Слайд 3Цели урока:
обобщить и закрепить знания по теме «Фразеология»;
развивать внимание, скорость
мышления; формировать чувство ответственности за результат своего труда;
стимулировать стремление к творчеству и самовыражению;
активизировать эмоциональную сферу;
формировать правила речевого поведения.
Слайд 4ЭПИГРАФ К УРОКУ
Для тех, кто интересуется
историей, культурой своего
народа, фразеология – одна из
самых увлекательных и
занимательных сфер языка.
Н.М. Шанский.
Слайд 5 Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов , которое можно
заменить синонимом, одним словом.
Phrasis – «выражение»
Logos – «учение»
Слайд 6
Фразеологизмы – это
средства
выразительности языка
Слайд 7 Проблема
Украшают ли фразеологизмы нашу речь?
Нужны ли они?
Когда их уместно употреблять?
???
Слайд 8ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вставить в текст фразеологические обороты.
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Обрадовались, думали, где припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны любят сыр, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны увидели сыр. Вот одна кружится, потом другая, третья. Сейчас незаметно украдут.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Вдруг появилась лиса. Съела сыр, пока сороки спорили, и ушла. Удалилась, чтобы ее не поймали. Когда сороки увидели пропажу, лиса была уже далеко.
Так и надо сорокам! Нечего было от сыра отвлекаться да спорить!
Глупые сороки.
Нашли сороки в лесу кусок сыру. Не помня себя от радости стали совет держать, где его припрятать, чтобы вороны не нашли. Вороны - известные любительницы сыра, об этом еще Крылов писал. Уже видно, что вороны нюхом почуяли находку. Вот одна кружится, потом другая, третья. Того и гляди украдут средь бела дня из-под носа.
Спорили сороки, стрекотали, а сыр под кустом лежал. Откуда ни возьмись появилась лиса. Съела сыр под шумок и ушла как ни в чем не бывало.. Удалилась подальше от греха.. Когда хватились сороки а, лисы и след простыл.
Поделом сорокам! Не надо было ворон считать!
Слайд 10ВЫВОД.
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали
с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.
Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной.
Слайд 11Сфера употребления фразеологизмов
Стили речи
книжный
разговорный
публицистический
Слайд 12Распределить фразеологизмы по сфере
употребления: разговорный, книжный,
публицистический (работа по вариантам)
Водить за нос,
ломать голову, сложить
оружие, сдержать слово, карточный домик,
из года в год, краеугольный камень, ломать
голову, кривить душой, гадать на кофейной
гуще, дамоклов меч, под открытым небом.
Слайд 13 Проверь себя!
Книжный: сложить
оружие, карточный
домик, дамоклов меч, краеугольный камень.
Публицистический: сдержать слово, под
открытым небом, из года в год.
Разговорный: водить за нос, ломать голову,
кривить душой, гадать на кофейной
гуще.
Слайд 14 Откуда берутся фразеологизмы
Исконно русские
сматывать удочки,
расправлять крылья
Старославянские
как зеницу око,
не от мира сего
Из разных профессий
сгущать краски,
ход конем,
привести к общему знаменателю
Крылатые
слова из мифологии
ахиллесова пята,
нить Ариадны,
дамоклов меч
Крылатые слова и выражения, созданные писателем
Голый король
Счастливые часов не наблюдают
Слайд 15 определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
Топорная
работа; без сучка и задоринки; снять стружку; разделать под орех.
На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один раз отрежь; шито белыми нитками.
Доводить до белого каления; между молотом и наковальней.
Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе; попасть как кур в ощип.
Слайд 16определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота.
Ставить в тупик;
зеленая улица;
на всех парах.
Позолотить пилюлю; как рукой сняло; затаить дыхание.
Замените подчеркнутые слова
фразеологизмами. Что изменилось?
Предложения запишите.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
3. Кирилл целый день бездельничал.
4. Мы догадывались, что он нас обманывает.
5. Первого сентября Оля проснулась очень рано.
Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.
Слайд 18 Отгадайте фразеологические
загадки. Ответы запишите.
Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.
Слайд 19«Море по колено» —
ничто не страшно.
«Мухи не обидит» — кроткий
человек.
«Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.
Слайд 20«Тянуть кота за хвост» —
надолго затягивать какое-либо решение или дело.
«Не разлей
вода» —
дружные ребята.
«Витать в облаках» — мечтать.
Слайд 21«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека.
«Сесть на
шею» —
быть обузой для другого человека.
«Водить за нос» — обманывать.
Слайд 22ПРОВЕРИМ.
1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но
Петя пропускал мимо ушей.
2. Ира узнала, что поездка откладывается, и
повесила нос.
3. Кирилл целый день бил баклуши .
4. Мы догадывались, что он нас водит за нос.
5. Первого сентября Оля проснулась ни свет ни
заря.
Слайд 23Ну а сейчас мы обязательно посетим фразеологический зверинец, где вы, несомненно,
должны угадать несколько фразеологизмов, чтобы продолжить свой путь дальше.
Хитёр как …
Труслив как …
Голоден как …
Здоров как …
Изворотлив как …
Надут как …
Нем как …
Грязный как …
Упрям как …
Болтлив как …
Колючий как …
Слайд 24Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.
Надо самому отвечать
за свои поступки, а не прятаться ...
2. На садовом участке ребята работали дружно, старались не
ударить…
3. Бросились искать приезжего. а его и след ...
4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...
5. Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи…
6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...
7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся
как …
Слайд 25 Какие предложения содержат ошибки в
употреблении фразеологизмов?
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
Яшка сломя голову остановился.
Мы исходили городок
буквально вдоль и поперек.
И так устали мы в дороге ,
что еле…
Слайд 27Загадки –складки
Товарищ твой просит украдкой
ответы списать из тетрадки.
Не надо!
Ведь этим ты другу окажешь …
Слайд 28Загадки –складки
.Дружнее этих двух ребят
на свете не найдешь.
О них обычно говорят :
водой…
Слайд 29Загадки –складки
Фальшивят , путают слова,
поют кто в лес ,кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
от этой песни уши …
Слайд 31
Какие из сочетаний слов являются устойчивыми, неделимыми оборотами речи, а какие
по смыслу делятся на отдельные слова?
«А теперь, не разгибая спины, поднимите руки вверх», - сказал тренер.
Ребята трудились не разгибая спины до самого вечера.
Витя упал, а старший брат поднял его и поставил на ноги.
Родители поставили на ноги сына.
Слайд 32Отгадайте, какие фразеологизмы зашифрованы в этих рисунках
Прочитайте текст. Кто больше найдет
фразеологизмов в тексте?
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Слайд 34 ПРОВЕРИМ
Мой самый близкий
друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
( По Э.А. Вартаньяну)
Слайд 35РУССКИЙ ЯЗЫК БОГАТ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ
УМНЫЙ
Светлая голова
Кладезь премудрости
Семи пядей во лбу
Ума
Слайд 36Найдите соответствие фразеологизма и синонимичного выражения.
1-3 2-7
3-1 4-5 5-2 6-4 7-8 8-6
Слайд 37ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Укажите фразеологизмы со значением «любить»
1. Как свои пять пальцев
2. Яблоку негде упасть
3. Души не чаять
4. Проще парёной репы
5. Носить на руках
6. Положа руку на сердце
2. Найдите фразеологизмы со значением «пропал без вести»
1. Во что бы то ни стало
2. Игра не стоит свеч
3. Ни слуху ни духу
4. Хоть караул кричи
5. Себе дороже
6. Хоть волком вой
7. Кровь из носу
8. Как в воду канул
3. Найдите фразеологизмы со значением «недружно»
1. Душа в душу
2. Засучив рукава
3. Играть на руку
4. Положа руку на сердце
5. Вставлять палки в колёса 6.Кривить душой
7. как кошка с собакой
8. Через пень в колоду
Слайд 39ВЗАИМОПРОВЕРКА
Правильные ответы: 1. 3, 5
2. 3, 8
3. 5, 7
НОС
Задирать нос; вешать нос; встретиться носом к носу; клевать носом;
не видеть дальше своего носа; бояться носа показать; не показывать носа;
остаться с носом; держать нос по ветру.
ГЛАЗ
Мозолить глаза (кому-нибудь); хлопать глазами; говорить в глаза; пускать пыль в глаза; глазом не моргнуть; с глазу на глаз; хоть глаза выколи; смотреть чужими глазами; открыть (кому-нибудь) глаза; как бельмо на глазу.
РУКА
Отбиться от рук; все валится из рук; на скорую руку; умывать руки; сходить с рук; своя рука владыка; прибирать к рукам.
НОГА
Унести ноги; встать на ноги; встать с левой ноги; потерять почву под ногами; падать с ног; сбиться с ног; путаться под ногами; ног под собой не чуять; одна нога здесь, другая там.
Слайд 41 ТЯНУТЬ КАНИТЕЛЬ
Вы, конечно, слышали это
выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением – «медлить, делать что-либо очень долго».
А задумывались ли вы над тем, что такое канитель и почему ее надо тянуть?
В старину медные, серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а также для вышивки по бархату изготовлялись вручную. Мастера нагревали до белого каленья металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась КАНИТЕЛЬ.
Слайд 42
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры
тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки-сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!... Что скажут потом?
На дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтобы вы не сказали: «В стихах-то вода».
НОГУ
Это выражение происходит оттого, что в 14 столетии в Западной Европе знатность определялась длиною башмака.
Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона в два фута, а башмак князя в два с половиной фута.
Вот видите – по башмаку можно было узнать самого знатного.
Впоследствии вместо ЖИТЬ НА БОЛЬШУЮ НОГУ стали говорить НА ШИРОКУЮ НОГУ.
Слайд 45БИТЬ БАКЛУШИ
А что
такое баклуши?
Когда-то на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполняли обычно подмастерья. Поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.
Слайд 46ВРЕМЯ ИСТЕКЛО
Свыше двух с половиной тысяч лет тому назад в Вавилоне,
а позже в Греции и Риме появились водяные часы (клепсидра), которые и были единственным прибором для измерения времени. Они представляли высокий сосуд с отверстиями в дне. Время измерялось количеством воды, вытекающей из сосуда, - время текло.
Это буквальное течение времени осталось в ряде наших выражений: СРОК ИСТЕК, СКОЛЬКО ВОДЫ УТЕКЛО, ТЕКУЩИЙ ГОД.
Слайд 47Выводы
Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.
Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа.
Изучение
фразеологии повышает культуру речи и общую культуру человека.
Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость, образность.
Слайд 48ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В
Г
К
Составить шуточный рассказ, используя фразеологизмы.
Слайд 49 Спасибо за урок!!!!
Мы сегодня не переливали из
пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
Молодцы!
Слайд 50И напоследок я скажу…
Не то беда, что мы всегда
Чего – нибудь
не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть
И скрыть прорехи в знании,
Тому весь век невеждой быть –
Могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьешься своего,
Узнаешь, поумнеешь.