Слайд 1Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 19» Лесик
Наталья Валентиновна
Формы познавательной деятельности учащихся и практическое их применение на уроках русского языка и литературы
Слайд 2Актуальность темы:
Необходимость внедрения современных технологий.
Эффективность обучения , при котором ученик является
активным субъектом.
Слайд 3Задачи:
1.Научить самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
2. Сформировать навыки самоконтроля.
3.
Создать условия для развития и проявления ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, способности к нравственности и творческой реализации своих возможностей.
4. Сформировать навыки работы в команде.
Слайд 4Условия для проявления познавательной деятельности:
Создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе.
Создание
«ситуации успеха» для каждого учащегося.
Включение ученика в активную деятельность , коллективные формы работы.
Использование проблемной ситуации.
Слайд 5Формы познавательной деятельности учащихся:
Индивидуально-обособленная форма.
Фронтальная форма.
Групповая форма.
Коллективная форма.
Слайд 6Индивидуальная форма
Удачно используется во время самостоятельного выполнения письменных упражнений по русскому
языку(работа по вариантам, по рядам), выполнение уровневых заданий, работа с учебным материалом на уроках литературы(например, найти ответы на поставленные вопросы) или самостоятельно изучить теоретический материал( 5 класс. Тема: «Фонетический разбор слова»). Эта форма учит индивидуальному труду и самостоятельной работе, служит подготовкой для занятий самообразования.
Слайд 7Групповая форма
Организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится
перед определенной группой школьников. От учителя требуется, чтобы он уделял внимание каждой группе. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Должна быть индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Слайд 8Коллективная форма
Коллектив обучает каждого своего члена, и в то
же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное,-то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должны становиться достоянием каждого».
Слайд 9Фронтальная форма
Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для
достижения ими общей познавательной задачи. Это самая распространенная в школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках, семинарах, экскурсиях, конференциях.
Слайд 10Формы уроков, в которых используется познавательная деятельность учащихся:
Пресс-конференция
Игра
Самостоятельная исследовательская работа по
подготовке докладов, рефератов, их рецензирование
Путешествие
Практическая работа
Самостоятельная работа
Викторины, тесты
Литературные салоны
Сочинение
Составление словарей
Размышление вслед за писателем
Слайд 11Практическое применение форм познавательной активности учащихся на уроках русского языка и
литературы
Слайд 12«Мозговой штурм»
Найти подходящий эпитет к слову
«мОлодец»
Отважный
Смелый
Отчаянный
Непобедимый
Решительный
Слайд 13Шарады
Числительное плюс гласный-Ансамбль в музыку прекрасной. (три-о)
Корень тот же, что и
в слове сказка, суффикс тот же, что и в слове извозчик, приставка та же, что и в слове расход. (рас-сказ-чик)
Слайд 14Ребусы
Рас100яние, с3жи, 7я,па3от,во100к, ли100к, 3тон, 3котажная,100рож
Слайд 15Выполнение указанных видов разбора
Из обширного полузабытого болота струится еле заметный ручеек.
Здесь рождается Волга. Волга-родная и любимая река русского народа. ЕЕ называют в народе кормилицей, матушкой, красавицей. На живописном ее берегу расположен поселок.
Болота-1; струится-3; кормилицей, матушкой-2.
Слайд 16Задания сравнительного анализа языкового материала
Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных
вторжений, и автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей.
Составьте схему предложения.
Замените его сложноподчиненным с придаточным причины, отвечающим на вопрос почему? По какой причине?
Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?
Слайд 17Задания, требующие синтеза материала, формулировки выводов
В воздухе чувствовался дурманящий травяной запах,
плывущий с далеких полей.
Замените обособленное определение придаточным предложением; запишите полученное предложение.
Определите способ связи придаточного с главным; составьте его схему.
Слайд 18Работа в группах
На данном уроке учащиеся становятся учеными-лингвистами. Работают в группах(5).Каждая
группа занимается исследованием одного и того же текста( текст 11 века и современная запись этого текста)
Сравните фонетическую систему 2-х текстов.( 1 группа)
Сравните графику текстов. (2 группа)
Сравните лексическую систему текстов. (3 группа)
Сравните морфологическую систему текстов. (4 группа)
Сравните синтаксис и стилистику текстов. (5 группа)
Слайд 19Задания по элементарному первичному анализу языкового материала с последующей дискуссией
Вопрос: «В
чем отличие прямой речи от придаточной изъяснительной части?»
Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».
Какой глагол речи связывает прямую речь со словами автора? Приведите примеры глаголов речи.
Устно замените прямую речь косвенной. Изменился ли смысл в связи с изменением структуры предложения?
А что изменилось в предложении?
Слайд 20Разноуровневые задания
Так, от легкого и элементарного задания до работы с текстом
формируется навык исследовательской деятельности.
Слайд 21Лексическая работа на уроках литературы
А. С. Пушкин
«Царское село»
Портик-крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.
Фасад-передняя сторона здания
Декор-красочно-народное украшение
Флигель-пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания
Слайд 22Соотношение событий
1818
1833-1837
1847
1860-1861
май 1859-зима 1860
Время действия в романе И. С. Тургенева «Отцы
и дети»
В журнале «Современник» напечатан «Хорь и Калиныч»
Рождение писателя
Годы учения в университете
Время написания романа «Отцы и дети»
Слайд 23Использование иллюстраций
При
изучении темы: « Композиционное своеобразие романа. Первое знакомство с Базаровым» можно использовать иллюстрации разных художников , которые помогают образно представить ученикам главного героя.
Слайд 24Работа в группах при выяснении общей композиции стихотворения на уроках литературы
Почему
стихотворение начинается с картины «славной осени»?
Какая часть является главной?
С какой целью выведен во 2-ой части образ белоруса, а 4-ой образ-подрядчика?
В чем противопоставлены 2-я и 3-я части?
Слайд 25Доклады, сообщения
Являются широко распространенными видами устного монолога. Они помогают учащимся глубоко
осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь.
Слайд 26Заключение
Использование всего многообразие видов работ, каждый из которых служит развитию определенных
навыков, помогает достижению единства обучения и воспитания , способствует повышению познавательной активности, воспитывает интерес к уроку, предмету.