Презентация, доклад на тему Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Содержание

Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных

Слайд 1Формирование УУД на уроках русского языка и литературы
Выполнил: учитель русского языка
и

литературы
Кирова А.А.
Формирование УУД на уроках русского языка и литературыВыполнил: учитель русского языкаи литературы Кирова А.А.

Слайд 2
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как

основной приоритет системы образования формирование у школьников общеучебных умений и навыков и способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний, умений и навыков в рамках отдельных дисциплин. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Таким образом, неотъемлемой частью ядра нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Новые федеральные государственные стандарты образования декларируют как основной приоритет системы образования формирование у

Слайд 3Основные виды УУД:
1. Познавательные
2. Личностные
3. Коммуникативные
4. Регулятивные

Основные виды УУД:1. Познавательные2. Личностные 3. Коммуникативные4. Регулятивные

Слайд 4Познавательные УУД (общеучебные действия, включая знаково – символические; логические и действия постановки

и решения проблем)

- Самостоятельное формулирование познавательной цели;
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Структурирование знаний;
- Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Рефлексия;
- Смысловое чтение;
- Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД (общеучебные действия, включая знаково – символические; логические и действия постановки и решения проблем)- Самостоятельное формулирование

Слайд 5Личностные УУД
- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- Смыслообразование;

- Ориентации в социальных

ролях и межличностных отношениях;

- Нравственно-этическая ориентация.
Личностные УУД- Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - Смыслообразование;- Ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;- Нравственно-этическая ориентация.

Слайд 6Коммуникативные УУД
- Планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками;
- Умение

слушать и вступать в диалог;
- Постановка вопросов;
- Разрешение конфликтов, участие в коллективном обсуждении проблем;
- Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Коммуникативные УУД- Планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками; - Умение слушать и вступать в диалог;- Постановка

Слайд 7Регулятивные УУД (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности)
- Целеполагание;
- Планирование;
- Прогнозирование;
-

Коррекция;
- Саморегуляция;
- Контроль;
- Оценка.
Регулятивные УУД  (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности)  - Целеполагание;- Планирование;- Прогнозирование;- Коррекция;- Саморегуляция;- Контроль;- Оценка.

Слайд 8Формирование универсальных учебных действий учащихся направлено на метапредметные результаты
Метапредметные результаты –

это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Отличительной особенностью школьного курса русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его метапредметная направленность.
Формирование универсальных учебных действий учащихся направлено на метапредметные результатыМетапредметные результаты – это освоенные обучающимися на базе одного,

Слайд 9Характеристика русского языка как школьного предмета
Русский язык как учебный предмет –

основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.
На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов .
Характеристика русского языка как школьного предметаРусский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к

Слайд 10Характеристика литературы как школьного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный

облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.
Характеристика литературы как школьного предметаЛитература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Слайд 11Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать

художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры .
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей

Слайд 12Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся на уроках

русского языка и литературы?

Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся на уроках русского языка и литературы? Современному  учителю

Слайд 13Этапы формирования УУД
1. Формирование у учащихся первичного опыта выполнения УУД и

мотивации к его самостоятельному выполнению;
2. Освоение знаний об общем способе выполнения этого УУД;
3. Включение изученного УУД в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин; организация самоконтроля и, при необходимости , коррекция его выполнения;
4. Контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике.

Этапы формирования УУД1. Формирование у учащихся первичного опыта выполнения УУД и мотивации к его самостоятельному выполнению;2. Освоение

Слайд 14Средства формирования УУД учащихся на уроках русского языка и литературы в

5 классе

создание проблемной ситуации; - приём «Знаю-хочу узнать-узнал-научился»; - «Верные-неверные утверждения»;
приём прогнозирования; - приём составления плана; - приём составления граф-схемы; --приём тезирования; -приём составления сводной таблицы;
приём комментирования; - приём логического запоминания учебной информации - дискуссия;
групповая форма работы - проектная и исследовательская деятельность;
написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции; стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн и др.

Средства формирования УУД учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классесоздание проблемной ситуации; - приём

Слайд 15Формы учебной деятельности, развивающие познавательные УУД: 
1. Самостоятельное формулирование познавательной цели (вместо

урока-объяснения нового материала урок «открытия» знаний, которое происходит на всех этапах урока).
2. Поиск и выделение необходимой информации (выделить в тексте новую информацию; построить план ответа и др).
3.  Структурирование знаний (составление вопросов к тексту, «Верные-неверные утверждения»).
4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (творческое домашнее задание: синквейн, грамматическая сказка, акростих; свободный диктант; пересказ материала учебника с использованием опоры (плана, схемы, алгоритма).
5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
6. Рефлексия (листы самооценки, запись ключевых слов изучаемой темы; ролевые игры или творческие задания, для выполнения которых используются знания, полученные на уроке).
7. Смысловое чтение (задание «Ловушка», прием тезирования). 8. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности (задание «Опора» , кластеры).
Формы учебной деятельности, развивающие познавательные УУД: 1. Самостоятельное формулирование познавательной цели (вместо урока-объяснения нового материала урок «открытия» знаний,

Слайд 16Работа с текстом ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
- Составление плана
- Составление граф-схемы
- Тезирование
-

Составление сводной таблицы
- Комментирование
- Чтение с остановками
- Чтение с пометами
- Составление кластера
Работа с текстом  ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД- Составление плана- Составление граф-схемы- Тезирование- Составление сводной таблицы- Комментирование- Чтение

Слайд 17ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Составление кластера
на уроке литературы в 5 классе во время

изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму» создается такой кластер:

Герасим

Портрет

Описание каморки

Отношение к Татьяне

Отношение с дворовыми

Отношение к барыне

Отношение к Му-му

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Составление кластерана уроке литературы в 5 классе во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Муму»

Слайд 18Формирование личностных УУД
Для развития личностных УУД используется воспитательный потенциал русского языка

и литературы, в результате чего учащиеся приходят к пониманию необходимости того, что нужно беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры и работать над развитием и совершенствованием собственной речи.
         В этом помогает система речевых упражнений:
- свободные диктанты,
- поздравления, записки, телеграммы, письма,
- обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.
     Примером могут служить следующие задания: «Найди слова, в которых выражена главная мысль рассказа. Что значит «быть настоящим человеком»?; «Кого вы можете назвать другом? Попробуйте написать рассказ или стихотворение о своем друге.
         Средствами достижения личностных и метапредметных результатов по русскому языку могут служить:
1) текст (например, познавательного, нравственно-социального и культурного характера);
2) иллюстративный ряд (например, схемы, таблицы, модели правил, лингвистических определений);
3) продуктивные задания, т.е. вопросы, на которые в тексте учебников не содержится прямых ответов, в то же время там имеется информация, преобразуя которую (создавая для решения задачи собственную модель реальности), ученик может сформулировать свою версию ответа.
Формирование личностных УУДДля развития личностных УУД используется воспитательный потенциал русского языка и литературы, в результате чего учащиеся

Слайд 19Способы формирования личностных УУД
Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций

младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
К личностным УУД  относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности;
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Способы формирования личностных УУДЛичностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным

Слайд 20Уроки литературы учат школьников ориентироваться в системе моральных ценностей, сопереживать другим

людям, учат помогать ближним.
Анализируя художественные произведения, ребята осуждают злую мачеху из сказки А.С. Пушкина и сочувствуют бедной падчерице. Они жалеют Герасима из рассказа И.С. Тургенева и говорят о недостойном поведении барыни и др.
Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы используются  следующие виды заданий:
участие в проектах;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений;
написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции; стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн и др.
Уроки литературы учат школьников ориентироваться в системе моральных ценностей, сопереживать другим людям, учат помогать ближним.	 Анализируя художественные

Слайд 21Синквейн (пять строк) ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
Проанализировав образ Герасима, пятиклассники

могут составить такой синквейн:

Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
Синквейн (пять строк)  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД  Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн:

Слайд 22Формирование коммуникативных УУД
1. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (задания «Ты

мне - я тебе!», «Взаимоконтроль»).  2. Постановка вопросов (задание «Вопрос – ответ», «Толстые и тонкие вопросы»). 3. Управление поведением партнера - игровые методики, эвристические игры.
4. Умение логично и полно выражать свои мысли – дискуссия, дебаты, спор, творческие проекты, коллективное творческое дело, организационно-деятельная игра.
5. Приёмы осмысления содержания текста («Чтение с остановками», «Чтение с пометками», кластеры).
6. Работа в парах, группах.
7. Инсценировки (басен, сказок).
8. Конкурсы чтецов.
Формирование коммуникативных УУД1. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (задания «Ты мне - я тебе!», «Взаимоконтроль»).  2.

Слайд 23«Толстые и тонкие вопросы» ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

«Толстые и тонкие вопросы» ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Слайд 24Конкурсы чтецов ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
На уроках литературы вместо обычного чтения наизусть

по очереди выученныех произведений можно объявить конкурс на лучшее прочтение стихотворений или басен. Выбирается жюри, которое оценивает группу участников по критериям, которые ребята разрабатывают предварительно.
Критерии:
1) знание текста (1 – 3) ,
2) выразительность (1- 3),
3) эмоциональность, (1 -3б),
4) мимика, жесты (1-3)
10 – 12баллов — «5», 10 – 7 баллов — «4», менее 7 баллов — «3».
Конкурсы чтецов  ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУДНа уроках литературы вместо обычного чтения наизусть по очереди выученныех произведений можно

Слайд 25Формирование регулятивных УУД
1. Высказывание предположений на основе наблюдений;
2. Формулирование вопроса (проблемы

урока) и его цель;
3. Поиск пути решения проблемы;
4. Осуществление познавательной и личностной рефлексии;
5. Соотнесение цели и результата своей деятельности;
6. Выработка критериев оценки и определение степени успешности работы.
Методические приемы:
– опора на личный жизненный опыт обучающихся;
– использование занимательного игрового материала;
– создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
– моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
– составление своего плана решения учебной задачи;
– поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии (найти закономерности и ответить на вопрос);
– прием взаимоконтроля, самоконтроля;
– использование «графика продвижения», который позволит учащимся отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности;
– использование листов самооценки;
– прием взаимооценки.
Формирование регулятивных УУД1. Высказывание предположений на основе наблюдений;2. Формулирование вопроса (проблемы урока) и его цель;3. Поиск пути

Слайд 26«Знаю – хочу узнать – узнал –научился» ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

«Знаю – хочу узнать – узнал –научился»  ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Слайд 27Самооценка, взаимопроверка ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к

концу, и Я хочу сказать ...
- Мне больше всего удалось ...
- За что я могу себя похвалить?
- За что я могу похвалить одноклассников?
- Что я приобрёл?
- Что меня удивило?
- Для меня было открытием то, что ...
- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Самооценка, взаимопроверка ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУДПамятка для учащихся «Рефлексия урока»Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть