Слайд 1Гуманистическая теория личности Абрахама Маслоу
Слайд 2Гуманистическая психология — направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность
как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку
Слайд 3Фрейдизм - направление в глубинной психологии, названное по имени австрийского психолога Зигмунда Фрейда.
Бихевиоризм — направление в психологии человека
и животных; буквально — наука о поведении.
Слайд 4Личности, достигшие вершины самоактуализации составляют лишь 1 - 4% от общего
числа людей, а остальные пребывают на той или иной ступени развития.
Слайд 5Иерархия потребностей А. Маслоу
Состоит из пяти ступеней:
Первая — физиологические потребности: дыхание,
пищевые, сексуальные, потребности в самозащите.
Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью.
Третья — социальные потребности.
Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства.
Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.
Слайд 6Принципы мотивации человека
мотивы имеют иерархическую структуру;
чем выше уровень мотива, тем менее
жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми;
с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности.
Слайд 7Самоактуализирующейся личности присущи следующие особенности
Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней
(не прятаться от жизни, а знать, понимать ее).
Принятие других и себя.
Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на дело.
Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений.
Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям.
Слайд 8Неизбывная новизна, свежесть оценок, открытость опыту.
Различение цели и средств, зла и
добра.
Спонтанность, естественность поведения.
Юмор.
Саморазвитие, проявление способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующее творчество в работе, любви, жизни.
Готовность к решению новых проблем, к осознанию задач и трудностей, своего опыта, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.
Слайд 9Конгруэнтность — это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию.
Слайд 10Почему самоактуализирующихся людей очень мало?
неблагоприятные социальные условия, блокирующие удовлетворение низших и
высших потребностей;
незнание человеком своего потенциала, сомнение в своих способностях, страх успеха, который мешает человеку стремиться к самосовершенствованию;
чрезмерное воздействие потребностей в безопасности, которые блокируют стремление человека к росту, самосовершенствованию, изменению, поскольку это может сопровождаться риском, ошибками, тревогой.
Слайд 11Маслоу выделяет четырнадцать высших духовных метапотребностей
целостности личности;
совершенствованию;
завершению;
справедливости, порядку и закону;
активности функционирования;
дифференциации
и сложности;
красоте;
честности, открытости и простоте;
доброте;
уникальности и новизне;
игре и юмору;
истине и чести;
независимости и автономии;
свободе.
Слайд 12Этапы деградации
Формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил.
Создание
дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости.
Создание «чистоты» социального окружения: разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих»; вина и стыд за себя.
Сложение культа «самокритики», признание в совершении даже тех неодобряемых поступков, которых человек никогда не совершал.
Сохранение «священных основ».
Формирование специализированного языка.
Слайд 13Смысл жизни во внешнем мире можно найти тремя способами
совершая поступки;
переживая ценности,
единство с другими людьми, любовь;
переживая страдания.
Слайд 149моментов самоактуализации
Полное переживание настоящего с осознанием того, что происходит в нас
и вокруг нас.
При каждом выборе решать в пользу развития нового неожиданного опыта.
Формировать свое отношение к ситуациям.
Честность и принятие ответственности на себя.
Научиться верить своим инстинктам и суждениям.
Постоянное развитие своих способностей.
Переходные моменты в самоактуализации.
Выявление у себя «психологических защит» и разрушение их.
Удовлетворение потребностей в самоактуализации.