых предлагаемая проблема – это реальная ситуация из будущей практической деятельности;
Промежуточный вариант – воображаемая, специально смоделированная, но вполне вероятная в реальной жизни проблема.
3. Искусственная, моделируемая ситуация, не имеющая в настоящее время отношения к будущей работе обучаемых, но выводы и способ решения проблемы применимы для реальной практической ситуации и связаны с целями и задачами учебного курса
Слайд 20Принципы организации и проведения имитационных игр
Принцип полного погружения: участники игры должны
заниматься только изучением вопросов исследуемой проблемы или демонстрируемой в игре системы управления.
Принцип постепенности вхождения участников в игровую ситуацию: первые этапы игры должны быть максимально упрощены и адаптировались к новой ситуации обучения, т.е. все основные сведения участники получают в процессе игры.
Начало игры должно быть простым и коротким
Слайд 21Принцип равномерной игровой нагрузки: практиковать перемещение участников по должностным ролям и
между различными игровыми группами (если участников не меньше 10);
заранее моделировать и включать в игру «случайные ситуации», чтобы нацелить группу на решение слабо изученных ими вопросов или особенно актуальных проблем.
Принцип соревновательности групп.
Принцип правдоподобия моделируемой ситуации: реализуется через реакцию внешней среды, комплект игровых форм документов (как в реальной жизни); взаимодействие участников.
Слайд 22Достоинства и недостатки имитационных игр
Достоинства
Обучают принятию управленческих и социально-психологических решений
на индивидуальном и групповом уровне.
Участники осуществляют разнообразное взаимодействие, т.о. создаются возможности для развития коммуникативной компетентности.
Расширяют кругозор участников и позволяют приобрести бесценный опыт адаптации к новой среде.
Игры проводятся в жестком регламенте, поэтому их можно использовать не только самостоятельно для изучаемой проблемы, но и как компонент другой технологии для достижения разных обучающих и развивающих целей.
Слайд 23Ограничения
Отсутствие знаний и навыков принятия решений приводит к принятию неэффективных
и неправильных решений
Отсутствие коммуникативной компетентности преподавателя влечет за собой негативный опыт общения и конфликты участников игры
Преподавателю очень важно привязать материал игры или ее конечный результат к профессиональной деятельности обучаемых
При несоблюдении регламента игры происходит обесценивание смысла игры («развлечение»)